Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Зарплата не должна быть одинаковой


0

21 октября 2013
Количество просмотров: 1834
   

Зарплата не должна быть одинаковой
Зарплата не должна быть одинаковой

Виктор БАСЮК, министр образования Иркутской области:

В конце сентября в Москве прошёл Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Делегатом этого форума, помимо министра образования Иркутской области Виктора Басюка, стала наша известная землячка, воспитатель из Ангарска Ирина ПЕТРОВА. Ей на съезде были вручены почётный знак и грамота от Всероссийского книжного фонда. А Виктор Басюк отметил, что на российском уровне дошкольное образование Приангарья – явление достаточно заметное, судя по оценкам коллег из других регионов. Сам же министр, который дал интервью для газеты «Время», считает, что немалая заслуга в этом именно Ангарска и Ангарского района.


Две задачи: места и деньги

Сфера дошкольного образования сегодня является приоритетной. Мы понимаем, что президентом страны поставлена задача решить проблему нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях. Кроме того, сегодня идёт активно исполнение майских указов президента по привлечению заработной платы, эти указы тоже напрямую касаются педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Поэтому здесь и правительством Иркутской области, и губернатором лично уделяется очень большое внимание и вопросам введения дополнительных мест в детсадах, и вопросам, связанным с повышением зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Что нам стоит сад построить?

Обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях - одна из самых наполненных по своему финансовому содержанию программ. Общий объём финансирования только в этом году составил 2 миллиарда 43 млн. рублей, половина этих средств – средства федерального бюджета. Их удалось привлечь губернатору Сергею ЕРОЩЕНКО в результате достаточно серьёзной работы с федеральным правительством. Именно потому, что в области есть своё финансирование. И эти 2 миллиарда позволят нам уже в этом году дополнительно по области открыть 9 тысяч 780 мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Если говорить об Ангарске, то по этой программе в 2013 году начато строительство дошкольного образовательного учреждения в Мегете. Именно в этом населённом пункте АМО сегодня самая большая очередь, самая большая нехватка мест в детских образовательных учреждениях.

В целом же по области только за этот год будет построено 21 новое до- школьное учреждение – это очень серьёзная цифра. И мы все обязательства, которые взяты, выполним. Хотя, надо сказать, что строительство детских образовательных учреждений не единственный механизм решения данной проблемы. Сегодня есть ряд других направлений. Например, реконструкция старых детских дошкольных учреждений. Здесь хотелось бы поблагодарить администрацию Ангарского муниципального образования – практически самое большое количество возвращённых зданий и мест в дошкольных образовательных учреждениях было создано именно здесь.

Ещё одно направление – открытие групп кратко- временного пребывания. Это позволяет ребятам осваивать программу до-школьного образования с трёх лет.

Вот тема: негосударственные детсады. Здесь тоже интересный опыт Ангарска по грамотному использованию сферы до- школьного негосударственного сектора. В текущем году на территории области по инициативе губернатора региона впервые проходил конкурс на лучшее негосударственное дошкольное образовательное учреждение. И в номинации среди негосударственных дошкольных учреждений, которые осуществляют присмотр и уход за воспитанниками от 3 до 7 лет, стала автономная некоммерческая организация из Ангарска – центр развития «Аистёнок».

Сегодня ведётся работа в 55 квартале Ангарска по зданию бывшего дошкольного образовательного учреждения, которое сдавалось в аренду. И сегодня администрация успешно решает вопрос о передаче этого здания под открытие негосударственного детсада.

У нас есть график в недельном раскладе по открытию мест, куда мы все предложения муниципалитетов собрали. Это не план, который Министерство образования спустило в муниципалитеты, а как бы дорожные карты, которые составлены на местах и включают те реальные дела, которые приводят к увеличению дополнительных мест в садиках. И вот мы, в министерстве, объединив эти дорожные карты, составили график, где видим, что, допустим, на этой неделе открываются группы в таких-то и таких-то детсадах. Есть возможность этот процесс контролировать.

Инвестирование и ремонты

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко отрабатывает вопросы взаимодействия по решению проблемы нехватки мест в детсадах и самих детсадов с вертикально интегрированными структурами. Сейчас правительством Приангарья ведутся переговоры с дирекцией Внешэкономбанка в сфере реализации долгосрочного проекта инвестирования на строительство дошкольных образовательных учреждений. Работа достаточно серьёзная: банк, являясь экономическим консультантом и вкладывая в этот проект свои средства, привлекает инвесторов. Они строят дошкольное учреждение год-полтора и запускают его в эксплуатацию. А область потом с банком в течение 10 лет рассчитывается как по кредиту.

Для нас важно, что это рассроченный платёж. Это позволит большее количество средств включить в ту проблему, решение которой необходимо уже сегодня.

Ещё момент. Есть ряд учреждений, которые по своим санитарным нормам и по своим конструктивным решениям, скажем, по техническому состоянию, не совсем соответствуют нормам и правилам, сегодня предъявляемым к садикам.

Если мы, работая такими темпами, как сейчас, через несколько лет придём вдруг к появлению лишних мест, то для нас будет хороший повод вывести из строя устаревшие учреждения. И это будет правильно.

Всё, что мы строим сегодня, полностью соответствует требованиям времени. Цикличная, волнообразная демография тоже будет в перспективе давать нам передышку для ремонтов и реконструкций. Кроме того, проблема с садами возникла не потому, что мы когда-то специально это сделали. А потому, что когда-то детсады были на 95% ведомственными, только на 5% - муниципальными. Сегодня 98% муниципальные, всего 2% - ведомственные. Когда ведомства стали отказываться от своих дошкольных учреждений, муниципалитеты взяли себе лишь те сады, которые соответствовали требованиям. Сегодня это хороший стимул к тому, чтобы обновить данную базу, построить новые учреждения, отвечающие современным требованиям. И реконструировать старые.

Сегодня в Ангарске – а я был и в прошлом, и в этом году на открытиях садиков – старые здания тоже эксплуатируются, но содержание здесь абсолютно новое. Реконструкция идёт уже по тем требованиям, которые предъявляются сегодня к дошкольным образовательным учреждениям. Правда, здесь в плюс играет совокупность факторов.

Город молодой, все детские учреждения строились как типовые. И некоторая часть садиков, которая была отдана в 90-е годы под другие нужды, возвращается снова в сферу образования. А это уже работа администрации, которая приложила серьёзные усилия, изыскала средства совместно с областным бюджетом.

Или, скажем, работа по проектированию. То же дошкольное учреждение в Мегете. Его строительство стало возможно потому, что было вовремя сделано проектирование и отведена площадка.

Новый федеральный стандарт и родительская общественность

Очень важны для нас вопросы, связанные с наполнением образовательных процессов. На съезде, о котором я упоминал в начале, мы обсуждали новый федеральный государственный образовательный стандарт и другие нормативные акты, которые придут вместе со стандартом. Серьёзное событие, потому что новый закон об образовании, который вступил в действие с 1 сентября, уже определил, что дошкольное образование – отдельная ступень общего образования. Подходы меняются, наша задача сегодня – серьёзно подойти к данному процессу в нескольких направлениях. Прежде всего к подготовке воспитателей и изменению материально-технической базы.

Например, в этом году более 100 млн. рублей мы тратим на приобретение методических пособий, игрушек, инвентаря для дошкольных образовательных учреждений. Понимаем, что в объёмах всех детсадов это небольшая сумма. Но работа такая будет вестись и дальше, поэтапно, так же, как она проводилась в школах в течение трёх лет, когда мы поставляли оборудование в общеобразовательные учреждения.

Это важно, ведь уровень развития наших дошколят зависит от мастерства педагога и той материальной базы, которая сегодня в образовательных учреждениях создана.

Важно в этом процессе участие родителей. Некоторые из них жалуются, что приходится помогать садикам. Но моё убеждение - само дошкольное учреждение не справится без помощи родителей. Эффект будет другим. Часть родителей это понимает. К сожалению, не во всех образовательных учреждениях данная задача правильно преподносится мамам и папам. Если работать с родителями с тех позиций, что помощь садику - благо для вашего собственного ребёнка, думаю, ни один родитель не откажется в этом по- участвовать.

Чтобы деньги зарабатывать, а не получать

Критерий, который был установлен в майских указах по доведению зарплаты работников дошкольных образовательных учреждений до средней по общему образованию, обеспечен.

Давайте рассмотрим подробнее. Сегодня мы жёстко развели потоки денег. Их три. Поток, который идёт на зарплату педагогу, поток, который идёт на администрацию, и поток на техперсонал. И если я, будучи воспитателем, вынужден работать иногда и за нянечку, то я свои деньги за техперсонал получаю из потока, который идёт на техперсонал. Да, моя зарплата при этом выше. Но когда мы считаем среднюю зарплату, берём только деньги потока педагогов и делим его на количество работающих людей.

Скажем, я фактически получаю 15 тысяч, из них 12 тысяч получаю как педагог и 3 как помощник воспитателя. Именно зарплату педагога мы доводим до средней по региону в сфере общего образования. Она сегодня – 21 тысяча. В чём здесь может быть у людей заблуждение? Не каждый может получать 21 тысячу, условия получения этой зарплаты разные. Даже если все воспитатели будут работать только на ставку, то в Ангарске, допустим, педагоги на ставку получают северный районный коэффициент 1,6. В Братске - 1,9. В Ербогачёне - 2,5. Когда мы говорим про средний по области, это действительно усреднённо. В селе педагог имеет 20% сельской надбавки. В самом, скажем, детском учреждении есть педагог высшей квалификационной категории, а есть не имеющий такой категории. Есть педагог, имеющий персональный повышающий коэффициент за стаж. Есть молодой специалист со своими преференциями. А есть педагог, не имеющий всего перечисленного, скажем, того же персонального коэффициента. Поэтому говорить о том, что зарплата должна быть одинакова, неправильно.

Но почему мы вообще говорим о данном показателе? Он для нас важен как экономический показатель, который позволяет фонд зарплаты постоянно корректировать.

Из расчета на одного ребёнка

Что даёт нам показатель «средняя зарплата»? Вычисляется он просто. Мы берём фонд, который направили на педагогов, делим на количество людей, которые его получили, и получается среднее. Но мы понимаем, что каждый человек в этом сообществе получил разную зарплату. Средняя позволяет рассчитать, сколько денег нужно вообще на зарплату. Скажем, средняя была 19 тысяч – мы умножали на количество работающих людей. Это был один фонд, грубо говоря, 5 миллиардов рублей. Средняя стала 20 тысяч – мы умножили на то же количество людей, и фонд повысился до 5,5 миллиарда. Средняя стала 21 тысяча – уже 7 миллиардов. Это позволяет правительству Иркутской области постоянно выдерживать линейку средств, которые выделяются на зарплату.

С 1 января всё финансирование пойдет из области. Расчет – по количеству детей. И по этому количеству сад получил объём денег. В каждом учреждении есть своё положение об оплате труда. Мы дали такое право заведующим наших садов с 2012 года, перейдя на новую систему оплаты труда.

Сегодня здесь много вопросов, поскольку каждое учреждение вырабатывало свои критерии. Кто-то безмолвно согласился с заведующей. Кто-то не послушал профсоюз. Мы такое право дали. Другой вопрос – как люди им воспользовались. И тут включается главный механизм, для чего мы это сделали. Называется он “вклад в образовательный процесс”.

Приходишь в одно учреждение – у них нет проблем с посещаемостью. Воспитатель смотрит за здоровьем детей.

Работает с родителями. Администрация следит за деятельностью воспитателя и тоже общается с родителями. Им не надо этот критерий – посещаемость - включать в стимулирующую часть зарплаты. Но им можно включать другой критерий: а как воспитатель работает по развитию творческого мышления у ребят? Это же тоже можно оценить:

давайте проведём какой-то конкурс, соберём работы. Пусть каждая группа поставит какую-то сказку, и мы увидим результаты работы воспитателя.

А есть детсады, где заведующей надо обязательно работать над посещаемостью. Чтобы воспитательнице легко было работать, она открыла форточку - и завтра полгруппы в детсад не пришло. А она свою зарплату получает независимо от того, сколько у неё детей в группе. Значит, она не работает с родителями на предмет посещаемости. Так действительно легче. А родитель не водит почему? Ребёнок заболел, у мамы выходной, или малыш с утра просто закатывает истерику и ни в какую не хочет идти в детсад. И маме приходится уговаривать бабушку или соседку остаться с ребёнком. Получается, что-то не так в психологической атмосфере детсада. Вот вам простой пример критериальной базы.

Есть два мнения: одно моё, другое неправильное

Да, критерии тонкие. Важно ещё, чтобы заведующая правильно понимала стоящие перед ней задачи. Речь об эффективном контракте. Но этот контракт говорит о том, что государство ещё не совсем готово повышать зарплату. Она повышается у педагогов, значит - у заведующих. Но начинается и особенный спрос. Эффективный контракт - свидетельство результативности. Сейчас федеральный государственный образовательный стандарт введём – сразу появятся особые критерии, которые будут резюмировать: эффективно мы подготовили ребёнка к школе или не очень.

Раз решили мы включить дошкольное воспитание в общую систему образования, должны в эти рамки и вписываться.

Вот воспитатель, окончивший училище, и воспитатель, окончивший вуз. Если заведующая не будет работать над повышением уровня своих педагогов, они не станут повышать квалификацию и стремиться получить высшее образование. А как простимулировать к дополнительному образованию? Только через оплату труда! Но и здесь можем воздействовать только на уровне рекомендаций.

Есть второй уровень в этой проблеме. Нам пожаловались воспитатели на низкую зарплату. Раньше жаловались: у меня неправильное начисление. Взяли единую тарифную сетку (она везде одинаковая), посчитали. Да, неправильное начисление, примите меры. А сейчас, чтобы всё выяснить, нам нужно выходить в учреждение и запрашивать их положение об оплате труда, разбираться. Так что ведём работу с директорами и заведующими на предмет того, что не надо доводить до такой ситуации.

Мне грех жаловаться на руководителей наших учреждений. В рамках России, повторюсь, педагогическая школа Иркутской области выглядит неплохо. К нам стремятся приехать за опытом в решении многих проблем. Педколледжи области вообще и Ангарска в частности – серьёзная база для подготовки специалистов. Так что хотел бы пожелать удачи и взаимопонимания всем участникам образовательного процесса в дошкольном детстве. А это мы все:

воспитатели, учителя, родители, бабушки и дедушки…

Сегодня именно мы закладываем фундамент будущего. Давайте делать это сообща.

Анна НЕВЗОРОВА,
специально
для газеты “Время” ,
фото Николая
СТЕРНИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (137)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)