Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Школьный синдром


0

29 августа 2009
Количество просмотров: 12024
   

Школьный синдромШкольный синдромШкола это не только новые друзья, новые знания и новые увлечения, но еще и новые болезни. Чем и почему болеют наши школьники, накануне нового учебного года мы решили узнать у детского психиатра медико-психологического центра Михаила ГРИНЕВА.

- Говорят, что есть даже синдром первоклассника, когда дети начинают писать в постель, став школьниками. Почему это бывает?
- Синдром первоклассника часто возникает у неподготовленных детей, которые не ходили в детский сад. Уровень знаний у них ниже, организованность и коммуникативность тоже. Они не знают, как себя вести в большом коллективе, не понимают, что вокруг них происходит. Попав в новую, непривычную для себя обстановку, домашние дети боятся одноклассников, боятся учителя, боятся выглядеть смешными, боятся сказать не то и сделать не так. Если ребенок недостаточно подготовлен к школе, то адаптационный период у него может затянуться.

- Какие нервные расстройства чаще всего случаются у школьников?
- Неврозы. Они сопровождаются нежеланием ребенка идти в школу. Причин их возникновения много. Это и боязнь отвечать перед целым классом, и смена учителя, и конфликт со сверстниками. Проявляются неврозы тоже по-разному: у одних детей немеют руки, у других не прекращается кашель. Бывают даже случаи мнимой слепоты и глухоты. Один на один с учителем ребенок разговаривает, отвечает на его вопросы, а перед классом не может. Стоит у доски и молчит.

- И что делать? Как его разговорить?
- Мы обычно в таких случаях проводим психокоррекцию. С молчуном занимается психолог.

- А в домашних условиях, не обращаясь к помощи специалистов, можно избавить ребенка от страха публичных выступлений?
- Тут очень многое зависит от родителей, от их склада характера. Если они сами замкнутые, малообщительные, то и дети у них скорее всего не болтливые. С таким ребенком должен заниматься психолог. Параллельно его можно отдать в какой-нибудь кружок или секцию, чтобы он перестал бояться общества сверстников.

- Какие еще изменения в поведении детей могут возникать с началом нового этапа в их жизни?
- Тики появляются. Это такой синдром навязчивых действий, непроизвольных движений: моргание глазами, кыхание (респираторный тик), подергивание головой. Ребенок так реагирует на стресс, которым для него является поход в школу. К возникновению тика должна быть предрасположенность. Как к каждому замку можно подобрать свой ключ, так и у каждого нервного расстройства необходимо искать свою почву.

- За такие подергивания одноклассники могут и дразнить. Это хоть лечится или само со временем проходит?
- Мы назначаем медикаментозное лечение и физиопроцедуры. Даем рекомендации в отношении компьютера и телевизора. Ограничиваем на две-три недели просмотр фильмов. Само это не проходит.

- Моя дочь учится в классе, который процентов на 80 состоит из холериков. Учителя отказываются с ними работать, потому что тишина на уроке дольше двух минут не длится. Скажите, это просто нам так не повезло или дети действительно стали менее усидчивыми?
- Сейчас очень много детей с синдромом гиперактивности, с дефицитом внимания. Они мешают учителям вести уроки. Им сложно сидеть без движения длительное время. Они нуждаются в индивидуальном подходе с более частыми перерывами в занятиях. Им надо давать меньше нагрузку, потому что они быстро утомляются.

- Но есть же домашняя форма обучения.
- Есть. И количество детей, которых школа не хочет учить на общих основаниях, увеличивается с каждым годом. Но мы не можем по их просьбе всех «неудобных» детей перевести на индивидуальное обучение. К этому должны быть определенные серьезные показания. И еще личное наблюдение: в классах, где работает творческий педагог, с которым детям интересно, проблем со здоровьем и поведением учеников меньше. Правда, это каторжный труд – быть интересным современным школьникам каждый день.

Галина ЛЕМЗЯКОВА,
фото автора
и Николая СТЕРНИНА


Отчего дети не разговаривают?
Из практики школьных психологов

Пятилетняя Таня не хотела ходить в детский сад. Ей не нравились ни воспитатели, ни дети. Но главное, она была очень привязана к матери и к дому. Девочка отличалась большим консерватизмом, все новое ее раздражало, она с очень большим трудом привыкала к новой обстановке, к новым людям.
Когда ее повели первый раз в детский сад, она плакала, вырывалась, упрашивала мать не уходить. Родители решили сломать сопротивление дочери: ее ругали, даже били и каждый день отводили в сад. Через несколько недель воспитатели, по совету родителей относившиеся к ребенку очень строго и требовательно, с радостью сообщили: девочку переломили, теперь она шелковая: не плачет, не кричит, молчит.
Так продолжалось два года: в саду девочка молчала или говорила шепотом, дома же разговаривала как ни в чем не бывало.
По требованию воспитателей родители повели ребенка к детскому психиатру. Тот посоветовал забрать дочь из детского коллектива, а через какое-то время, когда она успокоится и забудет о детском саде, к которому у нее не лежала душа, попробовать отдать в другой коллектив. Родители так и сделали. Речь девочки восстановилась, и никаких проблем с нею не было до третьего класса, когда пришла новая учительница и чересчур строго стала требовать от учеников абсолютного послушания. И девочка вновь замолчала.

Робкая, впечатлительная второклассница Рита оказалась свидетельницей автомобильной катастрофы. Все случилось на ее глазах: рядом столкнулись две легковые машины, оба водителя погибли, немедля собралась толпа, возбужденно обсуждая случившееся.
Девочка была потрясена увиденным. Она прибежала домой и хотела рассказать все матери, но слова будто исчезли, отнялась речь, она не смогла произнести ни звука.

Двенадцатилетний Саша симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном собрании педагог, славящаяся своим острым языком, высмеяла его дружбу с девочкой. Мальчик стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он покрывался потом, краснел и терял дар речи. Стоило ей вызвать его к доске, как он не мог произнести ни звука. Мальчишка хотел говорить, пытался говорить, успокаивал себя и мучился оттого, что дал своему страху покорить себя, но ничего поделать не мог.
Как только он садился за парту, страх исчезал и речь возвращалась.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Людмила ГАЛАНЦЕВА, психолог:
Все проблемы - из детства


- Любой ребенок очень зависит от оценки взрослых. На этих оценках складывается его мнение о себе (самооценка), мотивы поведения, способы решения проблем и - более того – сценарий будущей жизни.
Рецепт благополучного вхождения в школьное обучение прост: нагрузка должна быть соразмерна возможностям ребенка.

Школа – это одна из сторон жизни ребенка. Всего лишь одна из многих. Ребенок не готовится жить (потом, во взрослой жизни, после школы-института, на успешной работе и пр.), а уже живет СЕЙЧАС... Овладение знаниями, умениями и навыками, бесспорно, очень важно, но если это напоминает борьбу между родителем и ребенком (а может быть, и учителем), то победителей здесь не будет.

Само по себе образование, даже очень хорошее и престижное, не гарантирует человеку счастья, если он прожил детские годы в страхе, напряжении и хроническом неодобрении взрослых. Психическое здоровье, нормальная самооценка, вера в себя – это гораздо важнее, этого не наверстаешь, ведь многие взрослые проблемы родом из детства.

Дорогие, уважаемые взрослые! Будьте взрослыми и не забывайте, какими вы были детьми! Помогайте своим детям: поддержкой, верой в них, спокойствием и терпением…

Раньше специалисты медико-психологического центра выдавали 5-7 справок в год для перевода детей на индивидуальное обучение на дому, теперь – около сотни.
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (47)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)