Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Своя вселенная


0

13 марта 2010
Количество просмотров: 577
   

Своя  вселеннаяОдин из хитов голландских металлистов называется «Создай свою вселенную». Прекрасное название. К этому зову кто угодно может прислушаться. А уж в таком месте, как театр, без того, чтобы создать свою вселенную, просто не обойтись.

В театре можно многое изучить, многое познать, многое перепробовать, но результатом этого будет лишь осознание того, что театр – это БЕЗРАЗМЕРНОСТЬ, которую до дна познать невозможно. Это, может быть, горькое, но благотворное осознание. Позвольте сказать так: эта БЕЗМЕРНОСТЬ прекрасна своей БЕЗМЕРНОСТЬЮ.

Где-то в середине прошлого века (!) мы показывали сказку в Иркутском Дворце пионеров. Это был какой-то смотр. В зале находилось жюри. Ему понравились все исполнители ролей, кроме одного. Соответственно всем, кроме одного, выдали грамоты и подарки. Этим одним оказался я. Наша милейшая Вера Александровна ИЗМАЙЛОВА, руководитель детского театрального коллектива, немедленно разыскала какой-то подарок и тут же вручила его мне, сопровождая самыми высокими словами. Это был мудрый педагогический шаг. Догадался я об этом позднее. Вера Александровна нас любила. Это был её главный педагогический приём. Всепобеждающий.

На семинаре меня спрашивают: «Бывает, что режиссеру приходится брать в руки молоток, чтобы кого-то в театре усмирить?»
Увы, бывает, потому что, если не пресечь безобразия, дело рухнет. При этом все-таки предпочтительнее обходиться без молотка. Как сказал один американский генерал (разумеется, применительно к своему делу), лучше выпустить из рук молоток, так как человеку с молотком все вокруг кажется гвоздем.

Борис Евгеньевич ЗАХАВА, прямой ученик Евгения Багратионовича ВАХТАНГОВА, учивший нас режиссуре в театральном училище имени Бориса Щукина, считал главным достоинством актера обаяние. Он умел разбирать наши учебные опыты досконально, всегда зрил в корень. Но, говоря об актерских работах, всегда начинал с обаяния, если был для этого повод.
Увы, научить обаянию невозможно, оно или есть, или его нет. Этого «зверя» не поймаешь в клетку никакими ухищрениями.
Другой мой театральный учитель, профессор Зиновий КОРОГОДСКИЙ, говорил: «Обаяние начинается с опрятности». Возможно. Но опрятных актеров гораздо больше, чем обаятельных.
Меж тем обаяние – самое могучее оружие актера, берущее в полон зрительные залы. Этот подарок природы едва не дороже мастерства.

В своей книге «Птицы небесные» Виталий ВЕНГЕР рассказывает, как режиссер Рубен СИМОНОВ был нездоров и репетировал со студентами Щукинского училища гоголевскую «Женитьбу», лежа в кровати.
Репетировать, лежа в постели, мне не доводилось. Но больной, разбитый, утомленный, недомогающий приходил на репетиции не однажды. Уходил всякий раз здоровым, даже температура спадала. Свидетельствую: репетиция лечит.

Режиссерских репетиционных уловок, приемов, ходов на театре наработано великое множество. Одно из распространенных и сильно действующих средств – сравнение сценических ситуаций с жизненными, а героев будущего спектакля – с нашими хорошими знакомыми, еще лучше – с нами самими.
Рассказывают, что один известный режиссёр, который был по очереди женат на нескольких ведущих актрисах своего театра, на репетициях, разбирая сценические перипетии, то и дело говорил, обращаясь то к одной, то к другой своей бывшей жене: «А помнишь, как у нас с тобой было?..»
Ну, у многих других режиссеров такого богатого опыта нет. Но сравнивать сценические истории с житейскими, создавая спектакль, приходится.
Нечасто, но попадаются пьесы, где я люблю всех героев. Хотя многие из них не безгрешны и за иные свои поступки заслуживают, очевидно, осуждения, но – люблю. Это счастливый случай. Навскидку вспомню «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, «Образумься, Христофор!» Аурела Баранги, «Похищение с.» П.Гладилина… Но, скажем, в так называемом первом варианте «Вассы Железновой» я не в силах был полюбить ни одного персонажа, ни единого. Тем не менее при постановке горьковской пьесы сравнивать героев с окружающей нас действительностью и с нами самими, как всегда, приходилось. (С единственной целью – лучше поставить спектакль.) Некоторые исполнители ролей на это жутко, смертельно обижались. Такая жизнь.

Присутствуем с семинаристами-коллегами на репетиции мэтра. Мастер целиком погружен в своих актеров, что-то там колдует, ворожит, чудодействует. Нам не все и понятно, что происходит. Коллега потом говорит: «Ну что за репетиция?! Режиссер же ничего не сделал!» Меж тем, мне кажется, режиссер сделал очень много: он СЕЯЛ для того, чтобы потом ВЗОШЛО. Насильственное, экстремистское, скоростное стремление к результату далеко не всегда хорошо. Принцип «сегодняшняя репетиция ради завтрашней, а завтрашняя – ради послезавтрашней» гораздо плодотворнее. Такие репетиции порой дают результаты, которые поражают и самих участников процесса.

«Режиссер отвечает за все» - эти простые, но бьющие в яблочко слова произнес некогда Александр Павлович ЛЕНСКИЙ, великий актер и режиссер Малого театра. Когда я оказался в Каневе (Украина) на могиле Ленского, я первым делом вспомнил эти слова.
Да-а-а… ЗА ВСЕ. Меж тем за все отвечать невозможно. И потому режиссер – это, в сущности, немыслимая профессия.
Даже спектакль состоит из стольких частей и частиц, что взять их все под свою уверенную власть очень трудно. Но ведь сколько еще всего вокруг спектакля, без чего тоже никак не обойтись. Какой-то злоумышленник упер рекламный щит от фасада ДК. Хорошо, когда режиссер это заметил и принял возможные меры. Но ведь мог и не заметить – не будешь же круглосуточно дежурить возле этого щита.
Или однажды к нам на спектакль пришел солидный, уважаемый человек, директор крупного завода. В гардеробной ему нахамила гардеробщица. Больше он у нас никогда не появился. А ведь режиссер и за это должен отвечать.
В теряющую успех рижскую оперу назначили нового директора. Он быстро навел порядок. Его спросили, с чего он начал. «Уволил злую кассиршу».

«Полны значенья пустяки» - эту строчку Игоря СЕВЕРЯНИНА часто приходится вспоминать как нетускнеющую истину.
На фестивале «Театральная осень на Байкале» в ночном театральном кафе «Палатка №6» Сергей АНДРАСЮК придумал повесить на входных дверях колокольчик. Кто бы ни вошел, колокольчик об этом немедленно извещает. Он всем необычайно полюбился.

Был у нас в «Чудаке» такой спектакль - «Остров нашей любви и надежды». Драматург Геннадий СОЛОВСКИЙ так построил сюжет, что жители заброшенной деревеньки с помощью одного случайного прохожего начинают мечтать об острове любви и благоденствия. Их грезы, конечно, рушатся, но они понимают, что подлинный остров любви и надежды – это то место, где они живут, и те люди, которые всегда с ними рядом. Этот спектакль мы показали на одном из утуликских фестивалей. И образ этого острова неожиданно стал знаком «Театральной осени».
А завершался фестиваль другим спектаклем «Чудака» - «Робинзон и Крузо», где на оторванной от дома во время катастрофы и плавающей в море крыше встречаются азиат и европеец. Их недоверие друг к другу, даже вражда постепенно переходят в привязанность и дружбу, и когда наступает час расставания, они переживают его как драму.
Крыша, одиноко плавающая в море, тоже своего рода остров.
Следом закрывался фестиваль. Всех его участников вызывали на сцену-остров, вручали цветы и подарки. Так и объявляли: «На остров приглашается…» Этот образ потом фигурировал во всех отчетах о фестивале в прессе. Воистину любительский театр для очень многих – это остров любви и надежды.

Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)