Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Бурят силён своим родом


0

26 июня 2014
Количество просмотров: 2050
   

Бурят силён своим родомНина ГРИШКИНОВА:

Бурятское село Одинск расположено обособленно от мест компактного проживания бурят - Усть-Орды, Нукутского района и Республики Бурятия. Но, несмотря на это, одинские буряты сумели сохранить свои традиции. Какие они, буряты? Об этом мы и поговорили с Ниной Георгиевной, учителем истории и обществознания, заместителем директора по воспитательной работе школы № 16 села Одинск.

- Нина Георгиевна, как вы оказались в Одинске?

- Ангарск – мой родной город. Я здесь родилась и выросла, занималась спортом. Знала, что есть такое село Одинск, но никогда там не была. А после окончания Бурятского государственного педагогического института меня отправили на два месяца в их школу, там не было учителя истории. Я приехала и осталась!

- Когда вы были ребенком, чувствовали, что находитесь среди русских?

- Я вспоминаю школу как счастливое время. Мы с братом учились в школе № 7. Школа большая, а бурят там почти и не было. Я чувствовала, что я нерусская, но мы же все тогда были детьми советскими.

- А сейчас?

- Сейчас, да. Я вижу это по нашим школьникам. Они живут у нас в благодатном для них социуме. А когда выходят за его пределы, не всегда бывают готовы к тому, что не везде будет так же спокойно, как дома.

- Основа национальной сознательности – это язык народа. Вы говорите на бурятском языке?

- Нет. Родители дома говорили, а нас не учили. Время такое было, что ли. Мы с братом сердились, когда родители при нас начинали говорить на бурятском. Мы понять ничего не могли, требовали: «Разговаривайте НОРМАЛЬНО!» Нас возили на родину родителей, но и там из-за нас начинали говорить на русском. Сейчас у меня непреодолимая тяга говорить на родном языке! А то я как та собака: понимать понимаю, а сказать не могу. Так, отдельные слова или фразы.

Одинск – это этнозона. Возрождение национальной культуры здесь началось как раз тогда, когда я приехала в село, в 1989 году. Чуть раньше в школу по приглашению Андрея БАИРОВА, председателя сельсовета, пришла учитель бурятского языка Августина БАРДАНОВА. С неё и началось. Дети воспринимали родной язык как иностранный, хотя в семьях у многих старики на нём говорят. А потом у нас стали отмечать бурятские праздники Сагаалган и Сур-Харбан. Сейчас мы на всех уроках стараемся вносить этнокомпонент, пусть даже поздороваться, входя в класс, по-бурятски - «санбайна».

- Почему буряты не называют детей своими именами?

- Сейчас стали модными имена восточных бурят: Аюна, Эржена. А раньше, кстати, детям давали странные вторые имена, иногда очень неприличные, чтобы отпугнуть несчастья и хвори. Так детей защищали. В метрике одно имя, а в семье зовут иначе. И сейчас такое встречается.

- У вас так же, как у всех восточных народов, чтят стариков. Как это удается?

- Наше воспитание построено на традициях. И если кто-то отходит от этого, он всё равно вернётся, как я вернулась. У нас принято знать свою родословную до седьмого колена. Бабушки сидят на лавочке, останавливают ребятишек: «Ты чей? А кто дед твоего деда? Хороший был человек».

Ребенок должен гордиться своими предками, тогда он задумается, что скажут про него внуки.

- Говорят, что все буряты сами себе на уме. Есть такое?

- Соглашусь. У бурят восточный менталитет. В чем уникальность и самобытность нашего села? Мы, хутейские буряты, оторваны от основной массы бурят. Хути – это Китой. Священная река. Мы ее чтим.

Другие буряты, бывает, не знают о нас, удивляются, что мы здесь отдельно от всех живем. И тоже считают нас хитрыми и вредными. Есть даже поговорка, которая переводится примерно так: как у коня мясо на шее жесткое, так хутейские буряты вредные (нет русского слова, точно передающего смысл того, о чем про нас говорят). Нас историческая судьба заставила быть такими, нам нужно было выживать, приспосабливаться, образовался такой вот этнос.

Но мы очень гостеприимные. Когда у нас проходит сватовство, а это по значимости более важное событие, чем даже свадьба, собирается весь род, человек сто, все идут к родителям невесты. Сначала садятся пить чай. Разговор идет примерно такой же, как у русских, «товар-купец». Когда становится ясно, зачем люди пришли в дом, накрывают большой стол с обильным угощением. Родители жениха приносят в дом ящик водки. Потом свекр может упрекнуть невестку: «Я тебя за ящик водки купил». Отцы обмениваются поясами. При этом они соревнуются, кто быстрее завяжет пояс друг на друге. Мамы меняются платками. Мужчины садятся и чинно закуривают трубки, меняются ими. Дело сделано.

А свадьба длится до недели, кочуя из дома в дом по родственникам. Они начинают разбирать гостей по домам. Соперничество идет, к кому гости к первому пойдут.

Родословную нужно знать еще и потому, что у нас запрещено строить семью с человеком своего рода ближе четвертого колена. За этим строго следят. А поскольку в селе уже почти все родственники между собой, наши мужчины отправлялись за невестами на конях через Саяны в Тунку. Сейчас, конечно, есть автомобили.

- Одинские буряты - шаманисты?

- Да. У каждого рода, а у нас в Одинске их восемь основных, есть свой старейшина, шаман. Он следит за соблюдением всех обрядов. Перед Сур-Харбаном мужчины, пожилые женщины и дети каждого рода едут на свое родовое место совершать обряд капанья – талган. Причем неважно, где человек оказывается в это время, он обязан быть на обряде или хотя бы отправить молоко или сметану, чтобы за него совершили обряд родственники.

После мужчины приносят домой ветку церемониальной березы, ее помещают над входной дверью в доме как символ добра, где она служит оберегом целый год. Приносят из общего котла угощение, саламат, мясо. Сначала мужчина «накормит» печь, в которой буряты, почитая очаг, никогда не сжигают мусор. Потом разделит еду на всех домочадцев.

- Нация жива, пока в ней следуют традициям. Ваши дети вникают в их суть?

- В последнее время наши дети меня радуют. Когда мы начинали возрождать интерес к родному, они воспринимали всё как что-то оригинальное. Сейчас для них это естественно. И спасибо нашим старикам. Они нам так помогали! Взялись мы танцы учить. Ну что там ёхор? Встали в круг и пошли хороводом.

А начали делать, ничего у нас не получается! Бабушки неходячие находили в себе силы, их в школу привозили, они нам движения показывали и на глазах оживали. Ёхор – это целая философия. Важно держать ритм. Единение. Сердца бьются в такт. Круг. Защита.

Чем силен бурят? Своим родом и бережно хранимыми традициями.

Лена ДАВИДОВИЧ,
фото Николая СТЕРНИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (140)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)