Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Метранпаж


0

27 ноября 2008
Количество просмотров: 3137
   

МетранпажСегодня даже редакционные и типографские работники не знают, что это такое - метранпаж. Нет нынче такой профессии, соответственно обозначающее ее слово ушло даже из профессионального обихода. А в былые времена это была одна из ключевых типографских профессий. Метранпаж – это наборщик, собирающий на специальных поддонах строчки текста на слитках свинцового сплава в страницы, которые шли потом в печатную машину. Все переменилось, когда пришел к власти компьютер. Линотиписты и метранпажи сошли с арены.

А теперь это затейливое, уплывшее в Лету слово появится, представьте себе, на фасаде гостиницы «Саяны». Почему же? Это отдельная история. От свидетелей и очевидцев давно известно, что иркутские писатели то и дело приезжали в Ангарск, поселялись в гостиницы и вдали от суеты областного центра, от бурелома звонков, случайных и неслучайных встреч колдовали в тишине гостиничного номера над своими рукописями. Трудно представить, как это можно узнать и определить, кто из них когда, над чем, где колдовал. В арсенале историков, известно, есть свои хитроумные лазеры в прошлое. Так или иначе архивариусы раскопали, что в 1968 году в одном из номеров гостиницы «Саяны» Александр Вампилов работал над пьесой «История с метранпажем». И теперь этот факт будет отмечен мемориальной доской на здании гостиницы.
Почему именно «История с метранпажем» рождалась в ангарской гостинице? Кто знает? Вернее, никто не знает. Но, может быть… Извините за сравнение, но оно не кажется мне кощунственным. Достоевский, давно исследовано, просчитал шаги от каморки Родиона Раскольникова до жилища старухи-процентщицы и потом вставил это количество шагов в свой великий роман, как и многие другие реальные подробности. Как известно, действие «Истории с метранпажем» происходит в гостинице. Вот и Вампилов, возможно, хотел ощутить всем существом реалии провинциального гостиничного номера, куда поместил нафантазированное им происшествие. Это, разумеется, только предположение.
Зацепившись за слово «метранпаж», которое и прежде-то было далеко не всем известно, Вампилов построил на нем комедийную интригу своей пьесы. Поселившемуся в гостинице командированному из Москвы метранпажу нахамил в экстазе служебного рвения администратор «Тайги» Калошин. А следом смертельно испугался: кому же нахамил, кто такой метранпаж? Никто не мог ему ответить на этот вопрос, приходили на ум предположения одно страшнее другого. Дело дошло до приступа. Почуяв приближение конца, Калошин вспоминает свою жизнь, растраченную на выслуживание перед вышестоящими, на доказательства служебного соответствия. Он, из породы «маленький начальник», всегда боялся, как он сам говорит, превысить и принизить себя. И теперь горько раскаивается в том, на что ушла жизнь. Его настигают истинные душевная боль и горе.
Сюжет пьесы вроде бы комедия, анекдот, но мастерство драматурга выводит его за эти рамки. Калошин – это тип эпохи, ее порождение и ее жертва.
МетранпажВ пьесах Вампилова нет никаких политических аллюзий, неблагонадежных реплик, непозволительных в эпоху закрученных идеологических гаек выпадов. Но зубастые, хорошо науськанные цензоры чуяли непригодность этих пьес для соцреалистического пространства. Они с неимоверными сложностями пробивались в печать и на сцену. Та же «История с метранпажем», вместе с «Двадцатью минутами с ангелом» составившая цикл «Провинциальные анекдоты», была на подозрении. Текст пьесы изымался из уже сверстанного номера альманаха «Ангара» как неблагонадежный. В родном Иркутске «Анекдоты» появились на подмостках только после трагического ухода автора из жизни. К слову, при жизни только две его пьесы – «Старший сын» и «Прощание в июне» - появились на иркутской сцене. Заградительный частокол был выставлен основательно.
Еще в ХХ веке это началось, а в ХХI продолжается: пьесы Вампилова шагают по всей планете. Не однажды заглядывали они и на любительские подмостки нашего города. Пристрастия театра «Чудак» попали как раз на «Историю с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – вкупе «Провинциальные анекдоты». Они пережили несколько сценических версий, ставились и вместе и порознь и были показаны в течение десятилетий более ста раз. Среди этих спектаклей случались очень памятные.
19 марта 1978 года «Чудак» пригласили в Кутулик, на Вампиловские чтения. Центром празднества стало открытие дома-музея драматурга. Ангарчане оказались самыми почетными гостями на этом торжестве, и им доверили разрезать ленточку перед входом в старый деревянный дом, где прошли детские годы Александра Валентиновича. А затем на сцену районного Дома культуры вышли метранпаж и другие персонажи наших «Провинциальных анекдотов». Фишка, как теперь говорят, состояла в том, что это был первый вампиловский спектакль, сыгранный на сцене Дома культуры Кутулика, известного всему миру как родина выдающегося драматурга.
В 2003 году, когда кутуликский музей отмечал свое 25-летие, его создатели вспомнили ангарский «Чудак» как участника открытия дома драматурга. И мы снова в Кутулике. И снова наши любимые «Провинциальные анекдоты».
За пролетевшие годы мы много раз навещали Кутулик по разным поводам. Особенно запомнился день, когда мы оказались в Аларском районе вместе с целой армадой иркутских писателей, актеров, художников, музыкантов, журналистов… Они в основном и заполнили зрительный зал районного Дома культуры, где наша «История с метранпажем» завершала программу большого творческого дня. Это были особого градуса зрители. Многие из них дружили с Вампиловым, тесно общались с ним, многие реплики, которые вошли в пьесу, они слышали от него в быту, в жизни, на уличных перекрестках и на сходках собратьев-литераторов. Когда они все это воспринимали в сценическом варианте, то реагировали с небывалой энергией и возбуждением. Все это празднично витало в зале. Среди других в рядах сидел патриарх иркутской драматической сцены народный артист Виталий Венгер. Он сам исполнял роль Калошина в «Метранпаже», но проникся большой симпатией к нашему Калошину – Анатолию Трапезникову. Заливисто смеялся чуть не на каждую реплику, аплодировал и показывал нашим «чудакам» высоко поднятый большой палец.
Несколько лет назад мы представляли новую постановку «Анекдотов» на фестивале «Театральная осень на Байкале». В зале на этот раз были уважаемые гости - полтора десятка актеров Иркутского академического театра имени Н.Охлопкова. Нам опять помог увлекающий за собой талант Вампилова. Наутро встретившийся мне заслуженный артист Игорь Чирва (которого, к слову, я как зритель очень люблю) растерянно говорит: «Знаете, наш художественный руководитель сказал: «Самое обидное, что они играют не хуже вас».
Председателем жюри в тот раз был охлопковец, заслуженный артист России Александр Булдаков. Высоко оценив работу нашего нового Калошина – Сергея Андрасюка, он высказал ценное для нас суждение: «Ему начинаешь сопереживать». По соцреалистической схеме Калошина следовало, пожалуй, числить по разряду отрицательных героев. Но такие схемы для Вампилова были недействительны. Вволю осмеяв незадачливого администратора гостиницы, он и сочувствовал ему, и дарил ему долю понимания. В этом нам хотелось следовать за драматургом, создавшим многокровный, содержательный образ. Выше я упомянул слова «комедийная интрига». Но «Метранпаж» - это скорее трагикомедия, где смешное воссоединяется с болью.
Довелось нам показать «Анекдоты» и в Москве, в ЦДКЖ. Без критики, ясно, не обошлось. Одна солидная дама, между прочим, доктор искусствоведения, припечатала: «В спектакле не хватает сатирических нот». Ей, как говорится, виднее. Но мы не считали пьесу Вампилова сатирой, ни в коем случае. Монолог Калошина – это скорее исповедь. Можно сказать, исповедь поколения, ибо в каждом из нас есть частичка Калошина.
С некоторых пор в нашей «Истории с метранпажем» появился новый персонаж – Черт. Такого героя нет у Вампилова. А у нас он появился. Театроведы и практики сцены давно заметили, что в некоторых пьесах Вампилова присутствует наряду с бытом незримое мистическое начало, которое порой руководит действиями, поступками, репликами персонажей.
Французский писатель Франсуа Мориак приезжал в Москву и в интервью по нашемуТВ, запомнилось, говорил: «То, что многие ваши люди не верят в Бога, - это ладно. Но то, что они отрицают существование дьявола, - это удивительно». И в самом деле, верь или не верь, но без сатанинства, дьявольщины, чертовни наша жизнь ну никак не обходится. Нам почудилось, что в «Метранпаже» тоже вступает в дело некая чертовщинка. И у нас появился Черт. Разумеется, мы не обнаглели настолько, чтобы дописывать для него вслед за гениальным мастером сцены текст. Иной раз он лишь повторяет реплики героев. Кроме зрителей, его никто не видит. Для персонажей он существует незримо, где-то в глубинах подсознания. Но некоторыми их действиями он руководит: подсовывает реквизит, подсказывает, подзуживает… Теперь, как хотите, без Черта «Историю с метранпажем» мы и представить не можем.
В Иркутской области много памятных вампиловских мест. В Кутулике, райцентре Алари, есть дом-музей драматурга – место паломничества всех театральных гостей земли Иркутской. На родильном доме в Черемхове, где будущий автор «Утиной охоты» непосредственно явился на свет, нынче, к 70-летию драматурга, была открыта мемориальная доска. В Лиственничном, на Байкале, близ места, где утонул А.Вампилов, установлен белый памятный камень. Неотесанная глыба с выступающим словно из глубины вампиловским автографом стоит на могиле писателя на иркутском Радищевском кладбище. В сквере возле Иркутского академического драмтеатра имени Н.Охлопкова – памятник автору, чьи драмы и комедии прославили театральный Иркутск. Сюда совершают ход участники регулярно проходящих в Прибайкалье фестивалей современной драматургии имени А.Вампилова. Цветы, ветви рябины, слова воспоминаний… Имя А.Вампилова носит Иркутский ТЮЗ. В Иркутске набирает кондиции дом А.Вампилова с библиотекой, музеем, архивом, театрально-литературным салоном… Запинок на пути к полновесному открытию этого культурно-просветительного заведения много, финансовые препоны дыбятся гурьбой, но дела движутся. Фонд А.Вампилова, созданный горячим энтузиазмом Галины Солуяновой, творит много добрых дел в память о любимом драматурге.
Теперь вот и в Ангарске будет памятное место, связанное с именем великого драматурга ХХ века.
…Мы, горстка любителей сцены, возвращаемся с репетиции, приостанавливаемся возле «Саян». Тут теперь свои праздники, но для нас это отныне будет вампиловское место в Ангарске. Стоим и наперебой вспоминаем об Александре Валентиновиче – кому что постучится в душу. Личность незаурядная, и приходят на ум изюминки биографии, творческие изыски и бытовые мелочи, из которых складывается очень необычный портрет…
- Вампилов родился в 1937 году- в столетие со дня гибели Пушкина. И имя ему дали Александр – какое же еще? Но это был и черный год в истории страны. Отец был арестован и погиб в застенках, Саше Вампилову не суждено было его узнать. Так сложилось, что через судьбу многих замечательных людей 1937-й прошел кровавой полосой, убийственным градом…
- Учась в Иркутском университете, Вампилов часто в общежитии ночи напролет исписывал свои записные книжки, а потом отсыпался, на занятия не шел. Приятелям объяснял: «Я точно знаю, что стану, в конце концов, писателем, этим и занимаюсь, а учеба никуда не денется…»
- Поступить с первого захода в универ ему помешал немецкий язык. На другой год он вызубрил наизусть по-немецки фразу: «Поставьте мне, пожалуйста, тройку, а то я опять не поступлю в университет». Это сработало…
- Вампилов никогда не разрезал перед употреблением помидоры и огурцы, говорил, что любит все только в натуральном виде. Друзья с этим считались…
- Знатоки и почитатели знают о Вампилове все. Но ни один из них не смог ответить на вопрос, как зовут местные жители речушку на родине Вампилова, в Кутулике. А называют они ее Переплюйка…
- Режиссер Олег Ефремов, желая помочь продвижению пьес Вампилова на столичную сцену, предложил провести их по разряду «национальная драматургия». Вампилов категорически отказался. Позднее Ефремов каялся, что ему стыдно за тот свой порыв.
Ангарск, гостиница «Саяны». Теперь все мы, оказавшись в этом месте, будем мысленно говорить: «Здравствуйте, Александр Вампилов!»

Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ,
фото Николая СТЕРНИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (136)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)