Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Москва хочет отдать Сибирь госкорпорации


0

15 февраля 2013
Количество просмотров: 556
   

Сегодня на красноярском форуме в очередной раз столкнутся в острой дискуссии сторонники разных подходов к развитию восточных регионов России. обсуждение может оказаться последним и носит, воз­можно, церемониальный характер: появляется все больше сигналов о том, что в ближайшие дни будет объявлено о создании очередного государствен­ного монстра, ответственного за развитие Сибири и Дальнего Востока.

Если это случится, российские власти совершат очередную ошибку из чис­ла тех, какие они много делают в последнее время. Я убежден, что госкорпорация, фонд или министерство не могут решить сибирские проблемы — и по вполне понятным причинам.

Во-первых, сегодня Сибирь выступает главным донором всей российской экономики. Несмотря на данные официальной статистики, согласно которым на нее приходится менее 10% российского экспорта, почти 75% об­щего объема экспортных доходов Российской Федерации (около $410 млрд) по итогам 2012 г. обеспечены товарами, добытыми или произведенными за Ура­лом. В прошлом году всего две статьи пополнения федерального бюджета — НДПИ и нефтегазовые экспортные пошлины — составили 6,51 трлн руб. и обеспечили 50,7% его доходов: практически все эти деньги по своей природе «сибирские». Зато предварительные цифры общего объема инвестиций в экономику Сибири и Дальнего Востока за 2012 г. говорят о 1,9 трлн руб., или $62 млрд. Сколько даст новая госкорпорация? $10 млрд в год? $30 млрд? Эти цифры — малая толика того, что ежегодно изымается из сибирской экономики. Если федеральная власть и намерена поднимать Сибирь, было бы куда правильнее оставить в регионе часть этих доходов, а не рассчитывать на то, что московские инвесторы найдут им идеальное применение.

Во-вторых, сегодня только рынок может дать верное понимание направлений инвестирования. Государство же и его агенты ориентированы на вло­жения в гигантские — и заведомо неокупаемые — проекты. В стратегиях раз­вития Сибири и Дальнего Востока мы читаем о подъеме городов в Арктике, о мосте на Сахалин и тоннеле под Беринговым проливом. Из Москвы все это кажется интересным — но сколько людей сегодня ездят с Сахалина на ма­терик? Не больше 160000 в год. Французы сочли мост на Иль-де-Ре выгодным при ежегодном транзите в 2,2 млн человек.

Каков объем торговли между Аляской и Россией? Смешно, но мы не входим в список 20 внешнеэкономических партнеров этого штата, который замыкает… Украина с товарооборотом в $16,9 млн. Зато тоннель может обойтись в $60 млрд — и никакого тебе контроля за расходованием средств. Стоит ли вкладывать 1 трлн руб. в раз­витие Транссиба, пока по нему экспортируются в основном руда и уголь? Может, лучше построить на своей, а не на китайской стороне границы предприятия, производящие из российского сырья готовую продукцию? Но для чиновников из новой госкорпорации отчеты будут важнее результатов.

В-третьих, Сибирь сейчас регион, требующий огромных вложений в социальную сферу. Но можно побиться об заклад, что эта задача может быть ку­да лучше решена местными властями, чем федеральными. Между тем мост на Сахалин, тоннель на Аляску, реосвоение арктического побережья и же­лезнодорожные проекты потребуют за 10 лет $150-200 млрд, т.е. в 1,5 раза больше средств, чем потрачено на жилищное строительство во всех зауральских территориях за всю постсоветскую историю. За какие интересы московского чиновничества предлагается страдать сибирякам еще 25 лет? Зачем закапывать триллионы в землю? За последние 15 лет мы проложили в Европу более 5000 км газовых труб. Каков итог? Сокращение доли России в импорте газа в ЕС с 48% в 2000 г. до 31% в 2012-м. Кто забрал на­шу долю? Катар с гибкими морскими поставками СПГ. С 1989 по 2011 г. доля транссибирского маршрута в перевозках из региона АТР в ЕС упала с 8% до менее чем 1%. Кто выиграл? Гибко играющие тарифом шиппинговые компании. И что нам предлагают? Снова укладывать трубы и рельсы. Должны ли сибиряки с этим согласиться? Убежден, что нет.

Сибирь — уникальная часть России. Колонизированная всего за 100 лет, она во все времена была местом, в котором концентрировались (добровольно и вопреки своему желанию) пассионарии со всей России. Русские основали на берегах Тихого океана первые города раньше американцев; мы протянули туда железную дорогу почти тогда же, когда и они. Когда же мы отстали и почему? Довольно давно — и прежде всего именно потому, что стали развивать Сибирь как «государеву вотчину», как управляемую из Москвы зависимую территорию. Мы отстали потому, что основали первый университет в Сибири через 300 лет после того, как завоевали ее, а британцы — всего через 50 лет после того, как начали колонизацию Новой Англии. Потому что мы до сих пор не поняли, что в таких сложных условиях, как в Сибири, должны жить самые богатые люди страны. По­этому средний доход на Аляске сегодня — около $67000 на человека в год, в канадских Северных территориях — $103000, а в Сибири — менее $10000.

Сибирь не надо поднимать решениями из Москвы. Ей надо прекратить мешать самой подниматься — и этого будет вполне достаточно.

На мой взгляд, вместо создания новой госкорпорации власть должна пой­ти на совершенно иные меры, если она действительно намерена превратить Сибирь и Дальний Восток в процветающие регионы великой страны.

Во-первых, нужно сделать значимые шаги в направлении развития бюд­жетного федерализма. Не менее четверти обеспечиваемых природными ресурсами налогов должно направляться на развитие региона, причем решения о направлениях их использования — приниматься с широким участием граждан, а в идеале даже через местные референдумы или опросы. И это не подорвет никаких позиций федерального центра; скорее отторжение его бу­дет вызвано дальнейшим пренебрежением интересами региона и растущей непрозрачностью трат — последнее заметно сегодня даже во Владивостоке, наиболее «облагодетельствованном» из московской кубышки. Ситуация, в которой доля бюджетов сибирских регионов в общей бюджетной системе России сократилась до 30,9% с 35,1% в середине 1990-х гг., является нетер­пимой и требует изменения.

Во-вторых, необходимо начать реальное повышение эффективности сибирской экономики. Опыт США и Канады показывает, что не нужно вновь выстраивать северные города: стоит скорее развивать вахтовый метод осво­ения территории. Сформулированные в стратегиях развития Сибири и Да­льнего Востока задачи «восстановления в опорных поселениях вдоль рек Ени­сей, Обь, Лена, Нижняя Тунгуска и Хатанга, Енисейского залива, побережья и островов Карского моря и моряЛаптевых численности трудоспособного населения» и «формирования крупных опорных населенных пунктов опережающего освоения территорий» бессмысленны и контрпродуктивны. В Сибири нет проблемы с населением — его плотность за Уралом составляет в среднем 2,26 чел./кв. км против 0,49 чел. на Аляске и 0,03 (!) в канадских Северных территориях. Есть проблемы с его использованием — производите­ль­ность на государственных предприятиях (в той же РЖД) в шесть и более раз ни­же, чем в Европе или Японии. Задача сегодня — не в расширении, а в сжа­тии территории и повышении эффективности хозяйствования.

В-третьих, нужно переосмыслить роль Сибири в тихоокеанской экономике и политике. Сегодня, если оценить в терминах ВВП всю зауральскую часть России и сравнить ее с странами АТР, Сибирь окажется на 6-м месте с конца: от нее отстанут только Папуа — Новая Гвинея, Лаос, Камбоджа, Бруней и КНДР. Экономика всего региона меньше китайской в 34 раза, калифорнийской — в 6,5 раза. Нам нужно включаться в тихоокеанскую экономику, налаживать связи не только с Китаем, но и с Южной Кореей, Японией, Австра­лией, Канадой — да и с Соединенными Штатами, наконец. Не стоит думать, что Тихий океан — это только Азия. Суммарный ВВП выходящих к нему государств обеспечивается азиатскими странами на 48,6%, а странами Северной и Латинской Америки — на 46,1%. Россия в этом регионе — естественный балансир, а не верный оруженосец Китая. Но почему-то это скорее видно из самой Сибири, чем из Москвы, откуда в последнее время принято смотреть только в сторону Пекина.

Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества, член коллегии Министерства регио­нального развития Российской Федерации

Быстрый поиск: Российские железные дороги
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (47)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)