Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Водка с молоком


0

5 марта 2009
Количество просмотров: 3290
   

Водка с молокомЦелый месяц в Одинске будут наливать всем гостям

27 февраля по восточному календарю Новый год, праздновать который будут целый месяц. В очистительном костре праздника белого месяца Сагаалгана вспыхнуло и превратилось в пепел все самое злое и ненужное из года прошлого.

В Ангарском районе есть своя маленькая Бурятия – село с почти трехвековой историей Одинск. Именно делегация этого села в честь праздника приезжала в Ангарск и привезла на площадь Ленина юрту. В Одинск и держали мы путь, посмотреть, как там люди живут.
Сонной деревенской тишиной, непривычно чистым после города снегом и сенниками, уже наполовину опустошенными скотом за зиму, встретило нас село.
В какую семью обычно идут за традициями? К старым людям. В шелесте их воспоминаний хранится древнее и важное. Вот и нам работники одинской администрации подсказали такую семью. Это супруги Шигнохоевы. Андрей Орбодоевич - ветеран войны (в селе вообще всего два ветерана осталось). Надежда Аполлоновна - труженица тыла. Надежда Аполлоновна родом из Одинска, здесь родились её отец и мать, деды и прадеды. Сколько она себя помнит, никогда в их деревне не отмечали праздник белого месяца.
Водка с молокомА Андрей Орбодоевич, который родом с Ольхона, рассказал, как впервые услышал о Сагаалгане:
- В войну мы служили в Монголии, охраняли водокачку. Тяжко было, солдатского пайка не хватало. Голодные-холодные ездили на верблюдах за 40 километров от части, ходили по юртам, меняли на еду и продавали кто что насобирает. Как-то один монгол говорит: «Вы ничего не продавайте. По деревням ходите, вам сейчас так дадут в честь праздника Сагаалгана». Для меня это было в диковинку. Тогда мы много еды насобирали, на целый месяц пропитания хватило… Хороший, добрый праздник. Его мы начали отмечать лет 15 назад. Женщины наготовят белой молочной пищи, напекут блинов (Масленица ведь тоже в это время), ходим по гостям. Жалко, что мы этого раньше не знали.
Во многом жизнь одинцев связана с местным шаманом Василием Халтановым. Если вы думаете, что это некто дикого вида с бубном, обвешанный амулетами, ошибаетесь. Внешне это простой пенсионер, раньше работал в совхозе инженером. Василий Николаевич живет недалеко от школы. Но в то же время человек это необычный, он способен общаться с духами природы и предков, просить их о помощи – в их семье этот дар передается из поколения в поколение издревле. Его зовут в дом, когда случается болезнь или другое несчастье. К нему обращаются, и просто когда чувствуют: что-то не клеится, настроения и сил нет, работа из рук валится. Шаман проводит обряд, который распространяется на всю деревню, на весь мир – чтобы все жили хорошо, чтобы не было войны и зла. Ведь если все кругом плохо живут, а ты один хорошо, разве это счастье?
Водка с молокомГлавные элементы обрядов – водка и молоко. Их шаман очищает с помощью богородской травы, её дым изгоняет все самое плохое, мало ли в каких руках та же водка побывала. Очищенной жидкостью он капает через окно на улицу, произнося молитву. Потом надо проверить, дошло ли обращение до духов. Для этого подбрасывается монетка. Если орел – все хорошо, если решка – надо продолжать обряд.
Сохранить свою уникальность бурятам было не так просто. В 1939 году в их школах запретили учить на бурятском. Как раз, когда Надежда Шигнохоева пошла в первый класс. А ведь она тогда, как и остальные одинские ребятишки, русского языка совсем не знала. Национальный язык сделали обязательным для обучения с 1991 года, в школу пришла молодая учительница Августина БАРДАНОВА, но уроков дается очень мало – 1-2 часа против 5 часов русского.
В школу как культурный центр села мы тоже съездили. Там нас встретил глава Одинска Игорь АНТОНОВ, который, кстати, в свое время работал директором Одинской средней школы.
Водка с молоком-Сагаалган в Одинске начали праздновать только в 1991 году, - рассказал Игорь Геннадьевич. – После Великой Отечественной войны разрешили проводить молебны в буддийских дацанах, но в селах Бурятии и в Иркутской области это не приветствовалось. Вот и забывать стали. Особенно здесь. Сейчас мы восстанавливаем традиции. Этот праздник означает очищение от всех грехов, от всего злого.
Сагаалган начинается с приготовления пищи. Богатый стол – это символ благополучия, как бы залог удачи в наступающем году. Накануне праздника во всех домах делают блюда, в основе которых в большинстве – молоко. Даже атеист может легко найти в этом зерно истины. К концу зимы в деревнях мясо от забитого осенью скота почти съедено, а холода еще стоят, нужны силы. Молочная пища как раз то, что надо. Из кислого же молока гонят национальный алкогольный напиток – тарасун, крепостью небольшой, около 10 градусов.
Как символ очищающего начала Сагаалгана – большой костер, с которого начинается праздник. В него нужно бросать старые вещи, при этом мысленно расставаться со всем ненужным, лишним и плохим.
Утром в первый день праздника дети должны первым делом сходить и поздравить родителей. Идут споры, сколько длится праздник – полмесяца или месяц. В Одинске решили – пусть будет месяц. В это время нужно навестить всех близких, друзей, а главное - хранить в себе чувство чистоты, добра.
Водка с молокомБольшое внимание в этот праздник надо уделять своей семье. Кстати, у бурят семью ценят превыше всего. В Одинске до прихода советской власти жили именно родами – аймаками, их в деревне было 8.
Говорят, бурят должен помнить свой род до 7 колена. Общаясь в школе с учителями, мы поняли – это соблюдается. Где жили предки, как их звали – дети все знают. Кстати, родня именно до 7 колена у бурят считается близкими родственниками, о чем говорит, например, запрет жениться в пределах этого родства.
Мало кто знает, что в Одинске есть свой музей. Это крошечный кабинет в школе. Но он настолько богат экспонатами! Здесь старинная бурятская кухонная утварь, одежда, приспособления для выделки кожи, взбивания масла. Хаярсан – сундук, угжа – бутылочка для малыша из коровьего рога с надетым на него соском от вымени, шашкаа – форма для выпекания хлеба из березовой чаги. Все это бережно хранилось в местных семьях. Лариса Васильевна ПЛАТОНОВА, учитель начальных классов и смотритель музея, принесла сюда годогон («г» здесь произносится как среднее между «г» и «х» на выдохе, как и в слове Сагаалган) – национальные летние унты своей мамы из ткани и кожи, также много старинной посуды.
С бурятами русские живут бок о бок несколько веков, но, к сожалению, их традиции знают очень плохо. Однако многому не мешало бы у них поучиться.

Юлия ВОЛКОВА,
фото Николая ЗАХАРОВА


Рецепт

В праздник белого месяца принято есть молочную пищу. Традиционное блюдо – саламат. Для него потребуется сметана и ржаная мука. Густую сметану нужно хорошенько прокипятить, не снимая с огня, добавить ржаной муки (до консистенции манной каши). Соль и сахар добавить по вкусу. Кипятить все это нужно до тех пор, пока не отделится масло. Перед употреблением угостить саламатом хозяина огня.


В Одинске сегодня проживает 1021 человек.
Смотритель музея Лариса Платонова принесла сюда унты своей мамы из ткани и кожи.
Супруги Шигнохоевы после свадьбы переехали на несколько лет в Ангарск, но в 1960 году, когда в Одинске образовали совхоз, вернулись. Андрей Орбодоевич работал шофером, Надежда Аполлоновна – дояркой и на посевных работах.
В бурятских семьях дети с малых лет помогают по хозяйству.

На фотографии Игорь Антонов, глава Одинска, с охотничьими бурятскими лыжами (сана), которые хранились у одного из местных жителей.
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (135)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)