Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Начальник трамваев и «зайцы»


0

11 апреля 2013
Количество просмотров: 427
   

Начальник трамваев и «зайцы»Георгий Ефимович СИМАКОВ, первый начальник Ангарского трамвайного управления, в этом году отмечает свое 87-летие. Сейчас он с улыбкой вспоминает, как перепугался первой поездки по рельсам.

- Я в забайкальской деревне вырос. Какие там рельсы? А когда поехал учиться, впервые сел в вагон, как тогда говорили, передачи. Только тронулись, я из любопытства вышел в тамбур. А он открытый был, без перил, а внизу зияет крутой обрыв. Больше из вагона до конца поездки я носа не показывал.

Во время войны Симаков хлебнул всякого. Голодал, мерз и одновременно учился, водил паровозы. И ничегошеньки о трамваях не знал. Лишь когда после войны его направили в Иркутск, там они и встретились. Восторгов никаких. В самом деле, после мощного красавца-локомотива какой-то дребезжащий сарайчик.

То, что он вошел в историю как первый начальник АТУ, Симаков обязан… жилищному кризису. Он уже и семейством обзавелся, а квартиру в Иркутске выбить не мог. Знающие люди посоветовали: вон, под боком город строят. Хорошему спецу влет жилье дают. Симаков был спецом грамотным, и его взяли диспетчером, а потом инженером в железнодорожную контору комбината (предок ППЖТ). С квартирой, правда, поволынили, пришлось у ссыльных немцев угол снимать. Но ничего, утопталось и это со временем.

И вот наступил час Х. Городские власти высказали мнение – Ангарск уже два года в статусе города, а на чем горожане ездят? Деревянные автобусы, которые вот-вот на дрова рассыплются. В кузовах грузовиков лавки мостили и ехали на работу. И куда? Не на колхозное поле, а на передовой нефтехимгигант! Короче, стыдно, братцы. Но это все эмоции, а реалии таковы. Жилые кварталы все дальше уходят к Китою. Соответственно, людям на работу все проблематичней добираться. И это был решающий аргумент в пользу трамвайного сообщения.

- Кто будет строить пути, контактную сеть и все прочее? Вы, железнодорожники, и будете. Вот вам иркутские специалисты: Сергей ВЕТКИН, Азиз ИЗМАЙЛОВ, Михаил КУВШИНОВ. А ты, Симаков, старший. Езжайте принимать депо. Мы приехали, ё-моё! Депо – здоровенная, но пустая коробка! И больше ничего нет. Ну, отправили мы в Иркутск на курсы наших первых вагоновожатых во главе с Верой ПАВЛОВОЙ (экзамены у них принимал главный гаишник города!) и засучили рукава. Уж какими путями мы добывали нужные станки - рассказ для детективного романа. Какие светлые идеи буквально на коленке рожали - еще на повесть наберется. Например, контактная линия не должна иметь острых углов. Иначе сварка искрить будет. И мы научились, как укротить искрение. Потом с Усть-Катавска товарняк привез четыре первых вагона. И опять засада. Как их до депо доставить? Трейлеров ведь не было. Выручила смекалка. Подогнали 50-тонный кран. У платформ расстелили и намертво скрепили стальные листы. Осторожно, как грудного младенца, перегружали на них вагон, и всю конструкцию тянули два гусеничных трактора.

За хлопотами, испытаниями, подоспела очередная городская партконференция. Для рапорта о трудовых успехах Симаков со своими трамваями подходил идеально. Из горкома распорядились открыть движение.

- Это было что-то немыслимое. Сколько людей пришло посмотреть-прокатиться, я столько лишь на демонстрациях видел. Пассажировместимость вагона - 60 человек. Скажу смело: набивалось больше сотни! Висели сзади, по бокам. Доходило до того, что оставшиеся за бортом хватали веревку, которая привязана к контактной дуге, и опускали дугу вниз. Трамвай вставал. Правда, этих диверсантов быстро научили по правилам жить. Ну и, собственно, все.

Трамвай очень быстро вошел в быт ангарчан и перестал быть диковинкой. К хорошему быстро привыкаешь. Однако первый начальник АТУ вспомнил некоторые факты, о которых давно уже забыли.

- Меня раз спросили: какой был штраф за бесплатный проезд? И я вдруг в тупике оказался. Не помню! Вернее, а был ли вообще штраф? Сколько стоил проезд, помню отлично: три копейки. А штрафа не было. Просто, если человек захотел бы проехать зайцем, его бы засмеяли всем вагоном: три копейки зажмотил! А еще помню первое ДТП с трамваем. Когда, значит, народ к ним попривык и стало пропадать чувство опасности, в 1954 году на улице Олега Кошевого впервые в истории города под трамвай попал человек. Пьяный гражданин с бутылкой водки в кармане переходил улицу. И встретился с трамваем. Бутылка целехонька, гражданин в больнице! Кстати. К вагоновожатой у милиции никаких претензий не было.

Первым начальником трамваев Георгий Ефимович пробыл недолго. Всего полтора года. Когда он уходил, в депо стояли уже 11 новеньких вагонов. Потом он долго работал на разных руководящих постах на комбинате. Неплохо работал. За 33 года - 33 грамоты. Вырастили с женой двоих детей. Окна его квартиры выходят на трамвайную линию и, провожая очередной вагон взглядом, он сверяется с часами:

- За что я люблю трамваи? За точность. Всю свою жизнь боролся с расхлябанностью. И когда слышу, как кто-то говорит: не трамвай, объедет, всегда хочется добавить: а если переедет, то точно по расписанию.

Игорь КАРИН,
фото из архива семьи Симаковых


Георгий СИМАКОВ с сыном на первомайской демонстрации.
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (62)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)