
Смотрели американский боевик «Крепкий орешек»? Супермен, которого играет Брюс Уиллис, ползет по вентиляционным трубам. Намаявшись в духоте и тесноте, «орешек» вздыхает: «Теперь я знаю, как живут глисты!»
Понять жизнь братьев наших меньших! Чем не ответ на дурацкий вопрос, часто задаваемый спелеологам, дескать, зачем лезть в пещеры, где тесно, темно, сыро (простыми словами сказать – стрёмно). Для организатора походов по байкальским пещерам - 42-летнего ангарчанина Евгения МАЛЫШЕВА - подобный ответ созвучен с его миропониманием – есть возможность, надо познать. Сам попробовал - другим дай! Для того и собрал 19 декабря очередную группу из 14 ангарских мужчин и женщин и на трех внедорожниках отвез на экскурсию в пещеры Мечта и Байдинская. И если пещера Мечта достаточно известная в туристических кругах, то Байдинская карстовая находится в малозаметном месте недалеко от Байкала. Именно она была главным местом многочисленных обрядов у народов, населявших Прибайкалье. Залезть туда, где общая протяженность подземных ходов составляет 2,5 километра, где есть пугающие лабиринты и мистические залы, - это хоть и страхота несусветная, но все же любопытство сильнее.
Вход в пещеру знаменуют надписи на камнях, но не древних культур, а современных бескультур. Что-то типа «я люблю тебя, Вася!». И подпись: «Федя!»
Полезли, конечно, не все, клаустрофобы срочно сослались на сломанный фонарик, на слабый кишечник, на необходимость позвонить маме. Как по-философски сказал один из отказавшихся: «Мы в земле еще належимся!» И в самом деле, представить себя на глубине 200 метров в полном мраке, в интимной близости с виртуальным пеклом – кишечник может дать неожиданный эффект.
Поход в пещере - это не прогулка по ночному лесу. Для новичков это паркур. Наши туристы ползли на животе по так называемому «шкуродеру», съезжали на точке №5 с наклонных плит, взбирались по эротическим формам каменных баб.
Вылезли в место, нареченное спелеологами Тронным залом. Когда-то огромный камень размером с пианино упал с потолка в центр зала, получился своеобразный трон. Туристы облазили трон, но остаться королем подземного царства никому не пришло в голову.
Реальные обитатели пещер – летучие мыши размером с мобильный телефон. Зимой эти бэтмены спят. Висят вверх тормашками, завернувшись в кожаные летные плащи и, наверное, видят авиасны. Пока не усек чуткий к природе руководитель, туристка по имени Лена трогала крошку мышь, трогала и разбудила. Рассерженная мышь-шатун порхала в опасной близости от глаз, покуда не испарилась в темных коридорах.
Сталактитов и сталагмитов - этих непременных предметов интерьера любого подземелья - в наших пещерах не наблюдалось. Только незначительные пупырки на потолке. Но, несмотря на относительное тепло (+2-3 градуса) в пещере, сверху свисают ледяные сосули, а снизу растут страшных размеров фаллические символы.
После 5-часового увлекательного лазанья по пещерам наши путешественники вышли на белый свет. И хотя были уже сумерки, мир вокруг показался таким нарядным и дивным, что состоявшийся на следующий день поход по Сарминскому ущелью прошел под девизом «Все, что выше плинтуса, прекрасно!». Бирюзовый лед реки, пьянящий свежий воздух, виды Байкала в 3D-формате и общение с людьми, ставшими тебе верными друзьями, - это оставляет в сознании сильные переживания…
Да, вряд ли подземный мир интересней человеческого!
Николай СЕРГЕЕВ,
фото из архива Евгения МАЛЫШЕВА