Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Человек-музей


0

25 декабря 2008
Количество просмотров: 2809
   

Человек-музейИван Иванович КОЗЛОВ - известный в Иркутске ученый, историк, литератор, коллекционер. Он создал 16 музеев в Иркутской области. Стоял у истоков создания ангарского музея часов. С Ангарском у него давние связи. Здесь он нашел свою судьбу, здесь родился его первый сын, Егор. Здесь его многочисленные друзья и коллеги по литературе и ремеслу.
Наш корреспондент встретился с известным музейщиком.

- Вы коренной иркутянин?
- Родился в Иркутске, сибиряк в девятом колене по линии матери Зои Васильевны Пляскиной. Она родилась в деревне Цасучей, на реке Онон. Это священные места бурят и монголов, здесь всегда собирались великие хуралы, а по одной из легенд в глубине дна этой реки покоится Чингисхан. Здесь избирались великие «потрясатели вселенной» – Аттила, Чингисхан и Тамерлан. Мой предок Михаил Васильевич Пляскин пришел в эти края в середине 18 века. Прошел весь Амур, жил на Ононе. Не пил, не курил, но был великий авантюрист. О нем упоминает в своем труде «Сибирь и каторга» академик С.В. Максимов, ученый-этнограф 19 века.
Отец мой Иван Иванович Козлов – крестьянин Курской губернии из богатых курских крестьян. Впоследствии окончил Куйбышевскую спецшколу и работал в Министерстве госбезопасности – таможенная служба и охрана спецобъектов.
Человек-музей- Сколько вы в общей сложности прожили в Ангарске?
- Жил и работал в Ангарске около девяти лет – с 1959 по 1962 год и с 1968 по 1972 год.
После службы на флоте в 1959 году приехал в Ангарск, где строил ТЭЦ-10. В Ангарске в 1960 году сделал первую публикацию в газете «Знамя коммунизма».
Здесь я женился, первую жену звали Нонна Федоровна. В 1960 году родился старший сын, Егор. Сейчас он с семьей живет на Украине. Но в будущем Ангарске я побывал еще в 1944 году. Шла война, и нас, детей, из Иркутска возили в пионерский лагерь «Пилот» (лагерь авиазавода), он располагался в пойме Китоя, за сквером нынешнего «Современника». Спуск в пойму был тот же самый, что и сегодня, но никаких улиц и домов не было. Помню, было множество цветов, майских жуков, а также зеленых, голубых, черных и желтых ящериц. Росла голубика, а в озере цвели ковры озерных бело-коричневых кувшинок.
Второй раз оказался в Ангарске в феврале 1968 года. Завотделом культуры Ангарска Клеонида Глебовна ЮРЬЕВА пригласила меня как автора первого ведомственного музея на Иркутской чаеразвесочной фабрике участвовать в создании музея часов.
Человек-музейНикаких штатных должностей в музее не было, зарплату мы получали в строительных организациях, на АНХК и проч. К тому времени П. В. Курдюков уже передал в музей сотни часов. Я дружил с Павлом Васильевичем до самой его кончины, а с его детьми и внуками, а также с коллективом музея часов часто встречаюсь и сегодня.
В те годы я познакомился и подружился со многими художниками, поэтами и писателями. Я дружу по сей день с поэтом Иннокентием Новокрещенных, с писателем Олегом Корнильцевым, с журналистом Тамарой Кобенковой, со скульптором и поэтом Анатолием Осауленко, с композитором и певцом Евгением Якушенко, с поэтессой Ольгой Гизатулиной. И всегда, когда бываю в Ангарске, встречаюсь с ними. Мои дорогие и преданные друзья. Встречаясь, мы вспоминаем и Верочку Захарову, и Анатолия Кобенкова, и Валерия Алексеева, и Николая Горохова, и Лию Болдыреву, и удивительного ревнителя культуры и искусства генерального директора крупнейшего в мире уранообогатительного комбината Виктора Федоровича Новокшенова. Расскажу один эпизод, связанный с Виктором Федоровичем и ангарскими художниками.
Поздней осенью 1968 года как-то позвонил мне художник Саша Шаталов. «Ваня, - говорит, - спасай, сейчас приедет Новокшенов, а с ним группа поддержки отбирать картины для своей галереи». Еду к Саше. А его мастерская находилась в поселке Кирова. Приезжаю. Он развесил в мастерской порядка 50 картин, в основном среднего формата. Вот к дому подъезжает одна машина, другая, третья, лихо разворачиваются. Выходит Виктор Федорович в пальто нараспашку, за ним главный инженер Виктор Пантелеймонович Шопен. За ними охрана, другие люди. И следом два шофера несут ящик коньяка. Саша мне говорит: «Ты держись, Ваня». Самого бьет мелкая дрожь. Виктор Федорович заходит в дом: «Ну здравствуйте, художники!» Сели за стол. «Мы решили, ребята, собирать картины - хотим создать галерею. На конец года остались деньги, поэтому их надо вложить в хорошее и доброе дело. Показывайте ваши сокровища, будем торговаться».
Встал из-за стола, все тоже встали. Смотрит на одну картину: «Кедровые шишечки, да, хорошие шишечки. И веточка какая зеленая, слушай, со снежком. Красиво, правда? Берем... А вот тут дорога – это мне нравится. И Ниночке понравится (Нина Прокофьевна, жена В.Ф.Новокшенова. – Ред.). Она любит это. Тоже берем. И вот этот летний пейзаж. Берем. И это берем - все берем!» Саша стоит бледный. Посчитали, получилось на тридцать тысяч. Целое состояние. Машина в то время стоила 6-7 тысяч. И опять садимся за стол. Налили всем по рюмочке. Виктор Федорович говорит: «На «Современник» выходят торцами четыре дома. И все серые и пустые. Надо что-то придумать». Стали предлагать. Кто панно. Кто сграффито, кто керамику. Кто-то вспомнил триптих Коржова о революции, где в центре «Поднимающий знамя». «Надо что-то вроде триптиха, - говорит, - из керамики…» И все в голос: «Панно-триптих». А Виктор Федорович спокойно так резюмирует: «Вот вы мне такой четырехптих и придумайте…»
Мы так и записали - четырехптих.
Новокшенов уехал, а Саша стоит в прострации: «Ваня, что делать?» - «Что делать, что делать? Ящик коньяка стоит, а он спрашивает, что делать». Звоню друзьям. «Толя, ты живой?» - это я Кобенкову. «Антоша, ты свободен?» - это журналисту Антону Кривому, а потом художникам Геннадию Козлову, Альберту Куссу, Коле Козьмину. «Ребята, все к Саше. Ему плохо. Срочно». Что там такое, спрашивают. «Понимаете, ящик коньяка, и пить некому». Через двадцать минут в мастерской было не протолкнуться. А потом появился знаменитый четырехптих, авторами которого стали Николай Терехов, Николай Горохов и Константин Воеводин. Мозаика и до сих пор украшает торцы домов, выходящих на «Современник».
- Иван Иванович, вы многостаночник - и историк, и писатель, и энергетик. Одной телеграфной строкой: в каких областях вы осведомлены и можете общаться на равных со специалистами?
- Думаю, я сведущ в истории открытия и присоединения Сибири к России, возникновения и развития всех ее основных городов; в индустриально-промышленном становлении и развитии Сибири - от первых солеварниц и мельниц до атомных заводов; в истории народных и художественных ремесел в Сибири; в деревянном зодчестве Сибири; в истории мировых научных открытий, а также изобретений - от архимедова рычага до космических спутников; в астрофизике и физике полей; в астрономии; в некоторых разделах квантовой механики, особенно в волновых свойствах вещества. В шести номерах журнала «Байкал» опубликовано литературно-публицистическое лирико-эпическое эссе «Байкальские колокола». Это повествование о Байкале в поэзии за четыре века. В этой работе наряду с десятками имен российских лириков есть имена всех ангарских поэтов, когда-либо написавших хотя бы одну строчку о Байкале.
- О чем сегодня болит голова?
- Не голова, а душа. Сейчас думаю над созданием литературного музея писателей Иркутской области. Прошедший недавно в Ангарске 1-й съезд писателей области поручил мне как опытному музейщику провести подготовительную организационную работу. Но это уже отдельный разговор.

Владимир ПОПОВ,
фото автора


2008 г. И.И.Козлов в Ангарске.

И.И. Козлов многие годы профессионально занимается фотографией. В 1989 году, когда весь мир отмечал 150-летие изобретения фотографии, он открыл музей истории иркутской фотографии, первый и единственный от Урала до Камчатки. О нем писала Москва, его показывали по центральному телевидению. Архив И.И. КОЗЛОВА содержит свыше тысячи фотодокументов из истории Ангарска.
На фото Москва. 1974 год. Всесоюзный телевизионный конкурс «Молодые голоса». Крайний слева – Александр Масляков. Третий справа – Евгений Якушенко.

Ангарск, конец 1970-х гг. Анатолий Кобенков и Евгений Якушенко на творческой встрече в ДК нефтехимиков.

Фото И.И.КОЗЛОВА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)