Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ в ЖКХ не ЗАТАЩИШЬ


0

1 февраля 2007
Количество просмотров: 1264
   


Сегодня РКС работают в 13 регионах России (правда, Иркутская область в их число не входит) и являются крупнейшим частным оператором на рынке коммунальных услуг. Отчасти благодаря их стараниям такие крепко привязавшиеся к отечественному ЖКХ эпитеты, как «черная дыра», «бездонная бочка», мало-помалу начинают выходить из обихода. Однако перед этой отраслью по-прежнему стоит немало сложнейших задач. Об этом в клубе региональной журналистики «Из первых уст» рассказал председатель правления ОАО «Российские коммунальные системы», в недавнем прошлом иркутянин, а ныне москвич, большую часть времени проводящий в командировках по стране, Михаил СЛОБОДИН.



– Михаил Юрьевич, не первый год в стране идет реформа ЖКХ, а кардинальных перемен к лучшему особо не видно. Что вы на это скажете?

– Скажу, что нет в стране никакой реформы. Буквально этой осенью проходило заседание правительства Российской Федерации, где министр регионального развития Владимир Яковлев выступал с программой, с очень хорошей программой реформирования ЖКХ. Но из-за того, что у Яковлева и Фрадкова личный конфликт, программу зарубили, отправили на доработку.

Центра, ответственного за реформу ЖКХ, на уровне федерального правительства нет. Более того, в правительстве существует иллюзия, что мы можем директивно управлять жилищно-коммунальным хозяйством в каждом маленьком, среднем или большом городе страны. На самом деле задача федеральной власти совершенно другая – формировать правила игры и систему мотивации, ориентирующую игроков этого рынка на удовлетворение нужд потребителей. Мотивация дает гораздо больший эффект, чем прямые указания или снятие губернатора за проблемы с теплоснабжением в каком-то маленьком городе на его территории.

Кроме того, обсуждая проблему ЖКХ, правительство сваливает в кучу жилищное и коммунальное хозяйство. Хотя это два совершенно разных сегмента. Коммунальное хозяйство – это производство ресурсов, включая децентрализованные источники, и транспортная инфраструктура (трубы, провода). Жилищное хозяйство – это все, что внутри дома. От того, насколько хорошо законопачены окна, прочищены внутридомовые сети, закрываются или нет двери в подъезде, ворует ли сосед электроэнергию, – от всего этого зависят суммы в платежках, которые мы получаем. Ситуация с жильем очень специфична и сильно отличается от коммуналки. Коммуналка – это сфера крупного бизнеса, где заказчик – это муниципалитет или региональные власти, в то время как жилье – это жители и управляющая компания, это средний и мелкий бизнес. В жилье сконцентрировано 40 процентов проблем, которые традиционно транслируются на коммунальное хозяйство или на производителей энергии. Поэтому нужно сегментировать ЖКХ и регулировать каждую его часть отдельно, при этом понимая, что между двумя блоками должна быть хорошая стыковка.



– Какая доля проблем ЖКХ приходится на коммунальную сферу?

– Я бы сказал, процентов 40 и еще 20 процентов на поставщиков энергоресурсов.



– Понятно, что жилищно-коммунальное хозяйство – это целый ворох нерешенных задач. Но какие из них вы бы назвали главными?

– Основная проблема, сильно мешающая развитию жилищно-коммунальной сферы, это тяжелый груз обязательств, накопленных в течение последних 15 или даже 25-30 лет, поскольку и в советские времена состояние ЖКХ не было безупречным. На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство страны накопило долгов в общей сложности полтора триллиона рублей. Это не замечается жителями, но для коммунальщиков и жилищников является головной болью, потому что каждый день у них где-то арестовывают счета.

Второй аспект этой проблемы – состояние фондов. Вся коммуналка находится в земле, оценить реальное состояние сетей, спрогнозировать, что и когда выйдет из строя, практически невозможно. Из-за этого сложно определить необходимый объем инвестиций на восстановление хозяйства. Цифры называются огромные, зарыть в землю можно сколько угодно денег, но вместе с тем возникает проблема недофинансирования.

Третий аспект – это накопленные обязательства перед работниками ЖКХ. На самом деле они выполняют ту же самую работу, что и люди в большой энергетике, – обслуживают сети, но зарплату получают на 30-40 процентов меньше.



– Этим, вероятно, и объясняется недостаточный профессиональный уровень работников жилищно-коммунальной сферы? 

– Конечно. Уже сегодня мы ощущаем серьезную нехватку людей. А в ближайшие 3-5 лет отток кадров из жилищно-коммунального хозяйства станет еще более масштабным. Потому что промышленность растет, бизнес развивается, спрос на специалистов увеличивается. И квалифицированные люди, которые как раз и обеспечивают качество и надежность работы всей инфраструктуры, потихоньку мигрируют туда, где больше платят.

Остро стоит проблема менеджмента. Людей, специально подготовленных для работы в жилищно-коммунальной сфере, для того, чтобы заниматься оптимизацией, а не просто деньги закапывать, ориентированных на построение эффективной системы, в стране практически нет. Топ-менеджеров, разбирающихся в этой отрасли, понимающих и разделяющих новую идеологию, наберется не больше десятка.

Не так давно на Первом канале прозвучало: дескать, рентабельность в жилищно-коммунальном хозяйстве составляет 100 процентов, и складывается такое впечатление, что в ЖКХ все воры. Это, естественно, влияет на настроение. Нормальных людей в коммуналку не затащить.



– А каковы реальные прибыли в коммунальном бизнесе?

– Да нам много не надо, мы ориентируемся на 3-5 процентов маржи для того, чтобы инвестору доказать, что этот бизнес рентабельный, в него можно вкладывать длинные деньги. А чем длиннее деньги, тем меньше нагрузка на потребителя.



– Почему народ не испытывает большой любви к коммунальщикам, понятно: тарифы на услуги зачастую растут быстрее, чем качество этих самых услуг.

– Это вопрос синхронизации. Да, сейчас потребители чувствуют, что нагрузка на них возрастает. Но параллельно снимаются и риски. Дело в том, что эффект от инвестиций в коммуналку наступает не в сей момент, а спустя годы. Скажем, мы сейчас вкладываем деньги в проект по реконструкции сетей, аварийность системы снижается через год-два, а экономический эффект мы получим лет через пять. Значит, только через пять лет можно говорить о снижении тарифов. Но не сейчас. Потому что если сейчас ничего не делать, то в будущем потребитель заплатит еще больше, поскольку потери будут расти, долги копиться, на них еще будут начисляться проценты.

Здесь, кстати, стоит сказать о процессе тарифообразования. По степени значимости я бы поставил эту проблему на третье место после накопленных обязательств и правовой неразберихи в системе отношений между поставщиком энергии, тем, кто ее транспортирует до жилого дома, тем, кто разводит ее до конечного потребителя, и самим потребителем. К сожалению, сегодня система регулирования тарифов на услуги ЖКХ носит исключительно понятийный характер и очень сильно зависит от адекватности главы муниципального образования или региона. Высокий уровень коррумпированности, социальной ориентации, политизированности этого процесса приводит к тому, что тарифы либо режут, не оставляя компаниям средств на развитие, либо задирают, потому что это самый простой способ собрать с людей деньги. Кроме того, сегодняшняя система тарифообразования совершенно не мотивирует тех, кто работает в коммунальной инфраструктуре, снижать издержки и повышать качество услуг, поскольку полученная ими экономия никак не сказывается на их финансовом результате, а только служит основанием для того, чтобы скорректировать тарифы. Это сильно тормозит приток в отрасль инвестиций, особенно частных.



– Тем не менее частный бизнес идет в коммунальную сферу. И тому есть положительные примеры.

– Доля частного бизнеса в коммуналке достаточно высока и составляет порядка 35-40 процентов. Но в основном он представлен небольшими предприятиями, выделившимися из муниципалитетов, с уведенной или с выкупленной собственностью. Говорить о том, что у нас появляются серьезные капитализированные компании, к сожалению, не приходится. Мне хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать частных операторов, работающих на территории Российской Федерации. На их долю приходится не более пяти процентов рынка. В основном они концентрируются на воде. Из коммуналки это самый понятный и правильный бизнес. Таких, кто реально занимается теплом, водой и электрикой, то есть полным циклом, всего один. Это «Российские коммунальные системы». Мы работаем в 13 регионах России от Амура до Карелии. В прошлом году приняли решение расстаться с несколькими территориями, не желающими двигаться по пути оздоровления ЖКХ. Наш оборот составляет порядка 27 миллиардов рублей.



– Почему вы настаиваете на том, что в коммунальном хозяйстве должны работать крупные компании? Почему не отдать этот бизнес средним и малым предприятиям?

– Потому что коммуналка остро нуждается в длинных и дешевых деньгах, которые малым предприятиям никто не даст. На Западе ставки на привлекаемые в коммунальный бизнес кредиты очень низкие, дают их на 15, 20 и даже 30 лет. В прошедшем году впервые в истории частного коммунального бизнеса России мы привлекли облигационный заем на три года под менее чем 10 процентов годовых. Но для большинства проектов и такие условия неприемлемы. Российской коммуналке нужны средства под шесть процентов и сроком лет на 15.



– И все-таки чаще люди сталкиваются с работой жилищников. Как посоветуете выстраивать отношения с ними?

– Не думаю, что предложу оригинальный рецепт. В 90 процентах проанализированных нами случаев низкая температура в квартирах – это действительно вина не коммунальщиков, а жилищников, потому что параметры теплоносителя на входе в дом, как правило, нормальные. А проблемы внутри дома должны решать сами жители. Они должны научиться осознанно выбирать управляющую компанию и правильно с нее спрашивать. Ни муниципалитет – он слишком далек от проблем конкретного дома, ни тем более региональные или федеральные власти. В этом фундаментальная ценность Жилищного кодекса. Через четыре-пять лет этот рынок не без проблем, конечно, но сформируется. А вместе с ним должна сформироваться культура отношений между жильцами и управляющими компаниями.



Татьяна ЛУКАНКИНА,

клуб региональной журналистики

«Из первых уст»

Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)