Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Человек богат не нажитым, а прожитым


0

22 мая 2010
Количество просмотров: 1624
   

Человек богат не нажитым, а прожитым18 мая в художественном центре открылась персональная выставка шаржей Михаила БАЧИНА.

Он верит, что жизнь – это нива для возделывания добра. Его знает весь Ангарск. Кто-то помнит, как он огненно выплясывал на сцене ДК нефтехимиков. Другие общались с ним как с художественным руководителем, а позднее – директором старейшего в городе учреждения культуры. И в Ангарске, и в Иркутске он режиссировал
многие массовые праздники и представления. Он - почетный гражданин города. Да и без званий и регалий имя Михаила Филипповича Бачина говорит о многом. Сегодня ему исполнилось 70 лет. Настал час юбилейного интервью. Давно разговариваю с юбиляром на «ты» и не решился нарушить сложившееся десятилетиями.


- Расскажи о детстве. Где ты вырос, что помнится, что взял с собой в дорогу оттуда, что осталось тяжелым грузом?
- Я родился на Байкале, в Култуке, 22 мая 1940 года, перед самой войной, в простой крестьянской семье. Отец был плотником, профессиональным охотником. Мама работала в колхозе. Война коснулась моего далекого детства, это было самое тяжелое время.
Отец во время войны работал в Иркутске, на оружейном заводе. С нами управлялась одна мама.
Самый старший брат Алексей закончил в 1943 году школу сержантов и ушел на войну, а в 1944-м погиб под городом Калинином, село Итрубище. Я там, к огорчению, не был, но собираюсь обязательно съездить, поклониться. Я очень хорошо помню, когда пришла похоронка на брата, как мама и все мы это тяжело переживали. Через какое-то время умерла бабушка – мамина мама, а через два дня скончалась тетушка отца (они жили с нами). Пришлось их хоронить в одну могилу. После победы папа вернулся. Потихонечку жизнь налаживалась. Я поступил в Култукскую среднюю школу Слюдянского района. Закончил её в 1958 году.

- Как появился в твоей жизни Ангарск?
- Я хотел поступить в ИВАТУ – Иркутское авиационно-техническое училище. Но не прошел комиссию - обнаружили гланды. Приехал в 1958 году в Ангарск. Он был на слуху у всех, все о нем писали, по радио говорили. Поступил в техническое училище (тогда №1, сейчас - №8). Учился около двух лет. Получил профессию слесаря.

- А как тебя прибило к культуре?
- Первый раз я переступил порог Дворца 1 августа 1958 года, когда уже приехал на учебу. Вышел на улицу. Смотрю, толпится народ около Дворца, говорят, комсомольская свадьба. С автомобильным сигналом вылетает «Победа». Выходят молодые. Не знал тогда, как зовут ведущего. Это был Саша Распутин. Пригласили всех на второй этаж, где сейчас у нас театр «Чудак». Там были приветствия, поздравления, подарки. Саша объявляет: «Русская пляска «Пятёра». Выходят четверо - ансамбль «Нефтяник» (сейчас «Багульник»). Саша останавливает их: «Мы так не договаривались. Где же пятый?» А пятым оказался жених – Борис Николайчук.
В начале сентября в училище №1 объявили запись в хореографический кружок, руководителем которого был Саша Зарубин, по профессии строитель. Он и пригласил меня во Дворец культуры. За что спасибо ему огромное. Мы и сейчас встречаемся, беседуем, вспоминаем.

Руководила тогда ансамблем «Нефтяник» Елена Кондратьевна Белова. С первого дня я встал к станку у зеркала. Дворцовские хореографы Елена Белова, Георгий Херлов, Иннокентий Толстихин мне очень много дали в оснащении техникой.
Сейчас все вспоминаю и думаю, что мне очень везло - столько на жизненном пути было добрых, хороших людей.
На практику из училища я попал в 7-й цех завода полукоксования. Начальником цеха был Борис Александрович Костюковский, очень интересный человек. После практики меня пригласили на работу в этот же цех. Три года я отработал в цехе. Был секретарем комсомольской организации цеха и членом заводского комсомольского комитета. Жил в 4-м общежитии в 59-м квартале. В цехе была такая хорошая атмосфера: все живо интересовались, что нового во Дворце, где были концерты, куда ездили.

Человек богат не нажитым, а прожитымЧеловек богат не нажитым, а прожитым
На переднем плане слева - Михаил Бачин в составе народного ансамбля танца выборгского Дворца культуры (г. Ленинград) танцует в Кремлевском Дворце съездов 2 декабря 1965 года.

Через год Костюковский говорит: «Миша, почему бы нам не организовать в цехе коллектив художественной самодеятельности?» - «Давайте попробуем». Я пригласил Толю Михалева. Он создал народный хор. В этом хоре пели Борис Александрович Костюковский, Игорь Константинович Шульга, механик, главный энергетик Виктор Александрович Тарасов, все начальники смен и молодежь – комсомольцы. Хор расходился, оставались 4-5 человек, и я с ними хореографией занимался. Еще у нас были чтецы. Мы создали свою программу.
Балетмейстер из Улан-Удэ Михаил Сергеевич Арсеньев ставил у нас в ДК половецкие пляски из оперы Бородина «Князь Игорь», после - балет Морозова «Доктор Айболит», где я танцевал Бармалея, а Валерий Яковлевич Фридман был Айболитом. Как-то Арсеньев говорит мне: «Давай в Улан-Удэ, в оперный театр». Я уволился и уехал.
Приехал, пришел в театр, переоделся перед занятиями. А педагог мне говорит: «Вы могли бы сегодня не заниматься, рекомендации Михаила Арсеньева для нас достаточно». В улан-удэнском театре мне сказали: пока заработная плата 70 рублей, проживание на подселении, за проживание платите. На тот момент мне надо было помогать родным. Отец уже не работал, мама болела. Пришел я к Михаилу Сергеевичу на позы (он их мастерски готовил) и признался, что не могу решиться на условия оперного театра из-за семейных обстоятельств. В Ангарске я зарабатывал в два-три раза больше.

Так я вернулся в Ангарск. А с работы-то уволился! Иду по улице, встречаю директора завода гидрирования Ивана Герасимовича Мальцева, с которым был знаком. Расспросив, как дела, он говорит: «Давай ко мне в цех №57 помощником оператора. Меняй профессию. Три года проработал слесарем, теперь будешь оператором». Я согласился и стал работать.

- Так ты получил вторую рабочую профессию?
- Даже третью. Я же еще закончил курсы шоферов, получил права. Папа умер в 1964 году. Мамочку я перевез сюда. Валера, младший братишка, учился в том же училище, где и я, только на электрика.
Поступило предложение направить меня в Ленинград, на учебу в Высшую школу профсоюзов. Большую роль сыграл в этом Шагалов Ефим Евсеевич. В ДК поддержали.
Приехал, сдал экзамены и поступил. Стипендия по тем временам большая – 100 рублей, общежитие бесплатное. На фабрике легкой промышленности предложили вести хореографический коллектив – там платили еще 60 рублей. Хватало и мне, и нашей семье. Завкафедрой хореографии Юрий Иосифович Громов, он сыграл огромную роль в моей судьбе, очень хотел, чтобы я был хореографом.

Когда я, закончив учебу, приехал в Ангарск, меня поставили художественным руководителем ДК. Но профессия хореографа, которую я приобрел, помогает мне во всем.
Дворец даже не второй мой дом, как это принято говорить, а первый. Вся жизнь здесь прошла. Я счастлив, что у меня так сложилась судьба. Здесь у меня и семья появилась, скоро 37 лет, как мы с Татьяной вместе.
С нефтехимической компанией мы до сих пор не теряем связи. Блудова Бориса Александровича, Щербакова Бориса Васильевича, Шагалова Ефима Евсеевича всегда вспоминаем с благодарностью. И сегодня Федор Иванович Сердюк и Анатолий Андреевич Украинцев опекают нас.
Иногда возникают разговоры: нужен Дворец культуры или не нужен? Отвечу - он нужен всегда, главное - чтобы он был востребован. Надо просто делать свое дело честно, добросовестно, не угасая. И тогда мы все будем нужны.

- Что сейчас происходит во Дворце?
- Под одной крышей существуют муниципальное автономное учреждение и ООО, которое сохраняет свои позиции и работает. На мой взгляд, это разделение ничего хорошего нам не дает. Может быть, со временем что-то выявится, а пока…
8 лет мы работали на полном хозяйственном обеспечении, на собственном балансе. Нам удалось немножко поднять заработную плату, у нас был премиальный фонд.

Часто нас приглашают в область. За десять лет прошло 5 экономических форумов. Культурную программу осуществляла наша постановочная группа. Мы приглашаем друзей: театр народной драмы, ансамбль «Узорочье». В бурятском центре появился очень хороший ансамбль танца «Ангара». Много раз мы проводили заключение Дней духовности и культуры «Сияние России» в Иркутском музыкальном театре. Делали открытие международного турнира по настольному теннису на призы губернатора. Ездили за границу. На всемирной выставке ЭКСПО-2000 в Южной Корее, в провинции Кенсанбугдо, всех покорил наш ансамбль эстрадного танца «Маргарита». Две запланированные недели истекли, нас попросили задержаться еще на неделю. Мы говорим: «У нас виза заканчивается, билеты приобретены на обратную дорогу». – «Это мы берем на себя». Поездка была изумительная. В 2007 году та же «Маргарита» и солисты повторили в Южной Корее свой успех.
Ездили в Ленинград, на международный конкурс хореографических коллективов на приз профессора Громова. Привезли оттуда гран-при.

«Театральная осень на Байкале» – великолепный фестиваль. Может быть, удастся продолжить его жизнь. И 18 раз проведенная «Чудаком» «Ангарская оттепель» тоже очень хороший, симпатичный фестиваль.
Часто вспоминаю нашу поездку с народным театром в Москву, спектакль «Вечно живые» в Центральном Доме культуры железнодорожников, встречу с драматургом Виктором Розовым. Это был праздник для души.
В те годы «Чудак» сотрудничал с замечательным иркутским художником Юрием Суракевичем. Когда мы ездили в Москву, посетили театральный музей имени Бахрушина, там были выставлены 4 макета спектаклей, оформленных Суракевичем в Иркутском драмтеатре.

- Я собирался тебя спросить о самых замечательных событиях твоей жизни…
- Интереснее того, что происходило во Дворце культуры, ничего нет и не было. Все связано с Дворцом.
- Дети, внуки. Ты доволен их судьбой?
- Сын Алексей – предприниматель, живет в Москве. У нас три внучки. Настя и Ариша – москвички. А Катя (с нашей дочкой Машей, она психолог) здесь живет.
- Культура раньше и теперь? Что можно сказать об этом?
- Однозначно был один кулак в городе, все мероприятия дружно готовились и проходили. Когда создавались представления на стадионе, на которых мы все учились, собирались сначала все первые лица, знакомились со сценарием. Отдельно приходили люди из образования, директора школ. Потом – техучилища, воины, спортивные подразделения, художники. Со всеми все до мелочей разбиралось и готовилось. Теперь все не так.
Рынок дал себя знать и в культуре. А культура - она не продается и не покупается. Еще Федор Семенович Середюк, бывший директор АНХК, когда зашла речь о том, что культура должна зарабатывать деньги, сказал: «Где на культуре начинают зарабатывать, там она заканчивается». Я думаю, что он на сто процентов прав. Культура – это основа человеческого бытия. Она выравнивает душу человека.

- Что бы ты мог назвать своим главным достоинством?
- Жадное участие в жизни.
- А главным недостатком?
- То, что не всегда всё задуманное удается осуществить.
- Есть какое-то правило жизни, которое ты никогда не нарушишь, ни при каких обстоятельствах?
- Никогда не пойду на предательство. Исключено. И никогда не прощу предательства.
- Сочиняемые тобой так называемые бачинизмы идут в народ как фольклор. У тебя есть среди них любимый?
- Есть. Человек богат не нажитым, а прожитым.

- За десятилетия наверняка сложились принципы работы. Можно попытаться их сформулировать?
- Надо, чтобы то, что ты задумал, дошло до тех людей, которые это будут воплощать, чтобы им все было досконально понятно.
- Что самое ценное в работнике культуры?
- Дружить с поэзией жизни, бытия. Культработник должен быть в душе поэтом.
- А мечта есть?
- Мечта одна: чтобы продолжающие нас поколения жили спокойнее, счастливее, нежели мы, чтобы в будущем люди жили достойно.
- Неудачи, промахи у всех случаются. Как удается их преодолевать?
- Они должны преодолеваться мудростью. Приходит мудрость – уходит суета.
- Неизбежные конфликты, как ты с ними обходишься?
- Считаю, что руководитель учреждения, и не только культуры, должен быть дипломатом. Все надо конструктивно решать, нельзя решать с пылу с жару. Всегда имею в виду: чем меньше я, тем больше меня. Хотим мы этого или не хотим, главное – коллектив, один человек бессилен.

- Какой бы вопрос ты задал самому себе?
- Правильно ли ты живешь?
- И что бы ты ответил?
- Стараюсь.
- Назови свое самое любимое из искусства, из культуры.
- Среди любимого я бы назвал певца Сергея Захарова и телеканал «Культура» - не потому, что я работник культуры. Этот канал несет добрые мысли, необходимые любому человеку.

- Одно из твоих долговременных увлечений – дружеские шаржи. Откуда оно взялось?
- Еще в Ленинграде увидел в газете «Советская культура»» шаржи на артистов Аллу Ларионову и Сергея Бондарчука. Они меня поразили. Обычно шаржи считаются насмешкой, а тут персонажи были изображены с душой, с любовью. Я их перерисовал. И это стало толчком, я начал рисовать.
- Твой любимый город Петербург?
- Нет. Это музей. Приехал, посмотрел, пообщался и уехал. Мой любимый город - тот, где находится Дворец культуры нефтехимиков.

Беседовал Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ,
фото Николая СТЕРНИНА и из личного архива Михаила БАЧИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (137)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)