Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Стоит ли россиянам бояться китайских инвестиций и китайцев?


0

21 октября 2013
Количество просмотров: 1204
   

А вот история успеха по-китайски. Знакомьтесь: Цао Дэван, семь классов образования, начал работать с 10 лет, в 1987 г. основал компанию Fuyao Glass и превратил ее за четверть века в одного из крупнейших производителей автомобильного стекла в мире; один из главных филантропов в Китае, сумма пожертвований которого, по собственным оценкам Цао, достигла $1 млрд.

Мальчик Дэван, родившийся в бедной семье в послевоенном Китае, был вынужден уйти из школы и начать работать — на велосипеде он развозил фрукты. Затем работал поваром, пытался создать свой табачный бизнес… В 1976 г., уже имея некоторый опыт в коммерции, Цао Дэван устроился менеджером по продажам на небольшой государственный завод по производству специального стекла для гидрометров.

Экономические и политические реформы, начатые Дэн Сяопином в 1978 г., позволили предприимчивым китайцам проявить себя. Завод, на котором работал Цао, терпел убытки, и в 1983 г. Цао смог добиться у местных властей разрешения на управление этим заводом. Перепрофилировав его на производство автомобильного стекла — в Китае как раз начинался автомобильный бум, — Цао быстро вернул завод к прибыльности. Убедившись в правильности выбранной ниши, в 1987 г. Цао вместе с партнерами создает компанию Fuyao Glass и со временем становится ее крупнейшим акционером и руководителем.

Дальнейший рост Fuyao Glass поражает — так же как поражает и рост многих других промышленных компаний Китая, созданных с нуля, не обладавших квалифицированными рабочими и инженерными кадрами и тем не менее всего за пару десятилетий сумевших встать вровень с глобальными компаниями с вековой историей. Сегодня Fuyao Glass — вторая компания в мире по объемам производства автомобильного стекла и четвертая — по объемам продаж.

Получить современные технологии производства Fuyao Glass позволило сотрудничество с мировыми лидерами. В марте 1996 г. Цао продал 51% акций Fuyao французскому гиганту Saint-Gobain. Но уже три года спустя, убедившись, что французы не собираются поощрять рост Fuyao за пределами Китая, Цао выкупил долю обратно — заплатив премию в $40 млн.

В 2002 г. крупнейший на тот момент производитель автомобильного стекла в США — компания PPG инициировала антидемпинговое расследование против Fuyao. Оно продолжалось три года и закончилось победой китайской компании.

Любопытно, что, несмотря на эти инциденты, Цао удалось сохранить хорошие отношения и с Saint-Gobain, и c PPG — последняя в 2005 г. продала Fuyao производственную лицензию, позволившую китайцам построить две суперсовременные производственные линии.

Совершить решающий скачок в лидеры Fuyao Glass позволила первоначальная неразвитость и фрагментированность китайского автомобильного рынка: компания Цао изначально работала на большое число автопроизводителей, выпуская широкий ассортимент стекол для различных моделей в небольших объемах. Когда после кризиса 2007-2009 гг. глобальные автопроизводители решили максимально диверсифицировать свои модельные ряды, многие крупные производители стекла, ориентированные на массовый выпуск небольшой номенклатуры продукции, оказались не готовы оперативно изменить бизнес-модель. А Fuyao Glass изначально именно так и работала. Качество продукции китайской компании к тому времени уже было на уровне: в 2006 г. американское подразделение Volkswagen AG выбрало Fuyao своим поставщиком, годом позже General Motors назвала китайскую компанию своим «поставщиком года».

В сентябре 2013 г. Fuyao Glass открыла свой первый российский завод автомобильного стекла в Калуге, по соседству со своим главным клиентом, Volkswagen. Мощность завода, в который инвестировано 200 млн евро, — 3 млн единиц автомобильного стекла в год, из которых 2/3 будет экспортироваться в Европу.

— Сколько времени вам понадобилось, чтобы принять решение о строительстве завода в России?

— Пятнадцать лет. Впервые я побывал в России в 1997 г. — в составе делегации Китайского собрания народных представителей по приглашению Государственной думы России. После того визита я решил открыть здесь маленький офис — чтобы наблюдать за переменами в России. Тогда, в 1997 г., я сказал себе: «После 20 лет реформ Россия станет одной из самых сильных стран в мире». Потому что у России огромные просторы и природные ресурсы. По многим показателям Россия — номер один в мире. Реформы привели к изменению России, и мы решили, что тоже можем воспользоваться плодами этих перемен.

— Сколько китайских сотрудников будет работать на заводе в Калуге?

— На момент открытия завода у нас 100 китайских работников и чуть более 80 россиян. Но когда в строй будут введены все три очереди завода, у нас будет 1000 работников, из них только 50 китайцев — менеджеров и инженеров.

— Вы построили завод, который будет выпускать автомобильное стекло, но основу для его производства — флоат-стекло — вы будете везти из Китая. Почему вы не открываете производство флоат-стекла в Калуге, какова вероятность, что вы его откроете, и от каких факторов это будет зависеть?

— Потенциал завода — 3 млн единиц автостекол, большая часть пока будет отправляться на экспорт. Я уверен, что в России авторынок может взлететь, но вы должны решить проблему дорог.

Производство флоат-стекла очень зависит от рынка недвижимости. Пока ситуация в мире сдержанная, но в будущем мы можем ожидать роста. Хочу вам открыть маленький секрет: мы уже проводим изыскания, касающиеся конкретных мест для заводов флоат-стекла.


Глобальная компания из Фуджоу

— Сегодня Fuyao Glass — четвертый в мире производитель автомобильного стекла. У вас есть амбиции подняться в этом списке еще выше, будете ли вы строить новые заводы, расширять действующие производства?

— По объемам производства мы уже вторая компания в мире — между Asahi Glass и Saint-Gobain. Мы вложили в Калугу, и мы также инвестируем в США. Мы глобальная компания и, например, крупнейший поставщик General Motors.

— В марте 1996 г. вы продали Saint-Gobain 51% акций Fuyao, но уже три года спустя выкупили долю обратно. Чему вас научил тот развод?

— Я бы не называл это разводом. Просто стратегия у Saint-Gobain изменилась и они решили выйти из СП. У нас по-прежнему дружеские отношения с Saint-Gobain, поэтому не стоит называть это разводом. Вот в подтверждение моих слов sms от вице-президента Saint-Gobain на моем телефоне.

— С американским производителем стекла PPG у вас тоже были непростые отношения, доведшие вас до суда, однако теперь — дружба?

— PPG в 2002 г. инициировала против нас антидемпинговое расследование в США. Судебные разбирательства длились три года, и мы выиграли суд. Сегодня, вы правы, мы друзья с PPG, как и с Saint-Gobain. Конкуренция должна базироваться на взаимном уважении. Мы никогда не хотели уничтожить их, и, думаю, они никогда не хотели уничтожить нас. Благодаря этой конкуренции мы все можем развиваться, разрабатывать новые продукты и расти.

— Fuyao Glass была и остается крупным поставщиком General Motors. Как ваша компания в США пережила кризис 2007-2009 гг., который привел к банкротству GM?

— На нас он большого влияния не оказал. Более того, он предоставил нам отличные возможности. До этого кризиса в Штатах производилось небольшое число моделей автомобилей, но в большом количестве. Соответственно, от производителей стекла требовалось создать огромную линию, на которой будет выпускаться стекло одного и того же размера, но миллионами штук. А сегодня посмотрите, какое разнообразие автомобилей нас окружает, у них разные размеры, формы… То есть и стекла им всем требуются разные. И производителям стекла требуется уже не громадная производственная линия, ориентированная на большие масштабы, а разные производственные линии, способные выпускать разные стекла. Это уже совсем другая технология [производства]. И у нас такая технология была. Ведь изначально мы выпускали стекло [только] для китайских автопроизводителей — а у них были маленькие объемы, но огромное число моделей.

То есть нынешняя рыночная ситуация нам очень подходит и сулит прекрасные возможности. Именно из-за этого рыночная доля PPG и Saint-Gobain упала — они просто не способны выполнять подобные заказы, и, если они захотят поменять производственную модель, им на это понадобится время.

— Какова сейчас пропорция в общем объеме производства Fuyao Glass между китайским и иностранным производством и какой пропорции вы хотите достичь?

— Сейчас приблизительно 6 к 4. Думаю, что сейчас это правильная пропорция, поскольку [помимо развития внутреннего производства] мы также развиваем иностранные заводы, так что дисбаланса не возникнет.


Умное стекло

— В автомобильной индустрии стал очевиден тренд на кооперацию — компании-конкуренты объединяются для разработки новых двигателей, платформ, технологий… Есть ли подобное сотрудничество у производителей стекла?

— Нет. Наши разработки мы ведем самостоятельно — такова природа конкуренции. Я самостоятельно веду разработки — и мои конкуренты тоже. Затем мы представляем результаты нашей работы автопроизводителям, и они выбирают, что их устраивает больше.

— Есть ли потребительские отличия между стеклом Fuyao, Asahi Glass, Saint-Gobain или конкуренция идет только по цене?

— Конкуренция — это сочетание очень сложных факторов, одной ценой вы выиграть никогда не сможете.

— Каковы сейчас расходы Fuyao на R&D?

— 50 млн евро в год.

— Какие новые потребительские качества могут появиться у автомобильного стекла в будущем?

— Стекло трансформируется из простой функциональной перегородки — защищающей от солнца, дождя — в умное стекло: стекло, которое сможет сохранять энергию, транслировать информацию… Сегодня полупроводниковые технологии и технологии солнечных батарей приходят в автомобильное стекло. Это станет трендом.

— Эти новые технологии, должно быть, сначала появятся на автомобилях премиум-брендов?

— Конечно, сначала они появятся на премиум-автомобилях — таких как Bentley. С другой стороны, и на автомобилях Volkswagen уже используются некоторые новые технологии — например, солнечная.

— Вообще, есть ли какие-то различия между стеклами в премиум-автомобилях и в обычных, скажем в Bentley и в Volkswagen, — ведь вы поставляете стекла и тем и другим?

— Стекла для премиум-марок, конечно, отличаются по своим качествам. Например, для Land Rover мы поставляем особое, очень дорогое стекло — одна единица стоит $2000. Такое стекло в обычный автомобиль вы, конечно, поставить не можете.

— Какие автомобили в вашем гараже? Все со стеклами Fuyao?

— (Смеется.) У меня только одна машина — Mercedes-Benz, и в нем не мои стекла.

— А руководство вашего крупнейшего клиента — Volkswagen Group — не ревнует, что вы выбрали их конкурента, а не Bentley и не Audi?

— Bentley — отличная машина, но слишком дорогая для меня. Я много жертвую и достаточно воздержан в том, что касается личного потребления.

— Кстати, о благотворительности. Почему вы так много жертвуете и в какие сферы?

— В общей сложности мои пожертвования уже достигли $1 млрд. Я жертвую религиозным организациям (я — буддист), на образование, на борьбу с бедностью… Деньги, которые я заработал, появились у меня благодаря реформам, затеянным правительством. Поэтому я чувствую потребность отдать часть этих денег обществу.


Предприниматель, а не политик

— Что вы думаете о состоянии китайской экономики и мировой экономики?

— Я не очень оптимистичен в отношении мировой экономики, поскольку проблемы, выявившиеся в 2008 г., до сих пор не решены. Американцы играли ведущую роль в финансовом мире и не только, но, поскольку проблемы США не решаются, прежний порядок сохраниться не может. Американцы верили, что финансового сектора и сектора услуг им достаточно для процветания экономики, промышленность они не развивали. Но теперь, когда они поняли, что это не так, и решили развивать индустрию, на изменение ситуации им потребуется время.

Думаю, что здесь есть связь и с европейским кризисом, и с «арабской весной» — за всем за этим стоят проблемы в США.

Восточноевропейские страны, Россия достигли определенного прогресса в политических реформах, но их экономики находятся еще на начальном этапе [трансформации].

Структура китайской промышленности также несбалансированна, наша экономика тоже переходная. И несмотря на то что ВВП Китая выглядит огромным, из-за этих дисбалансов, а также продолжающегося кризиса в США и Европе я не думаю, что будущее китайской экономики такое уж розовое. Думаю, что нам очень повезло, что у нас в Китае новый лидер, который очень нацелен на то, чтобы преодолеть эти структурные дисбалансы.

— Как я понимаю, китайские власти сейчас переориентируются с привлечения иностранных инвестиций на стимулирование внутреннего спроса, рассчитывая, что именно растущее потребление граждан поможет китайской экономике продолжать расти. Как вы думаете, такая модель заработает?

— Это прекрасная идея — стимулировать внутренний спрос. Но наша проблема не в нехватке потребителей, а в том, что у этих потребителей не хватает денег, чтобы потреблять больше. У наших крестьян по-прежнему нет многих товаров. Но где им взять деньги, чтобы купить их?

— Вы являетесь членом Народного политического консультативного совета Китая. Каковы ваши функции там?

— Это именно консультативный совет — не парламент (в него входят функционеры как Коммунистической партии Китая, так и других партий, а также беспартийные и представители деловых кругов. — «Ведомости»). Честно говоря, я не очень вовлечен в его работу, даже не знаю, в какую группу я вхожу. Мои интересы сконцентрированы на производстве стекла. Политических амбиций у меня нет.

— Вы член Коммунистической партии Китая (КПК)?

— Нет. Я гражданин Гонконга.

— А надо ли китайцу сейчас быть членом КПК, чтобы достичь успехов в бизнесе?

— Но это же вопрос веры: если вы верите в эту идею, вы вступаете в партию. Если нет — нет. Я глубоко уважаю то, что сейчас делает КПК, в противном случае у нас бы не было нынешнего порядка.

— Правда ли, что на любом китайском предприятии, даже частном, должен быть представитель КПК, который надзирает за руководством и работниками?

— (Смеется.) Нет, только на государственных предприятиях. В частных компаниях — нет.


Миссия еще не закончена

— У вас нет высшего образования. Между тем вам приходится вести переговоры и заключать сделки с руководителями глобальных компаний — все они окончили лучшие университеты и бизнес-школы. У вас не возникает дискомфорта в общении с ними?

— Эти люди изучили по книгам, как вести переговоры и заключать контракты. Я же этому учился на практике. Так что не думаю, что в этих умениях я им в чем-то уступаю. И книги я тоже читаю.

— Вы основали Fuyao в 1987 г. Лучший и худший день в истории компании?

— Лучший — каждый новый день. Худшего дня не припомню. В моей системе ценностей то, что пришло, и то, что ушло, — равноценно: то, что я получил сегодня, завтра уйдет, то, что я потерял сегодня, получу завтра. Как предприниматель, ты каждый день с этим сталкиваешься: потери, приобретения. Если придавать этому слишком большое значение, энергии ни на что другое не хватит.

— И в России, и в Китае все изменилось на протяжении жизни одного поколения. Некоторые люди стали очень богатыми. Ваше детство прошло в бедности, а теперь вы миллиардер. Как вы воспитывали своих детей, они-то уже росли совсем в других условиях?

— Думаю, что мои сыновья в порядке. Они очень много работают. А я всегда учил их воспринимать жизнь такой, какая она есть, не придавая большого значения всему внешнему.

— В вашем возрасте многие выходят на пенсию. Что дает вам силы, чтобы продолжать работать?

— В своей деятельности по всему миру мы ощущали и ощущаем большую поддержку автопроизводителей. Теперь мы пришли в Россию — вслед за тем как сюда пришли большие автоконцерны. И эта моя миссия еще не закончена — я должен сдержать свои обещания перед автопроизводителями. В стекольной индустрии я работаю всего лишь 26 лет.

— Кто продолжит ваше дело?

— Мой старший сын — мой преемник, он работает в компании.

— Вы один из первых крупных китайских промышленников, вложивший большие деньги в производство в России. В связи с этим я хотел бы задать вам вот какой вопрос. В России существует опасение (разные люди формулируют его с разной степенью остроты), связанное с тем, что за Уралом живет только 15 млн россиян и в то же время по соседству Китай с миллиардным населением. Мы видим, что все больше китайцев работают на Дальнем Востоке — выращивают овощи, рубят лес… Люди опасаются, что это может стать аннексией, растянутой во времени, — через несколько десятилетий китайцев там окажется больше, чем русских, и территория де-факто перестанет быть российской — как это произошло, например, с Косовом, в котором албанцев стало больше, чем сербов. Что вы можете ответить россиянам на эти опасения?

— Да что вы — это просто бедные крестьяне, которые отправляются в Россию, чтобы заработать несколько монет. Ваша территория никуда не денется. Китайцы — очень мирные, от них не исходит никакой агрессии.

Часть территорий Сибири когда-то были китайскими, но потом по российско-китайскому договору они были переданы России. Если россияне очень волнуются, не хотят ли китайцы вернуть эти земли себе, — не волнуйтесь: китайцы не столь амбициозны, как русские. Наши амбиции ограничиваются тем, чтобы заработать себе на жизнь. И Китай не столь силен, как Россия, чтобы отобрать эти земли.

И, пожалуйста, донесите это до своих читателей: я инвестировал в Россию не для того, чтобы зарабатывать на русских, чтобы забрать что-то у русских. Но для того, чтобы предложить русским хорошее безопасное стекло — надеюсь, вы это оцените.
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (47)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)