Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Несчастливый учитель воспитает несчастных детей


0

18 мая 2008
Количество просмотров: 1269
   

Его слушаешь с открытым ртом. И жалеешь, что у тебя не было такого учителя: доброго, открытого, сердечного, мудрого. 75-летний профессор Шалва Александрович АМОНАШВИЛИ приехал в Ангарск из Москвы, чтобы научить наших педагогов быть чуткими и рассказать о системе гуманной педагогики. В чём её идея? Как нужно воспитывать детей? Мы спросили у мэтра педагогики.



- У нас в школе № 24 уже 10 лет работают по системе гуманной педагогики. Говорят, что учителя и дети там чаще улыбаются. В чём секрет гуманной педагогики и кто её изобрёл?

- Родилась педагогика в первом веке нашей эры, когда появились первые классические труды по педагогике. И сразу была гуманной, потому что базировалась на главном принципе: нужно любить ребёнка. Об этом говорил и Сухомлинский. Мы взяли за основу эту идею и попытались придать нашей педагогике тот облик, который нужен современному миру. Гуманная педагогика там, где учитель приходит в класс с открытым сердцем и несёт свет. Он развивает не только ум, но и душу. Поэтому если в обычных школах дети прежде всего хотят быть богатыми, успешными и владеть миром, то гуманные дети хотят помогать людям, быть добрыми и перестать врать. Гуманная педагогика не меняет учебный план, а делает акцент на развитии души. Сейчас по нашей системе, которая утверждена Министерством образования РФ, работают 15 тысяч учителей в разных школах страны.

- Получается, что хорошие дети растут на хороших программах.

- Дело не в программах, а в людях. Светлых детей воспитывают только светлые учителя. Помните, как говорил Толстой: «Истинное воспитание ребёнка в воспитании самого себя». Так вот, чтобы вложить какие-то вечные ценности в человека, учитель должен сам что-то за душой иметь. К примеру, если он несчастлив, как он может сделать счастливым другого?! Если в его сердце нет доброты, то как он может сделать детей добрее?! Конечно, не все учителя поддерживают нашу программу. Но те, кто её выбрал, заметили, что дети меняются в лучшую сторону.

- Кто был вашим светлым учителем?

- Я вспоминаю одну историю. В 7 классе я нахватал кучу “двоек”. Но учительница меня не ругала. Она просто подошла и шепнула мне на ухо: «Шалва, мои «пятёрки» в журнале краснеют рядом с твоими «двойками». Как быть?» Мне стало так стыдно, что я сразу выучил химию и всё исправил.

- Вот видите, как нужны отметки. А вы выступаете против них. Как быть?

- Я считаю, что в школе должны быть не отметки, а оценки. Отметки – это «пятёрки», «двойки». А за что оценивать: за результат или за старания, которые ребёнок прилагает? Оценка – это оценивание личностных качеств каждого человека, которые нужно взращивать и развивать. Каждый должен уметь находить доброе, отличать хорошее от плохого, иметь вкусы и эталоны. Если это воспитывать, то личность получается. А если отметки вводятся, то личность убирается. И остаётся одна сухая отметка.

- Сейчас часто говорят, что наша школа уже не та. И ставят в пример европейское образование. Вы с этим согласны?

- Я побывал во многих странах, много школ видел. Но считаю, что уровень нашей пока остаётся самым высоким в мире. Даже в США после войны образовательная система создавалась по советскому подобию. Минус всех западных школ в том, что они дают слишком узкий кругозор. Американский школьник навряд ли знает, где Сибирь, Байкал, Иркутск, а вот мы можем показать на карте и Америку, и штат Техас. В США, по их статистике, 37 миллионов людей не владеют чтением и письмом, а каждый второй обязательно пробовал наркотики. Это говорит об уровне образования. В наших школах пока ещё сохраняется духовность. На Западе она тает на глазах. У нас пока ещё есть такие понятия, как Родина, культура, национальный язык. Если это уйдёт, то мы станем просто русскоязычным народом. А пока у нас есть эти ценности, мы сильны.

- Одно непонятно. Зачем мы учим в школе кучу предметов, которые потом не пригождаются в жизни?

- Образование – это то, что остаётся в нас, когда мы забываем обо всём, что знали в школе. Это не  я сказал, Эйнштейн. Разве вы помните все стихи, которые учили? Этого и не нужно помнить. Главное, что все эти предметы, уроки шлифовали нас как алмаз - в итоге получился бриллиант. Мы стали такими, какими мы стали. И ни одна формула не прошла бесследно. Так что учиться нужно всю жизнь, чтобы оставаться человеком.

- А где, на ваш взгляд, находится самая лучшая школа?

-  Школа от латинского – «лестница для восхождения души». Поэтому лучшую школу ищите внутри себя. Помочь найти ступеньку и подняться выше должен учитель. Но и у тебя должно быть желание подняться наверх.

- Много говорим о роли педагога в формировании личности. А как же родители? Что они должны сделать, чтобы их ребёнок вырос достойным человеком?

- Родители в жизни – самое главное. Это как корни у молодого дерева. Каждый из нас уже педагог: мама, папа, бабушка, дедушка. И воспитывать детей нужно сердцем. Помните, что самый хороший родитель – это тот, который уважает своего ребёнка. И тот, который вместе с ним меняется. Идеальная мама для грудного ребёнка та, которая есть у годовалого, идеальная мама школьника – это мама выпускника. Родитель должен опережать своё дитя в развитии и иметь с ним духовную общность. С детства уделяйте малышу больше времени: читайте сказки, обсуждайте дела, дарите любовь и доброту. Тогда он вырастет любимым, счастливым, уверенным в себе и сможет воспитать своих детей такими же. Это на самом деле очень сложная работа. Она требует сил, времени, характера и большого сердца. Поэтому она может получиться у инженера и не получиться у профессора педагогики. И ещё совет: приучайте ребёнка с детства к художественной литературе. Когда он читает книги великих классиков, душа богатеет.



Светлана ГАЙНУТДИНОВА,

фото Николая СТЕРНИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)