Депутаты изменили Основной закон в рекордные сроки12 декабря исполнилось 15 лет, как на Всероссийском референдуме всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Это первый в истории страны Основной закон, где Россия представлена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Где человек, права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано эти ценности защищать.
Рождался Основной закон в крайне непростой обстановке: в острой политической борьбе и в напряженных творческих муках немалого числа профессионально ответственных и отважных людей. Будучи народным депутатом Российской Федерации созыва 1990 года от Ангарска, я был свидетелем этих неординарных, сейчас уже исторических событий. Ну и к чему пришли через 15 лет?
ОплаЧена кровью
Тысячелетняя Русь имеет всего лишь один век опыта конституционного строя. Первый Основной закон был принят в 1906 году, но ему была суждена совсем недолгая жизнь. С 1917 года начинается 70-летний советский период в российской государственной жизни, в течение которого успели принять четыре Конституции - в 1918, 1924, 1936 и 1977 году. Мы практически единственная страна в мире, где почти каждый партийно-государственный лидер увековечивал себя Конституцией. Конституции-то при советской власти принимались неплохие, но по ним никто не жил. Это были просто декларации. Люди старшего поколения это прекрасно помнят.
Поворотным стал 1990 год. Тогда впервые в России прошли свободные альтернативные выборы народных депутатов РСФСР, которые в мае собрались на свой первый съезд в Кремле. После избрания руководителей Верховного Совета РСФСР во главе с Ельциным 12 июня 1990 года принимается ключевой документ съезда – Декларация о государственном суверенитете РСФСР, явившаяся основой для разработки новой Конституции теперь уже суверенного государства. И уже через 4 дня была образована конституционная комиссия во главе с Ельциным. Среди 100 членов этой комиссии были два представителя от Иркутской области - И.В.Федосеев, работавший в то время замначальника управления КГБ СССР, и К.Н.Хаматов, врач боханской больницы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Комиссия приступила к работе над проектом новой Конституции, а съезд, базируясь на принятой Декларации о суверенитете, приступил к внесению изменений и дополнений в действующую Конституцию РСФСР.
Но строить мостик между прошлым и будущим, надувая старые меха свежим воздухом, оказалось делом хлопотным, крайне неэффективным и, как оказалось, опасным. На каждом съезде (с первого по седьмой) вносились изменения и дополнения в действующую советскую Конституцию. За 2,5 года было внесено в текст основного документа страны более 300 поправок! В результате в измененной и крайне противоречивой Конституции были узаконены две системы власти - президентская с разделением законодательной, исполнительной и судебной властей и советская, когда съезд был правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, в том числе импичмент президента. Эта мина замедленного действия сработала 3 октября 1993 года, приведя к вооруженному столкновению противников и сторонников президентской власти.
К сожалению, новая российская Конституция опоздала. Вернее, ее принятие задержали сторонники всевластных Советов, цепляясь за собственное всевластие. Будь иначе, конституционный кризис не случился бы.
После распада Союза начался парад суверенитетов и в РСФСР. Татарстан, Башкортостан, Чечня, Якутия и другие республики стали испытывать федеральный центр на прочность. Нужно было принимать срочные меры, чтобы спасти от распада уже Россию. Чтобы остановить парад суверенитетов и сохранить целостность России, президент Ельцин принимает судьбоносное для страны решение. В 1992 году был подписан федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. Съезд народных депутатов России договор одобрил и включил его содержание в текст Конституции РФ.
До сих пор с удовлетворением вспоминаю о том гражданском чувстве единства, которое было продемонстрировано на этом съезде. Ведь съезд, на котором кипели бурные страсти, сталкивались позиции многих непримиримых фракций, одобрил договор прямо-таки оглушительным большинством: 848 голосов «за» и лишь 10 «против». Окончательный проект российской Конституции был утвержден 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.
РАСПЕЧАТАЛИ ПОД КРИЗИС
Неприкосновенность Конституции – это одно из главных условий эволюционного развития страны и политической стабильности общества. Конституция - это фундамент российской государственности, начни его курочить – разрушится все здание. В начале 90-х народ в этом убедился. Конституцию в стране, где издавна не привыкли жить по законам, надо терпеливо обживать, а не менять по какому-либо поводу.
Однако...
В послании президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию, прочитанном 5 ноября, изложено много весьма важных и нужных для страны намерений. Но остается какая-то неловкость, даже досада от того, что президент, между прочим, юрист по образованию, в первом же своем послании решил распечатать молодую Конституцию. И ради чего? Для увеличения президентского срока нахождения у власти, на что не решились ни Ельцин, хотя давление на него было, ни даже Путин.
Зачем это делается? Убедительных, внятных объяснений общество не услышало. Чем 6 лет президентства лучше четырех? Но у нас же заступивший на пост президент, как правило, отрабатывает 2 срока, значит, у него есть уже сейчас 8 лет для любых преобразований страны. Не мешает вспомнить, что экс-президент Франции Жак Ширак сократил миттерановскую семилетку до умеренных пяти лет. И это при том, что во Франции одно и то же лицо может избираться президентом только один раз.
Удлинительная поправка президентских полномочий заметно меняет на много лет вперед конфигурацию российской власти, укрепляя ее бюрократическую составляющую. Сколько угодно можно рассуждать о борьбе с повальной коррупцией, но движения вперед не будет, если в стране не внедрится политическая конкуренция, системная конституционная смена власти и не будут абсолютно свободными средства массовой информации.
Возникает еще один вопрос – об оперативности, с которой изменился Основной закон. Государственной Думе потребовалось всего лишь 2 недели, после того как эта идея прозвучала в послании президента, чтобы принять закон об изменении Конституции РФ уже в третьем чтении! Телевизионные кадры наглядно продемонстрировали, как это было. Думский зал не полупустой, а пустой на 90%. По рядам ходят одинокие партийные депутаты и жмут кнопки на пультах своих однопартийцев. Спросить бы, что делали в это время депутаты Иркутской области в Федеральном собрании. Впереди голосование в Совете Федерации и в Законодательных собраниях республик, краев и областей, которым, кстати, закон дает целый год для рассмотрения и обсуждения этих поправок. Не дай Бог начнется среди них соревнование, кто быстрее одобрит инициативу Москвы.
И еще одно весьма и весьма немаловажное обстоятельство. По Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Однако этот народ не только не спросили, как он относится к продлению президентского срока, но и не было опубликовано ни одного социологического исследования о реакции российского общества на президентские новации. Похоже, что федеральная власть разрабатывала конституционные поправки в тайне, тем самым как бы признавая, что цельного гражданского общества у нас нет, а отдельные его ростки находятся на минимуме своих ресурсов.
Таким образом, в демократическом федеративном правовом государстве (так по Конституции) воссоздается властная вертикаль (тоталитарная модель управления). И даже трагедии в нашей стране используются для укрепления властной бюрократии федерального уровня. К примеру, события в Беслане в 2004 году были использованы как повод для отмены всенародных альтернативных выборов губернаторов и перекраивания избирательного законодательства.
Вот и нынешний финансовый кризис сгодился для увеличения конституционного срока президентских полномочий. Народ, как всегда, остается в стороне.
Геннадий КОНДОБАЕВ,
экс-депутат России созыва 1990 годаТакой был депутатский кворум при принятии поправок к Конституции: думский зал не полупустой, а пустой на 90%.