Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Рабы не строили пирамиды


+1

11 апреля 2013
Количество просмотров: 898
   

Рабы не строили пирамидыС древних времен человек понимал, что нужно запоминать всё, что происходит в племени, роде, княжестве, государстве, мире, хранить память о событиях. Так возникла история. Изучение её не только увлекательно, оно должно заставить человечество задуматься о последствиях своих решений. Но в историю всегда вмешивается политика. И вот в очередной раз переписываются учебники. О роли современной истории в жизни людей, о проблемах преподавания и необходимости единого учебника истории мы поговорили с Александром БЕРДНИКОВЫМ, учителем истории, обществознания и права гимназии № 1.

- Вы в марте стали победителем творческого конкурса учителей обществознания Иркутской области. Что двигало вами, когда вы приняли решение участвовать в нем?
- Абсолютная авантюра и желание попробовать что-то новое. Было трудно, но очень интересно. Кроме подарков я получил приглашение войти в жюри областных олимпиад.

- Участники, как всегда, женщины, в основном?
- Да. Мужчин было всего четверо. Но, кстати, еще двое стали призерами.

- Миша СОСНОВСКИЙ, ученик школы № 27 и неоднократный победитель областных олимпиад, как-то сказал мне, что история – «агрессивная» наука. Вся история человечества – это сплошные войны, бунты и восстания, переделы государств. Потому мальчикам это интересней и понятней.
- Конечно, у мужчин другой взгляд на эти вещи. Это естественно: у нас разные гендерные роли, заложенные с рождения.

- Вам-то преподавать вдвойне легче, у вас ведь профильные классы: социально-гуманитарный и социально-экономический.
- Существует некий парадокс. Кажется, что с одаренными детьми работать легче. Но на самом деле - труднее. Эти дети всегда стремятся к совершенству, всегда недовольны собой и требуют от себя большего. Прийти неподготовленным в класс, где учащиеся имеют высокий уровень знаний и мотивации, нельзя.

- Александр Геннадьевич, традиционный вопрос: как вы стали учителем?
- Я учился в школе № 27 у Татьяны Григорьевны ЗАБРОГИНОЙ. Мне было очень интересно! После университета, который окончил в 1996 году, можно было идти в аспирантуру, но я выбрал школу. Потому что времена тогда были сложные, зарплаты не платили. Школа в тот момент казалась прибыльней. Я пришел работать в гимназию, где меня и поставили на ноги. А опыт работы с детьми у меня уже был многолетний: вожатым в детских лагерях. Заниматься тем, что важно и нравится, для меня обязательно. Психологи говорят, что если человек не реализован - это влияет на его здоровье. Счастливым человек может быть только тогда, когда получает удовольствие от того, что делает.

- На кого из классиков вы равняетесь?
- Классики – это Карамзин, Соловьев, если говорить об истории России. Современных историков, кого бы хотелось читать, мало. Люблю Роя Медведева. Стараюсь читать всё, особенно в Интернете, как в наиболее актуальной среде. Среди той пены, что есть на книжных развалах, очень трудно найти хорошую вещь.

- То есть даже вы, специалист, боитесь быть введенным в заблуждение?
- История перестала быть наукой. Чтобы объяснять, что происходило и происходит в действительности, нужны открытые источники достоверной информации. А мы, по сути дела, не понимаем досконально, что происходило в 19 веке, в Древнем мире. Если в учебнике истории для 5-го класса до сих пор пишут миф о том, что пирамиды строили рабы… Их строили свободные жители, привлеченные государством! Это доказано! И это то, что досталось нам от прошлого.

- Вот мы с вами и перешли к вопросу о едином учебнике истории…
- Я подозреваю, что речь идет о некоем отборе фактологического материала и интерпретаций. Думать, что в стране будет один учебник – глупо. Когда мы идем к чему-то единообразному, то у нас нет выбора. А выбор является основой свободы человека. Я против единого учебника как закрепленной чьей-то мысли. Чтобы растить мыслящего человека, нужно чтобы были как минимум две противоположные точки зрения, чтобы размышлять. На уроке говорю: «Есть исторический факт, и он - некая интерпретация чьей-то мысли. Я вам не преподаю историю, я подаю свое видение её. А вы можете со мной соглашаться или нет, но пожалуйста, аргументируйте свою позицию, для меня это будет важно и ценно». Мы спорим. Особенно по современным событиям. Замечательно сказал, кажется, Вольтер: «Я могу быть несогласным с вашим мнением, но я готов жизнь отдать за ваше право высказать его». Я прекрасно понимаю, что в человеке его мировоззрение не есть что-то статичное, оно постоянно меняется. Правы были, наверное, те люди, которые в свое время вступали в партию, а потом из нее выходили.
Далее. В новом законе «Об образовании» прописано, что учитель имеет право выбора. Но даже если сделают один учебник, учителю ничего не стоит привлечь дополнительную информацию. Я бы так и говорил: «А давайте подумаем, с какими позициями вы не согласны и почему?» И в данном смысле этот учебник был бы отличным дидактическим инструментом.

А еще у нас много разных школ: профильных, коррекционных, дающих образование на национальных языках. Программы обучения разные. Сегодня весь мир отказывается от учебника как от истины в последней инстанции. Я согласен, что мы должны выработать некие концептуальные позиции, потому что нельзя, чтобы два учебника говорили об одном и том же событии по-разному. Но, к сожалению, общество расколото и еще долго будет таким, чтобы дать единую оценку событиям. Относительно того, что у страны должна быть национальная идея и идеология нужна, я возражу: в СССР была идеология, но разве она спасла его от развала?

- Вам не кажется, что в обществе изменилось отношение к образованию?
- Да, родители стали понимать, что это определенное вложение и что в образование надо инвестировать. Мы сегодня говорим о человеческом капитале как о долгосрочном вложении.От уровня образования детей зависит уровень благосостояния родителей в будущем.

– В обществе много спорят о введении новых образовательных стандартов. Ваше отношение к ним?
- Со следующего года гимназия № 1 как пилотная площадка по введению федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) начнет их реализовывать. Скажу, что все идеи ФГОС разработаны отечественными педагогами и психологами, и они были известны всегда, это не что-то совершенно новое. Объем знаний растет год от года. За 17 лет моей работы учебники истории увеличились в несколько раз! Дети не в состоянии всё запомнить в силу психического и физиологического здоровья. Я согласен, что фундаментальные знания необходимы, но сейчас нужно учить ребенка самостоятельно учиться и самостоятельно формировать мотивацию на будущую профессию.

Жить по шаблону сегодня – это значит следовать догоняющей модели развития. Мы всё догоняем со времен Петра I, а нам нужно прорваться к личности, чтобы выпускник, окончив школу с вот такими вот очками и багажом знаний, не остался невостребованным. Сегодня же люди надолго застревают в детстве, остаются в позиции слушателей и даже не могут самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Коллега приводит такое сравнение: мы отвинчиваем черепную коробку ученика, впихиваем туда знания, можем даже пяткой придавить, чтобы больше вошло. И что? А ФГОС поставят ученика в позицию субъекта познания: ты должен сам научиться, как это сделать. Советская школа при всей ее системности и фундаментальности не учила детей проектировать свою деятельность, самостоятельно мыслить и доказывать.

- Для поступления в некоторые вузы нужно сдать ЕГЭ по истории.
- В прошлом году в области 20% выпускников не справились с этим экзаменом. Сегодня мы вынуждены учить огромное количество дополнительной информации. Что мы хотим проверить, когда спрашиваем, в каком году был первый съезд советских писателей? В этом году задания по истории еще усложнились.

- Что, на ваш взгляд, нужно знать культурному человеку из истории?
- Черта культурного человека – это не объем знаний, а желание в случае незнания узнать. История должна учить людей не столько фактам, сколько умению размышлять. Она должна влиять на нравственность.

- А как вы относитесь к фразе, что история учит только тому, что ничему не учит?
- Это Гегель сказал. История не учит тех, кто не хочет учить историю. Ничему не может научить книга, стоящая на полке, если ее не читают.

Лена ДАВИДОВИЧ,
фото Николая СТЕРНИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (107)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)