Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Молодые буряты вместо шампанского пьют молоко


0

6 июля 2008
Количество просмотров: 2662
   

- Ирина Григорьевна, Сагаалган и Сурхарбан - праздники для нас известные, а Алтаргана – что это за праздник?

- Он зародился в Монголии в 90-х годах двадцатого века. Когда стала возрождаться культура бурятского народа, в полный голос зазвучали призывы вспомнить о великих и богатых корнях бурят. Сегодня Алтаргана имеет статус международного бурятского фестиваля. Поначалу это был песенный праздник бурят, он уже несколько раз проходил в Монголии, Агинском Бурятском автономном округе. В 2006 году праздновался в Улан-Удэ, где переходящее знамя «Алтаргана-2008» было передано руководителю администрации губернатора Иркутской области. Нынешний фестиваль собрал исполнителей народных песен, молодых бурятских поэтов, мастеров народных промыслов. Пройдёт конкурс красоты «Дангина», в котором примет участие и ангарчанка Дарима ИРИНЧЕЕВА. Свои работы покажут фольклорные коллективы. В конкурсе народной песни Ангарск будут представлять Любовь РАБЖИНОВА и Саяна МАРЕЕВА, в конкурсе современной песни – композитор Лариса ХАЛТАНОВА. В номинациях «журналистика» и «фотография» примут участие Светлана ДанЧИнова и Геннадий СУБАЕВ. Очень насыщенная спортивная программа. Вот где кипят эмоции не хуже, чем на футболе. Здесь пройдёт абсолютное первенство по бурятской борьбе, стрельбе из лука, конному спорту. Состоится конкурс традиционной бурятской юрты.

- Что это за конкурс?

- Его участники должны будут показать умение в правильной установке юрты, знать, где находится вход, ограда, а в жилой части юрты – мужская и женская стороны, где должна находиться у хозяйки домашняя утварь, ведь у каждой вещи имеется строго определённое место.     

- Какие традиции сложились в Бурятском культурном центре за время вашей работы и чем вы можете гордиться?

- Не знаю, как насчёт «гордиться», не нам об этом судить, но, как и прежде, наша работа заключается в том, что мы возвращаем нашему народу его культуру, его многовековую историю. Но чтобы вернуться к своим истокам, надо вернуться к родному языку.

В 2002 году по решению ЮНЕСКО бурятский язык был занесён в Красную книгу исчезающих языков. Сохранить язык поможет только изучение бурятами родного языка и культуры своего народа. Уже второй год у нас работают курсы по изучению бурятского языка. Две группы – детская и взрослая. Кроме этого, наши старейшины ходят в детские учреждения и школы, где рассказывают ребятишкам бурятские сказки, эпосы, истории из своей жизни. Нам звонят из школ преподаватели, ведущие краеведение, с просьбой рассказать о культуре и традициях бурятского народа, о Байкале.  Мы приходим, рассказываем. В последнее время делаем это всё чаще и чаще.

Бурятский культурный центр имеет ещё две автономные структуры. Это Бурятская национально-культурная автономия «Родословная», которую возглавляет Анна Григорьевна БУЛГАТОВА, и местная буддистская община «Ваджра». Община занимается соблюдением буддистских обрядов. Приём ведёт лекарь и предсказатель эмчи-лама Чингис Сындаюшеевич ШАЛБАНОВ. Он же является и руководителем общины.

- Что такое бурятская семья? И до какого поколения обычно вы помните своих предков? Живут ли в Ангарске семьи, в родословной которых имеются известные люди: религиозные и государственные деятели, писатели, музыканты?

- Современный человек, к сожалению, не знает, кем был его предок в пятом или седьмом колене. Среди бурят нашего города я могу назвать только одного человека, который с великим старанием и почтительностью восстановил своё родословное древо аж до одиннадцатого колена. Его зовут Даши Андрианович ИРИНЧЕЕВ, он ветеран Великой Отечественной. Ему 81 год. Если учесть, что у него уже внуки и правнуки, то здесь речь идёт уже о родословном древе из пятнадцати ветвей.

- Свадьба – это всегда волнующее событие в жизни не только молодых, но и родителей. Сохранились ли какие-то национальные особенности в проведении свадьбы? И следуете ли вы им? Как сегодня проходит свадьба в бурятской семье?

- Я не большой знаток в этой области. Но в отличие от свадьбы у русских, наши молодые пьют не шампанское, а молоко.

- Молоко?

- Да. И сам свадебный стол обязательно содержит множество блюд на молочной основе. Они несут в себе некие магически-защитные свойства. Вообще, с древних пор у нас существует традиция угощать гостей в первую очередь молоком. Этот обычай называется «сагаалха». С одной стороны, хозяин показывает гостю своё уважение, с другой – даёт ему защиту от проявлений зла и всяческой порчи.

У бурят так же, как и у монголов, сохранилась традиция жертвоприношения молока хозяевам гор и местности, в которой они живут. Женщины после дойки брызгают парным молоком во все стороны света и в небо. Раньше жертвоприношение молоком происходило перед тем, как семья садилась за обеденный стол, или  во время совершения различных обрядов. Хотя, возможно, в деревнях это ещё сохранилось.

- Отчего у бурят такое почитание молока и вообще белого цвета?

- Молоко – это первооснова жизни. Любое молоко – это всегда материнское молоко, это первое, что пьёт каждое живое существо, пришедшее в этот мир. В молоке и сила, и здоровье, и жизнь. А белый цвет… Он олицетворяет чистое, священное, благородное. Посадить гостя на белый войлок – это уважение и пожелание благополучия. Кстати, лица знатного происхождения считали себя белокостными, или сагаан ясу, а бедняков – чернокостными - хара ясу. Богачи и юрты  устанавливали из белого войлока. А шаманы, которые имели «белое происхождение», носили белую одежду, ездили на лошади белой масти.

- Ирина Григорьевна, вы не могли бы в завершение интервью рассказать какую-нибудь историю или притчу вашего народа?

- Это достаточно известное сказание. Когда в семье кочевника рождался ребёнок, его отрезанную пуповину зарывали в землю, это место называлось тоонто. Если человек заканчивал свои дела в этом мире, перед его погребением совершался обряд «выпрашивания земли». Так человек рождался из лона Земли и возвращался в него после смерти.

Почтительное отношение к земле прививалось с детства, взрослые говорили ребёнку, что нельзя царапать землю острым, рвать траву, причинять боль Матери-Земле. Даже носки бурятских сапог – гутулов были зашиты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть Землю.



Беседовал Владимир ПОПОВ,

фото Николая ЗАХАРОВА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (83)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)