Владимир МАХЛАЙ:27 декабря свой профессиональный праздник отмечает ангарский Юго-Западный спасотряд. К концу года спасатели подвели итоги работы. Об итогах, о том, какие в отряде проблемы и как приходят в эту профессию, нам рассказал начальник отряда Владимир Григорьевич МАХЛАЙ.
- Как с таким послужным списком и без специального спасательного образования вы пришли в отряд на руководящую работу?
- Во-первых, я устал от безделья, выйдя на пенсию и просидев семь месяцев на даче. Во-вторых, служба силовиков и спасателей параллельно пересекается в разных плоскостях. Опыт, пусть и небольшой, но был. А в-третьих, можно на триста процентов быть профессиональным спасателем, а руководителем весьма посредственным. Но таким я себя не считал. И отлично понимал, что для отряда я нужен как администратор и хозяйственник, который должен добыть, выбить все необходимое для работы. Запчасти для наших старых машин. Веревки, которые пора списывать, но новых не дают.
Теплое обмундирование, чтобы при минус десяти в тайге ноги не леденели. Вот это моя главная задача.
- Справляетесь?
- Если бы не справлялся, то меня бы погнали сразу. Но прошло восемь лет как я в отряде. И мы сумели существенно обновить техническую базу. Помню, рассказывали, как в половодье 2001 года бывший (ныне покойный) начальник нашего спасотряда Борис ХАНИН ездил на тракторе К-700 и собирал по затопленным китойским дачам людей. Потому что плавать было не на чем! Сейчас у нас в наличии небольшая флотилия катеров, водометная установка.
Видимо, это повлияло на то, что за последние два года численность погибших на водоемах Ангарского района резко снизилась. Для работы в зимних условиях теперь есть снегоход «Буран». Для распутицы – квадроцикл.
Но главное – это даже не новое оборудование. Отряду удалось сохранить кадры. У меня сейчас в сейфе лежит пачка резюме. Молодые люди просят взять их на работу, почти все с опытом, подготовленные. Но мы всем вынуждены отказать. Вакансий нет! Как почти нет и текучести кадров. Это трудно объяснить, но попытаюсь.
Средний заработок муниципального спасателя (каковыми мы являемся) 25-26 тысяч рублей. У аттестованного работника пожарной охраны или полицейского (федерального служащего) в два раза больше. Однако уходят не туда, а оттуда приходят к нам! Например, Евгений БЕЛОВОЛОВ работал командиром отделения в пожарной части. Александр СИДОРОВ служил в спецназе полиции. Есть и другие примеры. Видимо, это какой-то профессиональный зуд. Человек не хочет просто отсидеть сутки через трое. Александр ФЕДОРОВ, Степан ХАБЕЕВ, Олег МОРГУНОВ в свободное время наставничают в кружках юных туристов.
У нас тоже учеба идет полным ходом. В год проводится подготовка по одиннадцати предметам. От медицины до топографии. От психологии до радиационной и химической защиты. Это не десятки, это сотни часов. Кроме теоретической, большая физическая нагрузка. Постоянные походы по горам, сплавы, учения, в которых наш отряд постоянно занимает первые места уже восемь лет подряд.
Это уже не говоря о том, что в любой момент могут отправить взрывать весенний лед на северных реках. Ликвидировать крупные техногенные аварии по всему региону (Саяно-Шушенская ГЭС, авиакатастрофы в Иркутске, пожары на нефтехранилищах). Все сотрудники, находящиеся на территории АМО, обязаны в течение часа собраться на базе в любое время суток и быть готовыми к выезду в любую точку региона.
- И вы вместе с ними выезжаете?
- Я их и потом нагнать всегда успею. Главное, чтобы они уехали подготовленными и экипированными. За подготовку я спокоен. Только в этом году Анатолий ДЕМИН, Роман САЛАХОВ, Александр Сидоров, Евгений ФЕДОРОВ, Александр ЕРШОВ получили квалификацию специалистов 1 и 2 класса.
- Омар Хайям – это не выдумка?
- Благородство и гордость, отвага и страх,
Все с рожденья заложено в наших телах…
Философия и смысл Хайяма в том, что жизнь человека очень коротка. Всего 70-80 лет! А люди почему-то даже этот отрезок не ценят. В очень многих случаях наша помощь приходит слишком поздно. Пьяные лезут в воду. Беспомощных стариков оставляют умирать в квартирах. Суицид. Дорожные аварии. Пьяные курят в постелях. Мы все это видели много раз. Только помочь уже не ничем не могли. Берегите себя.
Игорь КАРИН,
фото Николая СТЕРНИНА