Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Лето - это не пятая четверть


0

12 июня 2014
Количество просмотров: 1172
   

Лето - это не пятая четверть
Лето - это не пятая четвертьАнтон СОРИН, психолог:

Психологи просят родителей оставить детей в покое во время каникул

Лето – долгожданная для школьников пора. Девять месяцев они трудились, как лошади: занятия в школе, на курсах, с репетиторами, тренировки, художки и музыкалки. И вот, пока они строят планы на летний отдых, родители думают, чем бы их «загрузить», чтобы «не болтался без дела»?

Наш корреспондент попытался выяснить: правильно ли поступают такие родители? За ответом мы обратились к кандидату психологических наук Антону СОРИНУ.

- Антон Валентинович, предлагаю начать с будущих первоклассников. Как правильно организовать их лето? Понемногу заниматься каждый день или, наоборот, забыть на какое-то время про школу?

- Учить ребенка читать, считать и писать нужно было раньше. А летом нужно создать все условия для полноценного отдыха. Подготовлен ребенок или нет – первый год обучения в любом случае будет для него стрессом. К этому новому и трудному этапу жизни будущий первоклассник за лето должен накопить определенное количество ресурсов.

Ребенок должен «оторваться» в хорошем смысле слова: вдоволь побегать, попрыгать, подвигаться, набраться впечатлений, положительных эмоций, наесться овощей и фруктов. Ведь он в детский сад тоже ходил как на работу. И «трудился» там по 10-12 часов в сутки, жил по определенному распорядку. Это было большой нагрузкой, которую летом с него нужно снять.

- То есть летом первоклассников и учеников начальной школы лучше вообще освободить от всяческой учебной нагрузки?

- За исключением одного пункта: нужно требовать, чтобы ребенок обслуживал себя сам. И если какими-то навыками самообслуживания он еще не владеет, летом его нужно этому научить. Ведь школа требует от ребенка практически полной самостоятельности, значит, он должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, чистить зубы, принимать душ, убирать за собой постель, правильно вести себя за обеденным столом и так далее. Если ребенок собирается пойти гулять на улицу или на занятия по интересам, он должен сам собраться: сложить в сумку ключи от дома, телефон, носовой платок, нужные ему игрушки или вещи, необходимые в музыкальной школе, спортивной секции.

- Есть какой-то педагогический прием, который помогает все эти навыки освоить быстро и эффективно?

- Есть простая схема на все случаи жизни, она пригодится даже тогда, когда родители будут делать домашнее задание вместе с детьми. Это «планирование, исполнение, контроль». Сначала родитель вместе с ребенком обсуждает, что нужно сделать, показывает, как правильно это делается, потом ребенок это делает самостоятельно, а после родитель контролирует результат и обсуждает с ребенком, что было сделано правильно, а что - нет.

Например, летом вы собираетесь ехать в путешествие. Дайте ребенку сумку и поручите собрать его собственные вещи. Но прежде обсудите, что нужно брать, а что нет. И не вмешивайтесь в процесс исполнения. Когда дело сделано, обсудите результат с ребенком: вот эту вещь ты правильно взял, а эта нам в поездке не пригодится, поэтому мы оставим ее дома. Вменяемый ребенок, не отстающий в развитии, с нормальной памятью и функционирующим вниманием (а таких детей – подавляющее большинство) любое дело или навык освоит с двух-трех раз.

- Но нельзя же без книг провести все лето?

- Если ребенок хорошо читает и ему это доставляет удовольствие, пусть читает сколько угодно. Но учить его летом «с нуля» или тренировать скорость и качество чтения не нужно. То же и с письмом: нравится ребенку выводить крючочки и буковки и складывать их в слова - пожалуйста, пусть пишет. Но насильно сажать его за прописи или задачники нельзя! В школе ученику должно быть трудно, но выполнимо. А если за лето пройти всю программу на год вперед, что тогда ребенку делать в школе? Он не будет понимать, зачем туда нужно ходить. Удар по мотивации может быть таким, что человек на всю оставшуюся жизнь потеряет интерес к обучению как к таковому. К тому же если ребенок в школе не имеет каких-то продуктивных задач, он начинает хулиганить. Вряд ли к этому результату стремились родители, «напрягая» его все лето.

- Для каждого класса есть список литературы, который ребенок должен освоить за каникулы.

- Читать нужно не только летом, но и вообще всю жизнь. Но осваивать этот список нужно так, чтобы это занятие не превращалось для школьника в каторгу.

Вместе с ребенком ознакомьтесь со списком, определите те книги, которые он обещает прочитать летом. Это могут быть или наиболее интересные для него произведения, или самые сложные, с которыми лучше спокойно ознакомиться сейчас, а не в учебном году. Родительским контролем будет обсуждение с ребенком прочитанных книг. Кстати: аудиокниги можно использовать на отдыхе, в пути, пока вы добираетесь до какого-то места. Но переходить на них полностью, заменяя ими полноценное чтение обычной или хотя бы электронной книги, нельзя – школьник должен видеть перед собой буквы и автоматически складывать их в слова.

- А если у ребенка есть увлечение, то летом ему тоже лучше «отдохнуть» от него?

- Летом школьник должен заниматься тем, что ему больше всего нравится. Но если в каникулы ребенка по три часа в день запирать в комнате для занятий музыкой, физикой, математикой и так далее, то он это все возненавидит!

На каникулах обязательно должен быть период, когда ребенок занимается «ничегонеделаньем»: гуляет с друзьями, играет, рыбачит, спит, по мере сил помогает на даче и огороде, играет в компьютер – в меру, конечно.

- Антон Валентинович, но хотя бы недели за две до начала учебы есть смысл освежить в памяти прошлогодние знания, чтобы быстрее войти в колею?

- Это ни к чему. Вводить детей в учебный процесс после каникул – задача школы, а не родителей. 1 сентября никто не заставит школьников писать контрольную работу. И если учителя в первые дни учебного года говорят друг другу: «Мои как будто и не учились в предыдущем классе!», это значит, что дети действительно хорошо отдохнули. А пройденный материал в «разгруженные» головы обязательно вернется. Но если родители своим чрезмерным усердием «сорвут» детям лето - дети потом «сорвут» учебный год.

Наталья КОЛОБОВА,
г. Москва,
специально для газеты «Время»,
фото Николая СТЕРНИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (137)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)