Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Михаил ДЕЛЯГИН: РОССИИ КРИЗИСА не ИЗБЕЖАТЬ


0

8 декабря 2005
Количество просмотров: 2874
   

Главную политическую новость ноября – новые назначения в правительстве России и администрации президента – многие эксперты-политологи расценили не иначе как начало операции «Преемник». Единого мнения насчет того, кто именно наследует от Владимира Путина президентский пост, еще нет. Но сомнений в том, что на выборах 2008 года будет разыграна партия с передачей власти в надежные руки, остается все меньше.
Один из тех немногих, кто уверен, что события будут развиваться по иному сценарию, – известный аналитик Михаил ДЕЛЯГИН. Больше десяти лет Делягин работал сначала в Верховном Совете РСФСР, затем в президентских структурах и правительстве РФ. В августе 2003 года с должности помощника председателя правительства он ушел из высших эшелонов власти и сейчас возглавляет президиум Института проблем глобализации.
Во время недавнего визита в Иркутск, приуроченного к открытию очередного учебного года в иркутской школе публичной политики, Михаил Делягин дал свой прогноз социально-экономического развития страны. Он считает, что Владимир Путин останется на третий президентский срок, но его правление будет прервано разрушительным системным кризисом.

Рано радуетесь

Официальные лица во многом правы, когда говорят, что 2003-04 годы были лучшими за все время реформ. За первую пятилетку президента Путина объем промышленного производства вырос примерно на 40 процентов, инвестиции и доходы населения – почти на треть. Инфляция сократилась более чем в три раза, золотовалютные резервы увеличились в десять раз. Стал нормой профицит бюджета.
На самом деле основные причины этого благолепия к усилиям государства отношения не имеют. Главным фактором экономического роста является внешняя конъюнктура. История не знает прецедентов, чтобы цены на нефть держались столь долго на таком относительно высоком уровне.
Вторым обстоятельством, о котором не принято говорить, стала модернизация бизнеса, в первую очередь среднего. Он недостаточно велик для того, чтобы воспользоваться преимуществами открытой экономики, например, спокойно брать большие дешевые кредиты на Западе. Но вполне велик для того, чтобы пострадать от ужесточившейся конкуренции, административного давления и от многих других проблем, заставивших его модернизироваться.
Два других значимых фактора связаны с усилиями государства. Во-первых, это повышение спроса, вызванное реформами естественных монополий, особенно железнодорожного транспорта. Уже несколько лет наблюдается фантастический рост производства вагонов и локомотивов, и это является сильным импульсом к общему экономическому росту. Во-вторых, это политическая стабильность. Правда, она существовала лишь до лета 2004 года, когда государство объявило о новом пакете социальных реформ.

Беда не ходит одна

Однако в прошлом году появились значимые признаки неблагополучия, и нынче они только усугубляются. Прежде всего, перестал работать главный мотор экономического роста – внешняя конъюнктура. В 2004 году цены на нефть выросли более чем на четверть, а экономический рост при этом замедлился с 7,5 до 7,1 процента. В 2005 году нефтяные цены выросли вообще в 1,5 раза, однако темпы экономического роста еще снизились с 6,3 до 5,8-5,9 процента.
Практически прекратила снижаться инфляция. В 2004 году она уменьшилась на смешную величину – с 12 до 11,7 процента, а по итогам 2005 года, как государство ни старайся, все равно не опустится ниже 11 процентов. В 2004 году усилилось бегство частного капитала. Если в 2003 году этот показатель упал менее чем до двух миллиардов долларов, то в 2004-м он вырос до 9,3 миллиарда. Произошла фрустрация фондового рынка, он перестал реагировать на собственно экономические факторы. Виной этому не только дело ЮКОСа, есть и другие причины. В частности, несмотря на фантастически благоприятную конъюнктуру, на 20 процентов сократились инвестиции в нефтедобычу. Это очень плохой симптом, особенно для страны, которая живет за счет нефтедолларов.
Наконец, между двумя секторами российской экономики - экспортно-ориентированным и тем, что работает на внутренний рынок, - образовалась зияющая пропасть. Даже самые передовые компании, выпускающие продукцию для внутрироссийского потребления, сильно отстают по инвестиционной привлекательности и темпам своего развития.

Сытый голодному не товарищ

За первые годы правления Путина дифференциация между богатыми и бедными слоями населения потихоньку снижалась. Но в 2004 году эта тенденция была переломлена. По данным Госкомстата, разница в доходах выросла с 14,8 до 15,3 раза и стала самой большой за все годы реформ. На самом деле разрыв между богатыми и бедными еще выше – по разным подсчетам, от 25 до 40 раз.
При этом нефтедоллары концентрируются в руках очень узкой прослойки наиболее богатых людей. По данным «Левада-центра», в 2004 году, когда доходы населения выросли почти на 8 процентов (это очень много), только 18 процентов россиян считали свою покупательную способность возросшей, а 39 процентов – снизившейся. Эта картина сохранилась и в 2005 году. Превышение тех, чьи реальные доходы снизились, над теми, чьи доходы выросли, бесспорно. 
Как следствие, резко изменилось отношение людей к развитию страны. Если в начале прошлого года 51 процент считал, что страна развивается правильно, а 35 процентов придерживались противоположного мнения, то к концу года эта пропорция зеркально изменилась: первых осталось 35 процентов, а вторых стало 52. В 2005 году ситуация осталась такой же. На фоне того, что крупные корпорации захлебываются от денег, большая часть людей столкнулась с резким снижением личных доходов.

Зри в корень

Наряду с недавно возникшими сложностями экономику тормозит нерешенность системных проблем, свойственных всем российским реформам. Прежде всего это незащищенная собственность. Яркий тому пример – дело ЮКОСа, когда самый выгодный бизнес в России был захвачен государством. Другая проблема – произвол монополий. СССР был самой монополизированной страной мира. Но сейчас ситуация еще усугубилась. Бюрократия вымогает у монополий колоссальные взятки, а монополии закладывают эти расходы в цену своих товаров.
Разрушаются коммерчески непривлекательные структуры: электросети, железнодорожный транспорт, автомобильные дороги, ЖКХ, речные порты – вся инфраструктура, кроме мобильной связи. Бизнес не идет в эти отрасли, так как инвестиции в них, во-первых, очень капиталоемкие, а во-вторых, срок их окупаемости выходит за рамки политической стабильности. То есть если в территории, где вы реализуете какой-либо проект, будет избран новый мэр, то вам придется заново договариваться с ним обо всех правилах. 
Из-за массовой бедности разрушается человеческий капитал. В девяностые годы интеллект просто не воспроизводился, новых специалистов не было, но еще оставались старые. Сейчас же накопленный в СССР человеческий капитал начал взрывообразно распадаться. Во многих сферах специалистов некому учить, потому что преподаватели уже утратили квалификацию.
Еще одна проблема – рост региональной дифференциации. Сегодня не прилагается никаких усилий к тому, чтобы выровнять не текущую бюджетную обеспеченность регионов, а уровень развития регионов. В этих условиях сырьевые регионы демонстрируют прогресс, а все остальные деградируют. Россия перестает быть страной с единой культурой повседневной жизни, и именно это является угрозой ее территориальной целостности.
На эти проблемы накладываются проблемы стратегические, свойственные России как стране. То, что экспортно-сырьевая модель замедляет экономический рост, мы видели еще по опыту Советского Союза. Чтобы оставаться конкурентоспособной, Россия должна прилагать сверхусилия, однако она этого не делает. Ведь нефть позволяет неплохо жить и без технологического прогресса. Положение усугубляется ограниченностью экспортной инфраструктуры и ориентацией ее на Европу, где не будет роста энергоносителей, но где нам «светит» конкуренция с каспийской и арабской нефтью.
Кроме того, с 2007 года в России может начаться снижение добычи газа. Это создаст довольно существенные трудности для европейской части страны, которая уже сейчас не может обходиться без туркменского газа.

Государство не справляется
с обязанностями

Беда России в том, что государство – инструмент, которым общество должно решать проблемы, – не выполняет своей основной функции. Более того, своими действиями оно систематически порождает все новые и новые трудности. Так, начало административной реформы вылилось в полный бюрократический паралич правительства. Решения принимаются не системно, без должной подготовки. Следовательно, масштаб ошибок и их болезненность резко увеличиваются. Текущие функции правительства по обеспечению и поддержанию нормальной повседневной деятельности общества выполняются из рук вон плохо.
В частности, развивая бизнес в сферах жизнеобеспечения, государство не учитывает специфики этих сфер. Например, ЖКХ - это естественная монополия: невозможно провести вторую центральную систему отопления или построить вторую электростанцию. В образовании или здравоохранении невозможно отследить качество услуг. По большому счету, человек не знает, правильно ли его лечат и пригодятся ли ему те знания, которые он получает в институте. Эти сферы превратились в способ зарабатывания денег, государство подходит к ним как к затратным производственным отраслям, но не как к областям, в которых создается человеческий капитал.
Еще один свойственный всем российским реформам недостаток связан с делегированием полномочий. Поскольку чиновник заинтересован не в том, чтобы хорошо сделать свое дело, а в том, чтобы сбросить с себя тяжесть ответственности, то он делегирует то, чего нельзя, – не исполнительские функции, а выработку принципиальных решений. Получается, что реформу электроэнергетики разрабатывает РАО «ЕЭС России», пенсионную реформу – государственный Пенсионный фонд, реформу образования - государственный университет - высшая школа экономики.
Государство ведет политику финансового удушения регионов. С 2000 года все сводится к тому, чтобы сократить финансовые ресурсы и увеличить расходы, которые вынуждены нести субъекты федерации. Такой подход не только стимулирует иждивенчество, отбивает у регионов охоту делать что-либо самим, но и создает чудовищные риски. Причем эта политика продолжается и в бюджете 2006 года, когда страна буквально захлебывается от денег.
Кстати, особое проявление неэффективности государства – это борьба с инфляцией монетарными методами. Все знают, что сейчас инфляция возникает из-за того, что монополисты безумно завышают цены. Увеличение бюджетных расходов никак на нее не влияет. Тем не менее, правительство продолжает замораживать деньги, не выпуская их в экономику. В частности, стабилизационный фонд – не что иное, как отказ государства заниматься решением проблем в экономике и обществе. На 1 октября 2005 года только в федеральном бюджете было заморожено 1,4 триллиона рублей. По внешним долгам Россия досрочно выплатила 525 миллиардов рублей. При этом, чтобы обеспечить всем россиянам прожиточный минимум, достаточно в два раза меньше средств – всего 270 миллиардов.

Кто кого

Главная причина всего этого заключается в том, что российская бюрократия полностью освободилась от всякого внешнего контроля и от ответственности перед обществом.
Сейчас государство складывается из двух кланов. Первый – либеральные фундаменталисты – люди, которые когда-то верили в истинные либеральные ценности, но потом встали на службу бизнеса, переродившегося в олигархию, и стали зарабатывать деньги за счет контроля за государством. Это практически весь экономический блок правительства (Греф, Кудрин, Зурабов, Илларионов, Игнатьев, Козак и большое количество связанных с ними людей). Вторая группа – силовые олигархи. Они контролируют силовые ведомства и обогащаются за счет грабежа бизнеса (Патрушев, Устинов, Иванов, Сечин, Нургалиев и другие).
Либеральные фундаменталисты отбирают деньги у населения и передают их бизнесу. А силовые олигархи отбирают деньги у бизнеса. Получается двухступенчатый пищеварительный цикл, который переваривает российскую экономику. Цена этому – прекращение развития.

Россию ждет системный
кризис…

Россию ждет разрушительный системный кризис. И есть факторы, которые его приближают. Первый – безответственность и безграмотность руководства.
Второй – рост аппетитов силовой олигархии, стремительно опережающий рост возможностей экономики. Для сравнения, с 2000 по 2004 год нефть подорожала менее чем в 1,5 раза, а валютный эквивалент взяток, вымогаемых у бизнеса, вырос в 8,5 раза. Так «успешная» российская экономика очень скоро подойдет к рубежу, за которым она просто рухнет.
Третий фактор – это усиление внутренних склок, абсолютно ничем не ограниченных. Яркий пример – перед монетизацией льгот аналитики взывали к силовым олигархам: «Будут массовые беспорядки. Сделайте что-нибудь!» Те реагировали на это воплем восторга: «Как хорошо! Сейчас эти сволочи- либералы устроят катастрофу, останутся виноватыми, и мы от них наконец-то избавимся». Люди готовы были устроить катастрофу, лишь бы раздавить своих политических соперников!
Итак, в 2005 – 2006 годах по инерции будет затухающий экономический рост. С осени 2006 года страна войдет в зону риска. И до конца 2009 года в России произойдет крайне опасный системный кризис, преодолеть который можно будет только за счет политической модернизации и создания государства, ответственного перед населением. 

… И третий срок президента
Путина

Дополнительным дестабилизатором станет тот факт, что в конце 2006 года будут внесены изменения в Конституцию, которые смогут обеспечить действующему президенту не только третий, но и все последующие сроки. Это представляется неизбежным, потому что Путин – единственная фигура, удовлетворяющая противоборствующим группировкам либеральных фундаменталистов и силовых олигархов.
Что касается операции «Преемник», то в 1999 году ее разыграли два выдающихся креативных человека - Чубайс и Березовский. Творческий потенциал сегодняшних вершителей судеб России крайне низок. Тогда элита согласилась на «выскочку» потому, что, во-первых, Ельцин был совсем плох, а во-вторых, страна только что пережила чудовищный экономический и политический кризис. Общество хотело Штирлица – оно его получило. Сейчас Штирлицем уже сыты, но и нового образа нет. В сегодняшнем политическом пространстве нет никого, кто мог бы реально претендовать на роль преемника. Единственный кандидат – Козак – уже нейтрализован.
Кроме того, для президентского окружения смена Путина будет означать устранение, в том числе физическое. В сегодняшней дикой России вас уважают, пока у вас власть, как только вы ее утрачиваете, вам начинают мстить. И президенту Путину это известно лучше, чем кому бы то ни было.

Татьяна ЛУКАНКИНА.

Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)