Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

ОДЕЖДА без ДЫРОК


0

19 сентября 2007
Количество просмотров: 1722
   


- Катя, как это у вас все получилось?

- Народным ремеслом я интересуюсь еще с тех пор, как под стол пешком ходила, – с пяти лет. Я занималась во Дворце пионеров в кружке народных игрушек. Огромное спасибо Зое Константиновне ХАРЛАП, она научила не просто делать дымковскую, каргопольскую игрушку, но и любить ее. 

Потом я поступила в Иркутское училище искусств. Была у нас такая дисциплина - народные промыслы. Нужно было выбрать себе дело по душе, а так как училась я во время тотального дефицита, выбрала вышивку крестом - самое доступное. С первой стипендии случайно купила энциклопедию русских народных вышивок, где основное внимание было уделено северным вышивкам. И настолько это красивые были узоры, что я сразу же и загорелась.

Закончила учебу, а в стране что творилось! Ищешь не только работу, но и заработок. Я начала художником на Иркутском кирпичном заводе, на участке гончарных изделий. Потом работала  в клубе «Альбатрос», областном детском доме, теперь вот в школе №5. А тем самым заработком и стал костюм – я сотрудничаю с различными творческими коллективами. И впервые в 1998 году на заказ шила народную одежду – двенадцать мужских рубах с традиционной архангелогородской вышивкой.

- А женщин когда обшивать стали?

- Первый женский наряд сшила, когда моя подруга пожелала выйти замуж за борца и певца из театра народной драмы. Захотели они свадьбу играть непременно народную, фольклорную. Я шила ей костюм запорожской казачки. Жених, конечно, был казаком. Получилось дороже, чем обычное  свадебное платье из салона, зато как незабываемо!

Казачки такой свадебный наряд носили до тех пор, пока женская красота увядать не начнет, а потом все драгоценное шитье головным платком закрывали. И, конечно, такой костюм только на праздник надевали, в будни ходили по-простому, ведь вламывали-то женщины как!

А в том костюме, что вы на выставке видели, я езжу в музей деревянного зодчества “Тальцы”. Рукоделие свое на ярмарках представляю.

- Сколько стоит сейчас такая красота?

- Посчитаем хотя бы стоимость сарафана – метр ткани в среднем стоит 1-1,5 тысячи рублей, надо три метра в длину и столько же в ширину, потому что кроим по полному косоклину (юбка-солнце). То есть один сарафан где-то в 6 тысяч выйдет, а еще рубаха, душегрея, кружево да стаканы жемчуга, бусин и стразов! Но это не предел. Приведу в пример Надежду Бабкину, костюмы которой я считаю самыми русскими,  они сшиты по всем правилам. Стоимость полного убора у неё от 90-100 тысяч рублей.

- Что значит русский народный костюм?

- Девка должна к свадьбе быть гладкой, белой, румяной. Не 90-60-90, а в 2-3 раза больше, потому что считалось, чем дороднее, тем здоровее. Кстати, люди тогда были в среднем невысокие: женщина ростом  в 1,5 метра была уже высоковата.

Сначала надевали нижнюю юбку из соображений гигиены, рубаху с вышивкой. Ещё несколько юбок с простенькой вышивкой. Для тепла носили вязаные чулки. Не в тропиках все-таки. Поверх нижней сорочки на праздник полагалось надевать богатую рубаху из тончайшего шитого гипюра или кружев с пышными рукавами, на которые уходило до полутора метров ткани на каждый. Рукава были украшены пришивными воланами, которыми закрывали руки. Зачем? Руки-то были не холеные, даже купеческая дочь что-то по дому делала. Говорили «руки белые», а на самом-то деле они были воланами скрыты. Затем шел сарафан, потом уже, чтобы все это подчеркнуть, добавить форсу, да и для тепла, надевалась душегрея.

Наверх обязательно шаль, это мог быть павловопосадский платок, а у богатых девушек и привезенный из Италии, находят даже платки из Индии и Китая. Купеческие дочери чего только не носили!

Праздничная верхняя одежда жестко крахмалилась, береглась пуще глаза в сундуках и передавалась из поколения в поколение. Нижнюю одежду, что из льна делали, вощили (то же делалось и с нарядными рушниками). Их натирали воском и затем катали сверху горячими камнями, утюгом или горшком. Любая грязь, сажа от печки после этого не страшна. А частая стирка вещь портила. Ну представьте, мы возьмем самое дорогое белье и пойдем его на Китой стирать!

- А куда и зачем все-таки надевали охлобыстень и почелок?

- Почелок – это головной убор с оборочкой из жемчуга, с подвесками. Почелок от слова «чело» - лоб. Его носили, чтобы подчеркнуть белизну зубов, выразительность глаз, ведь натуральный жемчуг как раз природного белого цвета. Почелок расшивался также стеклышками разными, окатанными каменьями… Почелок укрепляли на кокошник. Тот в свою очередь шили на бересте, ведь не было пластика, картона и ДВП. В основе это был туесок, обтянутый для толщины рогожей. Сверху рогожи натягивалась натуральная парча, которая ткалась из тончайших металлических проволок-нитей. Безумные деньги! Представляете, сколько такой головной убор весил! Минимум 5-8 килограммов! Какой хребет крепкий, какую осанку нужно было иметь, чтобы это носить. А еще не забывайте про косу по колено, а то и пониже.

Здесь мы и перебрались к охлобыстню. Какая бы ни была коса, кончик долгий из трех пучков некрасиво смотрится. Косу плели до последнего плетежка и неприглядную кисточку на конце закрывали специальными костниками. Это два скрепленных треугольничка на берестяной основе, шитых жемчугом, камнями. Девушки такими во время танца, например, могли даже драться. Как-то раз мы с товарищем поспорили, он сомневался, мол, какой может быть урон от этого украшения. Я была в костюме и так хлестнула, что у него рубец остался, несмотря на рубаху. Вот тебе и охлобыстень. (Видимо, от этого и пошло выражение «Сейчас как хлобыстну». - Прим. авт.)

Итак, один такой маленький треугольник девушки носили в конце косы, а второй, побольше, на затылке, у её основания, гармонично прикрывая им массу узелков и вязок от кокошника. Но и это еще не все. Куце как-то получается: баба как матрешка на чайнике, а голова маловата. Поэтому сзади на голову привязывали большой бант – чем больше, тем краше, тем богаче…

- Сейчас, конечно, все проще. А как бы, по-вашему, выглядели русские народные джинсы?

- Белые с красной вышивкой понизу, по ширинке, боковым швам, с красными клиньями. С плетеным пояском с кистями.

- Почему белые с красным?

- Эти цвета у русских были самыми любимыми. Сейчас мы видим их совсем другими. Например, русский красный не алый, а бордовый, рдяный. Такой, как если на холст попадет капелька крови. Делали красный краситель из растения марены. Белый тоже понятие относительное. Как можно было тогда до абсолютной белизны высветлить лен? Никак. Поэтому наш белый был слегка бежевым.

- Без чего немыслим русский костюм?

- Без вышивки. Верили, что вышивка – оберег, так что каждый знак в ней вышивался не просто так, а с песнями, обрядами, в определенные лунные сутки, день и месяц. Люди защищали вышивкой на одежде солнечное сплетение, плечи, ведь на них ложилась большая нагрузка. Считали, в любую дырку в одежде может нечисть пробраться и причинить урон. Поэтому вышивками защищали рукава, горловину, а тем более подол. На это есть причина. Почему носили длинные рубахи, в том числе и мужчины, по колено как минимум? Считалось, что по этому колоколу восходит энергия от земли, человек становится «сам себе египетская пирамида». А тут еще масса оберегов вышита, символика нанесена. Человек все время находился под приглядом – считал, что Боженька и духи леса плохого не допустят, в беде не оставят.

- Так легче?

- Посмотреть на нас сегодняшних: религия определяет один уклад, за окном происходит совсем другое – у людей крышу сносит просто от несостыковок. А у древних все сходилось и лишних вопросов не возникало. Смысл жизни был ясен и велик по сути своей.



Юлия ВОЛКОВА,

фото из архива

Екатерины УДОВЕНКО

Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (135)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)