Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Инцидент в Портсмуте 1956 года


0

3 ноября 2015
Количество просмотров: 338
   

Инцидент в Портсмуте 1956 года: британцы хотели взорвать крейсер «Орджоникидзе» вместе с Хрущевым?



На прошлой неделе в Национальном архиве Великобритании рассекретили по истечении срока давности группу секретных документов британских спецслужб — контрразведки MI-5 и разведки MI-6. С точки зрения истории холодной войны, определенный интерес представляют в прошлом секретные документы о провале агентов советской разведки из т. н. «кембриджской пятерки» Гая Берджеса и Дональда Маклина и реакции на это старших союзников британцев — американцев. Помимо этого, опубликованы документы, касающиеся тайного инцидента, связанного с визитом в Великобританию в апреле 1956 года на борту крейсера «Орджоникидзе» глав Советского государства — первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева и председателя Совета министров СССР Николая Булганина. Восьмидневный визит высшего руководства СССР был первым визитом самого высокого государственного уровня в западную страну после Великой Октябрьской социалистической революции.

В 2006 году британский Национальный архив впервые рассекретил часть документов об операции британских спецслужб против крейсера «Орджоникидзе». (1) Через год 9 ноября 2007 года британское издание Independent сообщило, что правительство скрывало обстоятельства смерти действовавшего против крейсера боевого пловца по фамилии Крэбб. Опубликованные тогда документы свидетельствовали, что случай в Портсмуте с гибелью Крэбба был отнесен в Великобритании к разряду высших государственных тайн. На BBC писали про погибшего пловца: «Он был героем войны, но в его семье говорят, что он был оставлен своей страной умирать в мутных водах гавани Портсмута».

Вновь рассекреченные сейчас британцами документы подтверждают этот инцидент, к которому, как уже было известно, была прямо причастна британская разведка MI-6. (2) Правда, до сих пор оставалось не ясным, был ли инцидент в Портсмуте опасной самодеятельностью британских спецслужб (как это утверждалось официально), или же действия против советского крейсера были изначально санкционированы британским правительством.
В ходе инцидента без вести пропал британский боевой пловец Лайонел «Бастер» Крэбб. Крэббу было 47 лет, и он имел обширный боевой опыт борьбы с подводными диверсантами в годы Второй Мировой войны. В 1942 году Крэбб служил в Гибралтаре в специальном подразделении по обезвреживанию мин и бомб. Крэбб начал работать под водой, снимая магнитные мины, которые итальянские боевые пловцы устанавливали на днища кораблей союзников. За свою боевую работу в Гибралтаре и на Мальте Крэбб был награжден медалью Георга и представлен к званию лейтенант-коммандера. С 1943 года он уже был старшим офицером-ныряльщиком в Северной Италии, где очищал от мин порты Ливорно и Венеции. За свои военные подвиги в Италии Крэбб был награжден Орденом Британской империи. В качестве ныряльщика Крэбб участвовал в расследовании подозрительной гибели польского премьера в изгнании генерала Владислава Сикорского, самолет которого B-24 Liberator упал недалеко от Гибралтара в 1943 году. После окончания войны Лайонел Крэбб служил в Палестине, где он руководил командой пловцов, которые обезвреживали мины, установленные бойцами подпольной сионистской организации «Иргун». После 1947 года Крэбб демобилизовался с военной службы в чине коммандера (соотв. капитану III ранга).

19 апреля 1956 года Крэбб произвел секретное погружение в гавани Портсмута и больше его живым никто не видел. MI6 пробовало скрыть проведение разведывательной операции. 29 апреля, спустя десять дней после гибели пловца, начальник военно-морской разведки адмирал Инглис инструктировал Адмиралтейство, что должно быть объявлено о судьбе Крэбба в случае вопросов от прессы. По версии адмирала, Крэбб якобы пропал без вести во время операции по расследованию аварии некоего секретного подводного аппарата. Однако советская сторона позднее утверждала, что команда крейсера «Орджоникидзе» видела боевого пловца около борта крейсера 19 апреля 1956 года. Во избежание международного скандала британский премьер Энтони Иден заставил директора MI-5 Джона Синклера уйти в отставку. Официальной версией стало объяснение, что инцидент произошел по причине самовольных действий британской разведки, хотя для операций на территории Великобритании внешняя разведка должна была получать специальную санкцию премьера. Бывший секретарь кабинета сэр Эдвард Бриджес вообще утверждал, что премьер-министр Энтони Иден оставался в неведении об операции в Портсмуте и ее провале в течение следующих пятнадцати дней после инцидента. Однако Хрущев поставил вопрос Идену об инциденте в Портсмуте уже на званном обеде в его честь спустя сутки после случившегося. Известно, что 14 мая 1956 года Иден заявил членам парламента, что в публичных интересах скрыть обстоятельства, при которых погиб боевой пловец.
Тело Крэбба тогда не было найдено, а сами британцы не стали поднимать тревогу и заниматься его поисками из-за присутствия в бухте советского крейсера. Как выяснилось после публикаций документов разведки в 2006 году, Крэбб не был одинок в своей миссии. Он был лишь одним оперативником в группе сотрудников МИ-6, участвовавших в операции против «Орджоникидзе».

Опубликованные сейчас документы свидетельствуют о том, что инцидент с пропажей боевого пловца вызвал переписку между ведомствами MI-6 и Форин Офис. Внешнеполитическое ведомство Великобритании опасалось, что Крэбб был либо захвачен, либо убит советскими моряками. Это означало, что в случае официальных запирательств британских дипломатов могло последовать предъявление миру советской стороной живого Крэбба или его трупа. Так, кстати, и случилось спустя четыре года после инцидента с американским шпионским самолетом U-2, сбитым 1 мая 1960 года над Уралом. Президент США Дуайт Эйзенхауэр тогда официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов. Однако советская сторона тут же опровергла эти утверждения, предъявив обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота, представив всему миру президента США в качестве лжеца.

В конце апреля 1956 года высшие британские дипломаты в своих отношениях с СССР опасались именно подобной ситуации. В частности, они писали британским разведчикам, что в случае если Советы решат раскрыть информацию об операции МI-6 миру, то нет «никаких действий, которые [MI-6] могла бы предпринять, чтобы предотвратить катастрофу». Таким образом, в министерстве иностранных дел Великобритании полагали, что может последовать «катастрофа», если Советы имеют доказательства проведения секретной операции против крейсера. Подобное утверждение в официальной государственной переписке позволяет с уверенностью предполагать, что британское правительство все-таки было заранее в курсе операции против крейсера «Орджоникидзе».

После пропажи Крэбба MI-6 пришлось заметать следы. Из публикаций секретных документов 2006 года выяснилось, что отставной пловец был приглашен на операцию британскими спецслужбистами. Официально в Британии Крэбб занимался бизнесом и являлся совладельцем одной из фирм, занимавшихся производством мебели. Британские спецслужбы допустили явный ляп в операции. За неделю до операции Крэбб сообщил своим сотрудникам, друзьям и родственникам о поездке в Портсмут. Более того, некоторым из них он даже сказал, что собирается нырять в море в Портсмуте. При этом он, разумеется, ничего не сказал им об истинной цели своей «подводной прогулки». По прибытии в Портсмут, Крэбб поселился в одном местном отеле Sally Port Hotel, а его спутник — его куратор и кадровый сотрудник MI-6 Тэдди Дэвис зарегистрировал его под подлинной фамилией, а себя под вымышленной — «Смит». Возникал след, указывающий на связь Крэбба с британскими спецслужбами. После пропажи пловца его родственники и друзья должны были бы начать его поиски и начать их именно в Портсмуте. Через несколько дней после гибели Крэбба прикрывавший операцию сотрудник британской разведки попросту вырвал четыре страницы из книги записи постояльцев гостиницы Sally Port Hotel. На одной из этих страниц и значилось имя Крэбба. Однако обстоятельства дела позволяют подозревать, что в этой гостинице остановились и другие участники операции.
Публикации в британских СМИ 2006−2007 года напустили еще больше тумана на происшествие в Портсмуте. В частности, в них утверждалось, что 15 месяцев спустя после гибели Крэбба в 19 милях от гавани Портсмута было найдено обезглавленное и без рук тело в одежде пловца. Коронер, расследовавший происшествие, постановил, что труп принадлежит Крэббу. Однако в британских СМИ в публикациях 2006 и 2007 года были высказаны сомнения очевидцев опознания, что это был именно Крэбб. Бывший его напарник по подводным операциям некто Сидней Ноулз сообщил BBC, что Крэбб был «разочарован» в Великобритании, посещал митинги коммунистов и разговаривал о переезде в Россию. Ноулз полагает, что его друг, возможно, был убит для того, чтобы предотвратить его побег к русским. Версия о подмене трупа имеет разные толкования. В частности, утверждается, что Крэбб не погиб в водах Портсмута, а оказался в СССР. По другой версии, весь инцидент был делом рук ЦРУ с целью забросить своего агента Крэбба под видом перебежчика в Советский Союз.

Согласно другой версии, озвученной BBC, утверждалось, что под советским крейсером, помимо Крэбба, работала некая вторая группа британских пловцов. Но все архивы об этой операции будто бы решено не предавать гласности еще 50 лет.
И, наконец, 16 ноября 2007 года BBC и Daily Mirror сообщили, что бывший советский боевой пловец Эдуард Кольцов заявил, что он обнаружил Крэбба за установкой магнитной мины на корпус крейсера «Орджоникидзе» под снарядным погребом корабля и перерезал ему горло. (3) Однако журналистское расследование Александра Хроленко из российского издания Минобороны «Красная звезда» не подтвердило эту версию BBC. Согласно расследованию, получалось, что пенсионер Кольцов — это самозванец, не имеющий никакого отношения к Вооруженным Силам СССР. (4)
До сих пор не ясно, чем занимался британский боевой пловец (пловцы?) под днищем советского крейсера. По официальной британской версии, британцев интересовали гребные винты «Орджоникидзе». Однако совершенно не понятно, зачем британцам нужно было знать об «изюминках» советского корабля — легкого артиллерийского крейсера класса 68-Бис, который безнадежно устарел по всем позициям еще на стадии своего проектирования. Неужели британцы собирались взорвать крейсер вместе с Хрущевым? Существует и такая версия: Крэбб, на самом деле, выполнял дружественную миссию безопасности и проверял, нет ли магнитных мин, прикрепленных под днищем советского крейсера. Тем не менее, последние публикации рассекреченных документов в Великобритании позволяют определенно судить о том, что британские власти в конце апреля — начале мая 1956 года очень не хотели, чтобы британский боевой пловец Крэбб был схвачен живым или мертвым советскими моряками.

Как бы там ни было с различными версиями того, что случилось в водах Портсмута 19 апреля 1956 года, главное — это то, что инцидент сорвал стремление советского руководства улучшить отношения с Западом на волне курса на десталинизацию после февральского ХХ съезда КПСС. «Миссия дружбы и мира», как ее называли в СССР, провалилась. Более того, инцидент в Портсмуте стал прологом системного ухудшения отношений Великобритании с СССР именно в 1956 году. В октябре этого года СССР был атакован на Ближнем Востоке интервенцией Великобритании и ее союзников в зоне Суэцкого канала, а в Восточной Европе — инспирированной британскими спецслужбами кровавой националистической революцией в Венгрии.

(1) Крабб нырнул под корабль Хрущева и не вернулся // http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_4 924 000/4924116.stm
Secret spy diver report revealed // http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/england/hampshire/5 068 860.stm
(2) The Spy Files: How agents feared Soviet Union’s PR machine was behind disappearance of frogman Buster Crabb // http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/11 948 979/spies-soviet-fears-over-buster-crabb-disappearance.html
(3) Russian 'killed UK diver' in 1956 // http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/7 097 646.stm
(4) Александр Хроленко. Фальшивая «Барракуда» // http://old.redstar.ru/2008/09/2709/702.html
Аналитическая редакция EADaily
Подробнее: https://eadaily.com/news/2015/10/29/incident-v-portsmute-1956-goda-britancy-hoteli-vzorvat-kreyser-ordzhonikidze-vmeste-s-hrushchevym
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)