Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Репетитор гражданина не воспитает


0

30 августа 2012
Количество просмотров: 1247
   

Репетитор гражданина не воспитаетОтто фон Бисмарк однажды сказал, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Влияние тех и других на человеческие души трудно переоценить. Накануне Дня знаний мы поговорили с Зоей Ивановной КОСЫХ, которая всю жизнь проработала в системе школьного образования Ангарска. Она работала учителем русского языка и литературы в школе №22 и №2, была заведующей отделом народного образования Центрального райисполкома и может без опасения сказать всё, что думает, без оглядки на высокое начальство. Впрочем, она это делала всегда.

- Каким своим званием вы гордитесь больше всего?
- Мы не ждали орденов и медалей. Я из тех времен, когда родительское спасибо и грамота любого ранга были наградой. Но тогда и сейчас звания «Отличник просвещения СССР» и «Заслуженный учитель России» для меня особенно дороги, потому что эти высочайшие учительские награды не раздавали просто так. Мне довелось работать и в Иркутском институте повышения квалификации работников народного образования. Но слово «учитель» все же неразрывно связано со словом «дети».
Случалось, коллеги спрашивали меня, как понять, что урок удался. Всё просто: это когда ребята огорчаются звонку на перемену.

- Учитель – это ваше призвание? Когда вы это почувствовали?
- В страшно голодное военное время, когда у нас не было даже обуви, я все время играла в школу, о которой понятия не имела. Когда старшие братья и сестры пошли в школу, я, шестилетняя, причесалась, взяла под мышку несколько листов из книги и вся такая важная пошла за ними. А до школы больше километра. Долго сидела на школьных ступеньках, пока уборщица тетя Поля не убедила меня идти домой, что я с большой неохотой сделала.
Взрослой я много думала над тем поступком и поняла, что это была встреча с мечтой. Я не имела никакого представления о профессии учителя, мама была неграмотной. Но уже тогда я знала, что буду учительницей, и никак иначе. Для меня нет профессии выше, благороднее и лучше. Да, она не праздник, были слезы и много другого. Но это любимая профессия, и в этом весь секрет.

Моей альма-матер стала школа №22 в поселке Юго-Восточный. Всё лучшее, что имею сейчас, я вынесла из неё. Я четко знаю: учительство - это не работа. Это образ жизни и верное служение любимому делу, постоянная неудовлетворенность. Возможно, кому-то мои слова покажутся патетичными, но в этом определении вся суть.

- То, что происходит сейчас в системе образования, вас больше радует или огорчает?
- Проблемы образования так долго крутились вокруг учительской зарплаты, что всё другое отошло на второй план. Моё глубокое убеждение: учитель должен подняться чуть-чуть выше простого зарабатывания денег. Безусловно, он достоин хорошей зарплаты, но не в ущерб своей главной миссии.

С тем, что происходит в ангарских школах, я знакомлюсь больше по публикациям в прессе. Если я иду по улице, а человек мне навстречу улыбается, значит, он с «того» времени, когда я еще работала. А еще у меня есть замечательная книга-альбом об ангарских учителях «Нет на земле ответственней призванья» 2010 года издания. Если судить по этой книге, у нас в городе такое благородное, сильное и грамотное учительство, что планка учебной работы ниже никак не стала. А вот с воспитательной работой произошел явный сдвиг.

- Многие считают, что воспитывать должны родители, а учителя лишь давать знания по программе.
- Я понимаю это так: идет ли учитель по улице или школьному коридору, одевается ли в присутствии ребят, ест ли в школьной столовой – всё это воспитательная работа. Это совершенно необязательно какие-то громкие мероприятия.

Мои ребята бежали в библиотеку, становились в очередь за книгой, которую я советовала, и чуть не дрались, чтобы прочесть ее первыми. В старших классах все до единого выписывали журнал «Юность» и соперничали, какой вопрос мне задать. Как только в печать вышла «Повесть о настоящем человеке», мы с ребятами тут же связались с Маресьевым, услышали в телефонной трубке его голос. Позже он прислал нам интересные материалы, и наш класс превратился в музей Маресьева. А однажды мы тихо, без всякой огласки, посадили сосны. Городские газеты потом искали «героев». А я сказала ребятам: «Представьте себе, что через 20 лет кто-то спросит: откуда такие красивые ряды сосен? И это вам они будут кивать своими вершинами.

У своих учеников я была и на свадьбах, и в армию их провожала, и небольшие подарки покупала, чтобы они без бритвы в армию не пошли. А когда дарила книжки (тогда это был дефицит), каждому подписывала разными словами, чтобы попасть в точку. Вот оно, воспитание.

- По вашему мнению, кому было выгодно лишать статуса специализированную школу №27?
- Когда эта школа открылась, в каком-то смысле она опередила время. Почему-то теперь мы забыли главный критерий оценки учительского труда – результат. А это упрямая вещь. Результаты ЕГЭ 27-й школы, участие в олимпиадах разного уровня говорят, что школа должна существовать именно в этом статусе. Но если протянуть еще год, можно потерять ее совсем.

- Как вы относитесь к репетиторству?
- Отрицательно. За исключением тех случаев, когда дети болеют и им требуется индивидуальное обучение. Всё другое – учителя, которые зарабатывают на репетиторстве, и родители, у которых есть возможность платить за своих не очень добросовестных и усидчивых отпрысков, – работает против педагогов. Это прямая недооценка роли учителя. Даже если еще не раз сменится общественный строй, школа была, есть и останется. И до тех пор, пока мы не обеспечим высоту и качество учительской профессии, мы не получим будущих граждан, которые нужны стране. Репетиторство играет против этой формулы. Родитель не может дать ребенку то, что дает учитель. Но именно он должен выработать у него усидчивость, уважительное отношение к школе, к книге, ответственность за свое дело.

- Неужели вам никто кровь не портил?
- Жизнь принесла немало боли и потерь. Но учительский труд, закалка, характер до сих пор держат меня на высоте. Да, были трудные ученики и ситуации на грани. В школе они есть всегда. Помню, бегут на перемене мои ребята из 22-й школы: «Зоя Ивановна, там наши дерутся!» Я в класс. Ребята на меня с интересом смотрят, как я буду реагировать. А я скомандовала: «Ребята, разойдитесь шире!» Они сразу по стенам рассыпались. Задиры в центре бьются, как на ринге, а я стою молча, хотя, может, это и непедагогично. Тут звонок на урок. И все садятся, как будто ничего не было.

- Что побудило вас с таким мощным потенциалом и авторитетом среди коллег и учеников уйти на пенсию в 67 лет?
- Я ушла после тяжелой аварии. Но сделала бы это в любом случае. Руководитель любого ранга должен чувствовать кожей, когда ему пора уходить. И иметь мужество сделать это. Если бы меня стали выживать, разве сейчас я бы с вами так разговаривала? Высказывала бы свои обиды. Я пережила перелом не только в образовании, стране, но и в душе. И сохранила себя как Учитель.
Признаюсь, существовать на пенсию трудно. Но я никуда не иду и никого не прошу. На днях мне исполнилось 76 лет. Но в апреле я запрягаюсь на дачу - копаю, сажаю, выращиваю, убираю, делаю заготовки. У меня всегда на столе есть чем угостить и что подарить.

Беседовала Оксана ТИХАЯ,
фото из личного архива Зои КОСЫХ
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)