Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

НАШИ ДЕТИ- ИЖДИВЕНЦЫ ПО ЖИЗНИ...


0

17 ноября 2005
Количество просмотров: 2065
   

В Ангарске сегодня около 2 тысяч детей живут не дома с мамой-папой, а в интернатах, детских домах, реабилитационных центрах, приютах. Они постоянно бегут оттуда, токсикоманят, попрошайничают на улицах и в магазинах. Сейчас их с горем пополам вылавливают, а что будет через десяток лет, когда они выйдут из этих учреждений во взрослую жизнь? Что это за дети и можно ли вырастить из них нормальных людей? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы встретились с Ниной СТЕПАНОВОЙ, директором социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в 15 микрорайоне.
- Кто и зачем открыл в городе такой центр?
- В 1992 году вышел указ Ельцина «О борьбе с беспризорностью и безнадзорностью среди несовершеннолетних детей», и власть перестала делать вид, что беспризорщины в стране не существует. Администратористратористратористрацией города было принято решение об открытии этого учреждения. В 1993 году центр начал работать, с 1996 года я являюсь его директором. Сейчас у нас 120 детей. Но надо иметь в виду, что около 25 из них живут в так называемых семейно-воспитательных группах, когда ребенок числится за нашим центром, но воспитывается в семье.
- Почему так?
- Потому что это действительно выход. Душа радуется за тех ребят, которых взяли пожить в семьях, им очень сильно повезло. Особенно тем, кто попал в деревни. В сельской местности легче приучить ребенка к работе, там у него нет таких соблазнов, как в городе, – где бы что выпросить, украсть, нанюхаться клея. В деревне все на виду. Когда мы приезжаем, местные бабульки всегда с охотой делятся своими наблюдениями, они у меня как внештатные работники - всегда все увидят и расскажут. В деревнях у людей подсобное хозяйство. Потому дети вместе с приемными родителями и картошку садят, и стайки чистят, и коров доят... Дети становятся в каком-то смысле хозяевами дома, усадьбы, они уже видят, что, к примеру, поленница рассыпалась, надо собрать, а утятам воды дать надо. Это особенно радует, потому что беспризорники в своей жизни ничего, кроме дивана, улицы да вечно пьяного родителя, не видели и ни к чему доброму не приучены. В городе приучить к труду намного сложнее. Мы и теплицу построили, грядки, картошку сажали. Но они от всего этого лучше за ворота убегут. Понимают: голодом и без этого сидеть не будут. Пытаемся занять их спортом, работаем с клубом «Файтайгер». Но и это дается трудно. Ведь спорт - это тоже труд, а у наших детей есть особенность - от любых трудностей они бегут.
- Есть еще какие-нибудь особенности?
- Дома мы своих детей настраиваем на завтрашний день, даже порой неосознанно, но будущее перед ними выстраивается, они начинают его планировать. А эти ребятишки живут одним днем. Привычка - большое дело. Их в школу затащить невозможно, потому что они ПРИВЫКЛИ болтаться. Какая ему лепка, танцы, мастерская, если он в 14 лет читать не умеет и не хочет? Вот у нас работает сапожная мастерская, должно было ходить 8 человек, остался только один. Они не понимают, что за пределами центра им придется жить самостоятельно. Наши дети думают: государство обязано их кормить, они же сироты! Приходят и требуют: выдайте мне кроссовки! И если старые еще можно было носить, а мы получили новые, он старые вмиг разорвет, ему не жалко, потому что он не видит, с каким трудом деньги на них заработаны.
Дети еще не успеют к нам попасть, а уже знают, что в “Сударушке” кормить должны в определенное время, что можно у монашек клянчить... Они иждивенцы по жизни. И эта проблема существует не только в нашем центре, так во всем городе, по всей стране! Я видела то же самое в московских и питерских приютах.
- С этим можно бороться?
- Пытаемся. Учим их заваривать чай, варить суп, лепить вареники, ставить тесто на пироги, блины, перешивать одежду. Приучаем к тому, чтобы опрятно выглядели. Сначала дети этого не ценят, понимание приходит, только когда они выходят за порог центра. Тогда они начинают звонить, писать письма, называть нас самыми-самыми. Мне хочется верить, что, столкнувшись с действительностью, они все поймут и оценят.
Не знаю, может быть, я  фантазерка. Но когда работаешь здесь, сидишь безвылазно с утра до вечера, когда идет поток мамок и папок, которым родные дети не нужны, хочется верить в лучшее. Выйдешь на улицу и думаешь: “Боже мой, солнце светит, трава растет, люди идут, улыбаются, значит, не все в жизни плохо”. Хотя, конечно, обидно, когда говорят: “Вот из такого-то учреждения не сбегают дети”. Уверяю вас: не сбегают только те, которые ходить не могут, инвалиды.
- Но почему они бегут?
- Понаблюдайте: у соседей ребенок вырос в нормальной семье, а в другой, где мама как свет в окошке, редко-редко трезвая, он готов ее обнять, расцеловать, облепить, прижать. Вот что это такое? Я не знаю ответа, но точно знаю, так бывает!
- А бывает, когда дети сами отказываются от матери?
- Двух девочек мама привела. Обманула, сказав, что заберет их через месяц, а в итоге вообще пропала. Одна из сестер в свои 8 лет сказала: “Отдайте меня в семью, не надо мне такой мамы”. Ее сначала сводили в гости, она увидела, как можно жить в семье, да там и осталась. Она сделала выбор в пользу приемных родителей.
- То, что у ваших воспитанников родители все же есть, - это хорошо или плохо?
- Когда к 11-летнему Сашке мамка приходит, а она к нему часто приходит, но всегда подшофе, он не хочет с ней встречаться, ему стыдно перед ребятами.
У нас воспитывается Ваня, он инвалид, тянется к мамке. А она заползает ко мне в кабинет пьяней вина. Естественно, ребенок после такого посещения нервничает, болеет, грустит. Часто я думаю, что лучше никаких родителей, чем такие. Наверное, это от бессилия что-либо изменить.
- А бывает, когда родители берут детей обратно?
- Очень редко, но были и такие моменты. Вот, например, инспектор привел двух подростков. Их родителей устроили через центр занятости на работу. Поработав месяца три, они начали делать ремонт в квартире, и мы через пару месяцев отдали им детей. Теперь семья живет вместе, но мы ее наблюдаем. Бывают и совсем другие истории.15-летний Женя к нам попал вместе с младшим братом, когда мать под следствием находилась. Потом она освободилась и забрала их. Пока она на работу не устроилась, мы старались поддерживать ее, выдавали продукты. Не знаю, с кем уж она там встретилась, но села на иглу. Мать ее, бабушка пацанов, почему-то взяла на воспитание только младшего брата. Естественно, Женьке обидно. Оформили его в училище, но что с пацаном будет - кто теперь знает?..
- Как дети попадают в ваш центр?
- Процентов 20 - это дети, у которых родители или находятся под следствием, или уже сидят. У большей части (40-50%) родители спились, опустились, потеряли работу, жилье. Некоторые попадают по смерти родителей. Возраст самый разный, от 3 до 18 лет. С этим, кстати, связана большая проблема. В области вышел приказ, по которому мы не должны принимать детей в алкогольном, токсическом опьянении, инвалидов. Увы, к нам попадают дети разные. В результате нормальные перенимают ненормальное поведение наркозависимых и детей с психическими расстройствами: «Почему Петьке можно бушевать, не слушаться, демонстративно курить или материться?» Еще одна проблема: по нормативным документам в группе должно быть не более 8 детей, а у нас их 15-16, т.е. в два раза больше, чем надо для результативной работы. Поэтому и результат нашей работы, к сожалению, практически нулевой.
- А вот где они берут наркотики, если находятся под присмотром?
- О Господи, о чем вы! У нас в двух шагах наркоточка есть, рядом торгуют спиртом. А дети у нас не за решеткой сидят. Мы одного мальчишку сейчас, слава Богу, увезли подальше, он 4 тысячи задолжал. Ему всего 10 лет, не понимал, во что ввязался, за сигареты работал. Невозможно! Стали убирать территорию, нашли тайник: пачек 20 иголок и штук 50 шприцев. Писали в милицию, никакого толка.
А девчонок мы с дороги снимаем. С14 лет начинают, за время моей практики 5 девочек так на дороге и остались. Теперь они один в один повторяют судьбу своих матерей: рожают детей и оставляют их в доме ребенка.
Недавно к нам поместили 14-летнюю девочку, она инвалид, отстает в умственном развитии. Она убегает на дороге постоять, у нее периодически возникает потребность в этом. Вот сейчас в очередной раз ушла. Как нам ее остановить? Ее место в доме инвалидов. А как попасть туда, если мест нет? Везут к нам. Мы не можем справиться с ней, в школу она не хочет, не интересует ее ни швейная машинка, ни рисование, ни книжка.
14-летний первоклассник Сережка постоянно бегает. Он был усыновлен, но приемная мать умерла, отец бомжует, в Шеститысячнике живет. А Сережа бегает и токсикоманит. Как только обнаруживаем побег, сообщаем в милицию, сами едем по известным адресам, где подростки собираются, пьют и развратничают. Страшно, мы же все тут женщины, но что делать, если надо?
- Неужели все так плохо?
- Почему же? Основную часть воспитанников мы устраиваем в профессиональные училища, которые они успешно заканчивают. Сестры Варя и Алена недавно приходили со своими ребятишками. Закончили училище по строительным специальностям. Алена замужем, сестры друг за друга держатся. Но почему-то больше думаешь совсем о других. Вот Таня у нас воспитывалась, была славная девочка. Пошла в училище, загуляла, пошла по рукам, подхватила венерическое заболевание, забеременела неизвестно от кого... Другая девочка, Лена, была оформлена в детский дом. Отец после отсидки, чтобы квартиру прибрать к рукам, забрал ее, а вместе с ней и ее сестру Алену. Что в этой квартире они видели? Он руку себе отрезал на их глазах по пьяни! Алена в 14 лет родила одного, потом второго ребенка. Мы без работы не останемся.
- Это точно. Но что все-таки делать?
- Прежде всего надо обратить внимание на семью, создать кризисный центр, где помогут женщине, если она терпит насилие со стороны мужа или он бросил ее с ребенком.
Школы детьми, семьями перестали заниматься. Педагоги могут на меня за эти слова обрушиться. Но я вспоминаю времена, когда создавались планы на неделю по работе с родителями, школа и семья были неразделимы. Профилактику в проблемной семье надо начинать не когда дети к нам попадут, а когда там только начинаются проблемы. Этим должны заниматься все – школа, социальная служба, врачи на участке. А сегодня мы узнаем о проблеме в семье, когда ребенок уже остался один. Не хочу никого пугать, но с этого места я ясно вижу: мы безвозвратно теряем детей.

Юлия ВОЛКОВА.

Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 32, 34,
91, 80, 88 кв.,
пос. Старица
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (100)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)