.
,

СЕДЬМАЯ КНИГА: КОНЕЦ или НАЧАЛО?


0

24 октября 2007
Количество просмотров: 1248
   


Когда писатель ставит точку, то, что он хотел сказать миру, иногда становится более акцентированным и ясным для всех, а иногда, наоборот, порождает новые вопросы, споры и домыслы.  Какая же точка получилась у доброй сказочницы Джоан Роулинг?

О «Дарах смерти», безусловно, будут спорить как фанаты мира мамы Ро, так и его строгие критики. Да и просто читатели не преминут не раз и не два высказаться «по поводу». Не удержалась от этого и я, ведь собственный сын наконец-то (о Боже!) освободил компьютер и, прочитав седьмую книгу, принялся заново за весь сериал.

Несмотря на то, что книга в высшей степени «читабельна», сюжет динамичен, текст сдобрен юмором и философическими беседами, она меня откровенно разочаровала. Главным образом тем, что после «Принца-полукровки» ожидался серьезный разговор о статусе добра. Добро или добро, идеи или люди, цель или средства – эти извечные вопросы должны были прозвучать в авторской интерпретации Роулинг и (мне очень этого хотелось) поставить серию в один ряд с «Властелином колец» и «Хрониками Нарнии». Но...

Волан де Морт оказался типичным мегаманьяком, Гарри Поттер – почти Христом (или, если хотите, почти Арсланом из «Нарнии», разве что необритым), а пара Альбус Дамблдор – Северус Снегг, которая и должна была иллюстрировать всю неоднозначность добра и зла, полностью ломает все, что было сделано Ро в первых шести книгах, и, по выражению одного из рецензентов, «схлопывает» мир «поттерианы» и «запирает его в душный сундук». Попытка показать, что добро и зло не абсолюты, что они не только противоположны, но и взаимодополнительны и могут напоминать стволы двух деревьев, сросшихся так, что практически невозможно отделить одно от другого, была предпринята, но что же получилось в итоге?

Альбус Дамблдор, ДИРЕКТОР, «сэнсэй» Гарри с пронзительным взглядом голубых глаз, практически новая аватара Гэндальфа, оказывается хладнокровным манипулятором, движимым манией величия. И его безоговорочная вера Снеггу в пятой и шестой книгах– это не более чем результат шантажа, игра на чувстве вины безнадежно влюбленного человека. Когда Снегг молит Дамблдора спрятать и тем спасти Поттеров, он получает в ответ холодное: «А что я получу взамен, Северус?» Здесь хотелось бы напомнить маме Ро, что существует такая вещь, как логика развития персонажа, что любые изменения, которые происходят в его характере и поступках, должны быть оправданы событиями сюжета. Как я ни старалась, но два Дамблдора – мудрый учитель и теоретик-идеалист, последователь Игнатия Лойолы, - не склеиваются в единый персонаж в моей голове. И то, что в конце книги, когда Темный Лорд побежден, Дамблдор наблюдает за Гарри «с безграничной любовью и восхищением», кажется очередной, плохо подогнанной маской.

Северус Снегг в первых книгах  представляет собой типаж персонажа, достаточно характерного для литературы «фэнтези»,  обозначенного критиками как  «хороший плохой». Богатый внутренний мир и сложные условия детства и взросления,  описанные в шестой книге, давали надежду на то, что история его взаимоотношений с Волан де Мортом и Дамблдором  будет также сложна и интересна. Вместо этого принц-полукровка предстал  человеком (тьфу, простите, волшебником), наделенным всего лишь двумя эмоциями, инфантильным и неспособным выбрать свой путь. Перекладывая тяжесть выбора и ответственность за него на Дамблдора, он умирает, не оказывая никакого сопротивления, и, умирая, заботится об одном – чтобы в последний путь его провожали глаза Лили Эванс. Убого и мелко... И это принц-полукровка, яростный мечтатель и талантливый ученый?

Умница Ро явно поставила точку без любви к своей истории и своим персонажам. Что вышло на первый план – коммерческая необходимость, усталость или что-то другое – судить трудно. Так что книги «Гарри Поттер как философия» я, по-видимому, не дождусь. И все же я глубоко благодарна маме Ро за то, что она дала повод задуматься о раскаянии,  которое разрушает, и раскаянии, которое очищает, задуматься о том,  хорошо ли,  когда «все хорошо»...

У каждого времени своя романтика, и книги открывают пути для ее выражения. Одни времена рождали «Черных мстителей испанских морей» и «Вождей краснокожих», другие – Тимура с командой и челюскинцев на льдине. Наше время, время Миллениума, станет точкой отсчета для жизни десятков тысяч Поттеров. Только пусть в их жизни будет другая СЕДЬМАЯ КНИГА... И пусть их шрамы в виде молнии не перестанут болеть никогда!



Елена ОСТАПЕНКО,

Фото Инны РУКОСУЕВОЙ

Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама

________________________
ТРЕБУЮТСЯ:
ПОЧТАЛЬОНЫ
ДЛЯ ДОСТАВКИ
ГАЗЕТЫ "ВРЕМЯ"
КВАРТАЛ 80,
178,179.
с.т.8-950-134-77-30
Тел. 52-29-55 __________________________
ВНИМАНИЕ!
ПРОДОЛЖАЕТСЯ
ПОДПИСКА
НА ГАЗЕТУ
"ВРЕМЯ"
Тел. 52-29-55 __________________________
Альтернативные
цены подписки
на газеты:
"КОМСОМОЛЬСКАЯ
ПРАВДА" и
"АРГУМЕНТЫ
И ФАКТЫ"
Тел. 52-29-55
ДЕЛОВОЙ ВТОРНИК
Четверг "Толстушка"
Газета выходного дня

Архив новостей

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статей за Декабрь 2017 (103)
Статей за Ноябрь 2017 (188)
Статей за Октябрь 2017 (215)
Статей за Сентябрь 2017 (237)
Статей за Август 2017 (296)
Статей за Июль 2017 (312)