Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

От винта!


0

11 октября 2012
Количество просмотров: 416
   

От винта!8 октября свой праздник отметили командиры воздушных и морских судов

Ангарчанин Геннадий Николаевич БАХМЕТОВ хоть и отдал небу четверть века, ни разу не прикасался к штурвалу пилота. Однако без него ни один командир не поднял бы самолет в воздух. Бортинженер Бахметов ценился в отряде на вес золота.

Он уже и сам не помнит, почему пошел в авиацию. Возможно, потому, что его отец всю войну пролетал на штурмовике. В 1949 году семейство Бахметовых осело в городе, который никто еще Ангарском не называл. Его юность ничем не отличалась от юности других сверстников. Жили в юрте на четыре семьи. Про авиамодельные кружки даже не слышали. Гоняли футбол и ловили окуней. Вот и все развлечения. С седьмого класса Гена уже работал. Пятая труба на ТЭЦ-1 - его собственная. Малолетний монтажник сам ее возводил. И именно на ней впервые «потрогал небо». Ну потом, как обычно, армия, свадьба, рождение детей. И вдруг как гром среди ясного неба: Геннадий заложил в жизни крутой вираж. Пойду в летное училище! Родня в голос: «Опомнись! Ты сейчас на своем бульдозере всю семью вытягиваешь. Обещают жилье дать. А ты собрался в студенты на восемь рублей стипендии?! И это в 24 года!»

Но раз Бахметов дал команду «от винта!», обратного хода нет. Через четыре года на летное поле вышел новый бортинженер 201-го летного отряда. Ему доверили ТУ-104. Самолет-легенду, который в те годы ставил международные рекорды по всем параметрам. Бахметов за рекордами не гнался. Кто такой бортинженер? Летчики рулят. Радист связь держит. Штурман курс прокладывает. Все остальное хозяйство лежит на инженере. Электрическое, механическое, гидравлическое. Все! На его рабочем месте, за креслом второго пилота, стоит панель, на которой сто приборов, не считая переключателей!

- В месяц по 90 часов налетывал. Городов не видел, а все аэропорты Союза знал. И знал, что откуда можно привезти домой. Из Москвы и Ленинграда везли одежду. Из Алма-Аты - яблоки. В Киеве закупали знаменитые торты, а в Свердловске - вкуснющий сервелат. А когда в Минводах открыли производство запчастей к «Жигулям», за нами автолюбители косяками бегали. В автомагазинах ведь только гайку, да и то не всякую, купить можно было.
Когда бывший бортинженер вспоминает воздушную жизнь, он будто преображается. Как будто и не было скачущего давления и маеты с часовыми поясами, кочевой жизни по гостиницам и общения с семьей урывками. А главное, будто и не было ежедневного, ежечасного риска.

От винта!- Летуны - народ суеверный. Мы когда выпустились, долго на оборотной стороне лацкана носили значки силуэта самолета. Или был обычай, когда в долгих рейсах, которые длились целую неделю, нельзя было бриться. Экипажи тогда прилетали заросшие как пираты! Но слишком суеверному гражданину в авиации делать нечего. Он себе вобьет что-нибудь в голову, просмотрит неполадку и угробит всех на борту. Я с собой амулетов не носил. Считал, что моя счастливая звезда - моя семья, меня сбережет.

И она действительно его сберегла. После ТУ-104 Бахметов переучился на ТУ-154, на котором летал до самой пенсии. Он как сейчас помнит тот рейс Адлер-Челябинск-Иркутск. Взлетная полоса в Адлере выходит на море. Над горами гроза беснуется, но рейс не отложили. Взлет. На приборной панели сработала сигнализация: переднее шасси не хочет убираться. Лететь дальше опасно. Обратно гроза не пустит. Думай, экипаж.

Пока Бахметов гадал, почему заклинило шасси, командир взял курс на Минводы. Пассажирам ни гу-гу. Командир осторожно начал набирать высоту, избегая резких маневров. Худо-бедно, но долетели. По дороге шасси все-таки смогли убрать, но теперь другая напасть: а вдруг оно выкинет фортель при посадке? Пролетели над диспетчерской аэропорта. Снизу сообщили, что шасси вроде вышло, но до конца ли? Сигнализация тоже не отмечала окончательного выхода. В баках полно керосина, но садиться надо обязательно. Когда садились, то даже у Бахметова, не верившего ни в Бога, ни в черта, что-то сжалось. Пронеслись стоящие в ряд пожарные машины, коснулись основными шасси и стали опускать нос. Сели! Только тут пассажирам про Минводы и сказали. Как Бахметов любил небо, так и небо любило его. Он мог погибнуть, но то была не его судьба.

- Когда в Мамонах разбился экипаж Василия МОЛНЕРА, это был мой командир и мой экипаж. И меня бы тоже в Мамонах нашли, но перед самым вылетом вышел на пенсию. Ребята тогда все правильно сделали, но подвела техника. Лопатки стартера оборотов при взлете вращаются со скоростью 60 тысяч оборотов. И когда одна пошла вразнос, то разорвала всю систему подачи топлива. Там ни одна система пожаротушения не смогла бы огонь погасить. Не повезло парням.

Он многих помнит. Тех, кому не повезло. Экипаж ТУ-104, который террорист взорвал над Читой, на высоте 6 000 метров. Экипаж ТУ-114 (командир Соловьев), у которого в 1976 году при посадке отвалилось крыло. Потом установили, что до передачи в отряд лайнер был испытательной машиной в НИИ. То есть подвергался сильным перегрузкам, вот крыло и не выдержало. Для Бахметова фильмы с авиакатастрофами имеют совсем другой смысл.
В Иркутске был случай, когда сразу после падения самолета к дежурной по аэропорту обратились двое мужчин. Они пытались узнать, когда будет следующий рейс взамен разбившегося. Когда до дежурной дошел весь смысл, она упала в обморок. Перед ней стояли уцелевшие пассажиры, багаж которых сейчас горел на взлетной полосе! Анекдот? Но в летном отряде никто над ним не смеялся.

К слову о кино. Геннадий Николаевич очень скептически вспоминает сцену из фильма «Экипаж»: там, где Филатов в полете высовывается из воздухозаборника ТУ-154 и заделывает щель в фюзеляже.

- Я все понимаю, но надо и меру фантазии знать. При скорости 600 км в час бортинженера, которого играет Филатов, сдуло бы как пушинку. А вот сцена, где у самолета отваливается хвост, вполне реальная. В Братске при посадке московского рейса от удара отломился хвост. Оттуда выпал пассажир. Его сразу в «скорую» и в больницу повезли. А тут из-за поворота МАЗ… Ни пассажир, ни врач, ни медсестра, ни водитель «скорой» до больницы не доехали…
Пенсионер Бахметов давно отдыхает. Казалось, что ему теперь авиация? Но ни одно сообщение о летном происшествии не дает ему покоя.

- Я прикинул и получилось, что количество аварий сейчас на 60 % превышает советский уровень. И это учитывая, что «Аэрофлот» был самой крупной компанией в мире, а сейчас два самолета – это уже компания. Я поражаюсь, на каком старье летаем! А экипажи? Раньше экипаж годами создавался. Подбирали, как придирчивая невеста жениха. С одного взгляда понимали друг друга. Сейчас порой сам командир не всегда понимает, на чем он летит. Стали находить алкоголь в крови у летчиков. Ну это вообще немыслимо! У нас в летном отряде была медсестра, которую мы звали Старуха Извергиль. Это был живой детектор на алкоголь, который никому обмануть не удалось.

А наказание было одно - на следующий день отбирали летное свидетельство, и никакие заслуги и связи в расчет не принимали. Списать! А еще угробили местные авиалинии вместе с аэродромами. Помню, в Усть-Орде был грунтовый аэродром. Такой ухоженный, что там даже ТУ-104 садился. Сейчас там свалка и пастбище. И так почти везде.

Но зато за свою четверть века авиастажа он спокоен. Все по-честному. За 4500 часов, как говорят у пилотов, «чистого неба» Бахметов только раз пострадал. Стал хуже слышать. Шутит: на высоте продуло. Потому и комиссия зарубила. И больше никаких претензий к ремеслу у него нет.

Игорь КАРИН,
фото из личного архива Геннадия БАХМЕТОВА


1975 год. Бортинженер (слева) со своим командиром Юрием ГЛЫЗИНЫМ перед вылетом в Алма-Ату.

ТУ-104 в аэропорту Иркутска. На этом самолете Геннадий Бахметов «встал на крыло».
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)