Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

ТОЛСТИХИН -БРЕНД


0

13 декабря 2007
Количество просмотров: 1547
   


Сколько молодых людей маются выбором профессии, соблазняются призрачным, модным, подчиняют свои желания расчету, а осознав ошибку, снова мечутся… Иннокентию Толстихину спозаранку выпал счастливый билет. Учеником пятого класса он попал в хореографический кружок, и сразу таким славным показалось ему это дело, так легко он в него вошел, такие способности, предрасположенность выявились  у него в одно мгновенье, что он в одночасье понял: это его дорога на всю жизнь и ничем иным он никогда заниматься не будет. Угадал и не ошибся. Даже служа в армии, танцевал в ансамбле.

Через годы Михаил Федорович Давыдкин, его первый наставник на хореографической ниве, передал ему свой ансамбль. Иннокентий Толстихин был готов к этому. Уже давно все вскипело.

Важный этап профессионального становления Иннокентия Филаретовича – учеба в Московском институте повышения квалификации руководящих кадров, где он получил крепкую закваску, по-настоящему овладел профессией. Это конец 50-х – начало 60-х годов ХХ века. К классике обучающихся приобщала солистка Большого театра Алла Стенюшина, а народный танец преподавал Он - кумир, академик, король Игорь Моисеев. Он стал его любимым балетмейстером на всю жизнь. Мэтр им необычайно много рассказывал и показывал. А кроме того, каждодневно таскал повсюду за собой – на встречи, на репетиции, на концерты. Его ученики окунулись в море, ощутили его просторы, масштабы, глубины. С той поры у Иннокентия Толстихина сохранилось твердое убеждение, что главное для балетмейстера – ЗНАНИЯ, а уж техническое мастерство – потом.

Толстихин признается, что до этого иногда на занятиях нервничал, покрикивал. А тут увидел, что Моисеев не делает этого никогда, его спокойное, деловое, глубокое замечание, объяснение действует мощнее любого нервного выплеска. Это был тоже урок на всю жизнь.

Начинал Толстихин в Чите. В Забайкалье он обрел дело жизни, пришел к первым успехам. Но Ангарск никогда не был для него чужим. Здесь жила его мама, его сестры, они звали его.

Как это часто бывает, и случай помог. Во второй половине 50-х годов прошлого века директором Дворца культуры ангарских нефтехимиков был Яков Михайлович Фридман, очень опытный человек, у которого был вкус к подбору кадров и особая сноровка в этом деле. Читинец Толстихин носил значок «Ангарск», который ему очень нравился. В Москве, на VI Всемирном фестивале молодежи, Я.М.Фридман случайно увидел человека с ангарским значком на лацкане пиджака. Узнав, что он балетмейстер, имеет опыт руководства хореографическими коллективами и уже познал удачи на этом поприще, стал заманивать его на работу в Ангарск, дал адрес, куда написать. Нет, все решилось не в одну минуту, но свой след этот разговор оставил. Пришел час, Толстихин, решившись, написал письмо в Ангарск. Но ответ  получил уже от сына Якова Михайловича – старшего Фридмана уже не было в живых. Переезд свершился. В 1962 году Иннокентий Филаретович переступил порог ангарского Дворца культуры.

Есть такое понятие: главный город в судьбе. Для Толстихина таким стал Ангарск. Хореографический ансамбль нефтехимиков стал для него любовью на всю жизнь.

Здесь от творил, созидал, терзался, бился. Здесь он жил. У него есть любимая семья. Преданная супруга Нелли Васильевна, два сына, пять внуков, правнук. Но еще его дом и его семья навсегда – это выношенный в сердце хореографический ансамбль и родной Дворец. Можно сказать, он всю жизнь прожил на два дома.

Одна из самых памятных дат для Иннокентия Филаретовича – присвоение его ансамблю звания народного. Это 1965 год. Отмечали это событие в лесу. Кругом полыхал багульник. Красиво необыкновенно. Кто-то предложил: «А давайте назовем ансамбль «Багульник» (а назывался он в то время по ведомственной привязке «Нефтяник»). Так и стало.Четыре десятилетия «Багульник» под началом Толстихина был козырной картой Дворца нефтехимиков, играя которой ДК провел множество ударных мероприятий, выездов, фестивалей, смотров, конкурсов. Карта была беспроигрышная. Говоря сегодняшним языком, «Багульник» и балетмейстер Толстихин – это бренд.

Танцев он поставил не менее двухсот. Вы только прикиньте, что это значит, сколько за этим напора, терпения, фантазии, упорства, темперамента. Титаническая работа. Сотни участников толстихинского ансамбля это хорошо знают, они это видели и испытали своими ногами. Это знают и зрители нескольких поколений, испытавшие на себе азарт, задор, лихое озорство и щемящую лирику сценических полотен балетмейстера. «Багульнику» внимали с почтением и с наслаждением город и область, а еще Монголия, Польша, Германская Демократическая Республика. За границей тоже признали высокосортность этой художественной продукции, изготовленной в Ангарске.

Неутолимая жадность к работе – его фирменная черта. Более десяти лет Толстихин вел одновременно и «Багульник», и детский ансамбль «Школьные годы». Из хореографического класса не выходил с утра до ночи. Порой в день занималось до 7 детских групп, а вечером еще репетиция в «Багульнике». И так – годами.

Когда приезжали именитые гастролеры, Толстихин обязательно шел за кулисы, знакомился с балетмейстером, вступал в беседу, задавал вопросы… Так он познакомился с Надеждой Надеждиной, возглавлявшей легендарную «Березку», с Ольгой Князевой, руководителем хореографической группы Уральского народного хора, с Михаилом Годенко, создателем прославленного Красноярского ансамбля народного танца, и многими другими. Все это – золото в его профессиональной копилке.    

Он умеет все. Скажем, готовить новичков. Сделать танцора из человека с улицы – это, поверьте, морока. На это, говорит Иннокентий Филаретович, требуется два-три года. Новички очень быстро начинали его понимать, он переходил с ними на профессиональный язык, звучали непонятные непосвященному термины, на которые питомцы балетмейстера откликались мгновенно. Он еще все мог показать – исполнить классно любой фрагмент из любого танца. У него это всегда красиво и ловко получалось.

Гордость балетмейстера – его ученики. Юра Болотов с ходу, с одной встречи, попал в Красноярский ансамбль Михаила Годенко. Там же позднее служила Рита Гранкина. Евгений Хохлачев и Ольга Каврус танцевали в Уральском народном хоре. Анатолий Сельнягин – в ансамбле ЗабВО и в Улан-Удэнском театре оперы и балета. В ту же балетную труппу попал Михаил Кондратьев. Руководители ДК нефтехимиков Михаил и Татьяна Бачины тоже, заметьте, его питомцы. Вспоминает Иннокентий Филаретович Владимира Матющенко, Анатолия Кашина, Алексея Мясникова, Александра Каштанова, Владимира Кожеурова, Елену Шехтман, Виктора Жидко, Андрея Абраменко… Ну всех-то не перечислить. Армада!

Как всякий работник культуры, которая всегда в нашей стране была нищей отраслью, он вынужден был подрабатывать на стороне. И делал это тоже с полной самоотдачей. Ставил пляски в профессионально-технических училищах №8 и 35. Довелось работать даже в обществе глухонемых. Для объяснения с новыми подопечными пришлось выучить их язык – иначе не установить было необходимый для дела контакт. Эти необычные исполнители разучивали танцы по счету. Как казус, не без улыбки, Иннокентий Филаретович вспоминает случай, когда один танцор перепутал и на концерте в венгерском танце стал исполнять движение из украинской пляски. Поняв ошибку, он от отчаяния страшно … завыл в страшном гневе на себя и всех напугал.

Когда Толстихин уже оставил эту службу, приходят раз к нему домой люди, что-то невнятное говорят за дверью. Оказалось, это танцоры из общества глухонемых пришли уговаривать его вернуться. Побеседовали, их язык он не забыл и до сего дня. Уговорили...

Еще Иннокентий Филаретович – веселый, заразительный рассказчик, в компании его трудно переговорить. Всяких историй у него за пазухой множество. Не забыть, скажем, такую. В ансамбле Забайкальского военного округа один хорист не выговаривал букву «л», говорил «вожка», «свава» (вместо «ложка», «слава»). Собратья по хору придумали и исполнили розыгрыш, жестокий вообще-то. В те годы многие песни, наличие которых в репертуаре было обязательным, кончались здравицами, понятно в честь кого. И слово «слава» в таких одах было в широком ходу. В финале одной из песен хористы перед словом «слава!» дружно сомкнули рты, и не выговаривающий букву «л» хорист в одиночестве громко пропел  «Свава!» Все понял, оглянулся на собратьев-хористов и вслух выругался: «Свовочи!»          

В работе Толстихин упорен, неутомим, но и весел. Запросто сыплет шутками направо и налево. «С какой ноги начинать?» - спрашивает его непонятливый танцор. «А с крайней», - отвечает балетмейстер.

…Когда мы недавно в родном ДК встречались и беседовали с Иннокентием Филаретовичем, вспоминая былое, он, улучив паузу, засеменил в хореографический зал, где прошла его жизнь. Постоял минуту-другую в тишине и даже взгрустнул: зал-то, мол, тесный, маленький, неудобный, десятилетиями пришлось в нем работать. Все прекрасное, чем славен «Багульник», было создано в этих условиях. Да, ДК нефтехимиков, созданный по проекту ленинградских архитекторов, - здание для Ангарска примечательное. Кто-то сказал в порыве эмоций: «Наш Парфенон». Но хореографами ленинградские архитекторы не были и, само собой, даже в малой степени не представляли, какие требуются условия для занятий хореографическим искусством.

Руководителей разного рода художественных коллективов, в том числе и хореографических, в Ангарске за 60 лет было и есть множество, попадаются среди них и одаренные. Но Толстихин среди всех – один-единственный. С юбилеем вас, Иннокентий Филаретович!



Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ,

фото из личного архива

И.ТОЛСТИХИНА и Н.ЗАХАРОВА



70-е. Этот учитель все мог показать на пальцах. Точнее – на ногах. 

7 января 2010 06:43 - Евгений написал(а):
Это мой аватар
Помогите найти сослуживца Виктора Сельнягина!!!
  • Сообщений: 0
  • Публикаций: 0
  • ICQ:

|

Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)