Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Аэродромы строили подростки


-1

4 декабря 2014
Количество просмотров: 446
   

За два года они построили почти 30 аэродромов. В нашем городе живет Анастасия Дмитриевна МЯКИШЕВА, участник и очевидец работы легендарной трассы Аляска-Сибирь. По ней во время войны перегоняли из США в СССР боевые самолеты. Но сразу после войны про это рекомендовали помалкивать.

Началась другая война, холодная. И Анастасия Дмитриевна замолчала почти на 70 лет.

…Она пила утренний чай, слушала иркутское радио и вдруг уловила знакомые по юности термины: трасса Аляска-Сибирь, перегонщики, маршрут Красноярск-Уэлькаль. Ведущий просил отозваться людей, связанных с трассой. Потом она еще долгие месяцы ловила ту волну, однако больше на тему перегона передач не было. Видимо, не объявились живые перегонщики. Но она-то еще живая!

- В 1942 году нас, деревенских девчонок из Нижнеилимского района, собрали целый эшелон. Много позже мы узнали, что фронт задыхался без самолетов и американцы согласились перегонять напрямик из Америки в Россию свои «Аэрокобры», «Митчелы» и «Дугласы». Одно было плохо: маршруты протяженностью в тысячи километров проходили над тайгой, горами и степями, где практически нет аэродромов. И вот мы должны были эти аэродромы построить.

Забегая вперед, скажем, что за два года подростки, которым, как и Анастасии, было от 14 лет, сдали в эксплуатацию 30 аэродромов от Якутии до Западной Сибири. На каждом объекте в любую погоду трудились по 300 человек. Были там, конечно, и взрослые, но основная тяжесть легла на плечи молодых.

- На трассе Красноярск-Уэлькаль нашим отцом и начальником был Яков Матвеевич ПОДАШЕВ (в будущем начальник СМУ-11, построивший взлетную полосу для аэропорта Иркутск). Под его началом мы перелопатили горы земли. Но это полдела. Никогда не забуду ледяную воду, по которой доставляли бочки с керосином для самолетов. Бочки стоят на деревянных рамах, а мы их, как бурлаки, вытягиваем, стоя по колени в воде. Кто-то сравнил строительство нашей трассы с воздушным БАМом. Ерунда! На БАМе была новейшая техника, а у нас только свои руки да лопата.

А потом полетели самолеты. Большие двухмоторные транспортные «Дугласы» шли в сопровождении истребителей «Аэрокобра». За три года над Сибирью прошли 8 тысяч боевых машин. Десятки самолетов (в том числе и в Иркутской области) потерпели крушение. Погибли 113 советских летчиков-перегонщиков.

- Летчики для нас были вроде богов. Они ходили в сказочных кожанках, которые им специально выдавали для командировок в Америку. У них всегда был шоколад и… помада. Мы долго не могли понять, зачем мужчинам дамская косметика, пока Яков Матвеевич не показал нам кабину самолета. Там вся приборная доска была исписана нежно-розовым цветом. Так пилоты дублировали американские надписи на русский язык. А лучше всего на высоте в промороженной кабине держалась именно помада.

Однажды при посадке едва не случилась беда. В построенную девичьей командой полосу ткнулась носом «Аэрокобра». Самолет угодил колесом шасси в просмотренную при работе ямку. За такое дело девичью аэродромную команду могли и под суд отдать. Но заступился Яков Матвеевич. Да и летное командование, которое видело, кто и в каких условиях обеспечивает им полеты, спустило то ЧП на тормозах.

Однако прокатиться по воздуху девчатам все-таки пришлось.

- В 44-м году нас погрузили в транспортный самолет, который стал выруливать на взлет. Это был наш первый перелет, и все перепугались ужасно! Кто молился, кто слезы от страха вытирал. Но через пару часов, когда «Дуглас» приземлился в Якутске, почти все пришли в себя и нахально спрашивали пилотов: когда полетим обратно?

Обратно девичья команда разлетелась только через три года. Конец своей службы Настя провела в сносных условиях. Заботливый Яков Матвеевич устроил худющую девушку в летную столовую официанткой.

Увы, в мирной жизни у нее были сплошные черные полосы. Рано и почти одновременно погибли муж и единственный сын. Работала по бухгалтерской линии, кроме работы, собственно, ничего в ее жизни не оставалось.

- После войны меня по-разному называли: то ветераном войны, то тружеником тыла. А недавно приравняли к детям войны. Странно как-то звучит. Никто из нашей команды себя ребенком не ощущал. Мы были бойцами трассы Аляска-Сибирь.

Игорь КАРИН,
фото из личного архива А.Д. МЯКИШЕВОЙ
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (83)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)