Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

100 лет российской Дальней авиации


0

23 декабря 2014
Количество просмотров: 562
   

100 лет российской Дальней авиации100 лет российской Дальней авиации
100 лет российской Дальней авиации100 лет российской Дальней авиации
100 лет российской Дальней авиацииРовно 100 лет назад император Николай II утвердил создание эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". С этого дня начинается история Дальней авиации России. Как она изменилась за век – в нашем материале

"Илья Муромец" – прадед Дальней авиации России

23 декабря 1914 года указом императора Николай II создана эскадра воздушных кораблей "Илья Муромец", начальником которой стал Михаил Шидловский. Так появилось первое в мире соединение тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков и "родилась" Дальняя авиация России. При этом сам "прадедушка" современных бомбардировщиков впервые поднялся в воздух 23 декабря 1913 года.

С-22, более известного как "Илья Муромец", создал авиаконструктор Игорь Сикорский на Русско-Балтийском вагонном заводе. Это был деревянный биплан огромных размеров с четырьмя моторами, которые должны были поднять в воздух машину весом более пяти тонн. "Муромец" имел две орудийно-пулеметные площадки – одна находилась между полозьями шасси, вторая должна была размещаться на фюзеляже.

Во время первого полета биплана за штурвалом сидел сам Сикорский, а через полгода после испытания машины поступил первый заказ на десять самолетов для российской армии. "Муромцы" имели особое значение, поэтому летный состав формировался только офицерами. Даже бортмеханик обязан был иметь офицерское звание.

Весной 1914 года первого "Илью Муромца" переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями, - так появились серийные бомбардировщики "типа Б". Они были оснащены двумя пулеметами, бомбодержателями и простейшим бомбовым прицелом. Экипаж машины состоял из шести человек. 5 июня 1914 года самолет поставил рекорд продолжительности полета, который составил 6 часов 33 минуты и 10 секунд.

Дальняя авиация России в Первой мировой войне

Эскадра была оснащена большим штатом летного и наземного состава, собственными ремонтными мастерскими, складами, подразделениями связи, метеослужбой, летной школой с учебными самолетами, автопарком и даже зенитной артиллерией. За 1914 – 1918 годы самолеты серии "Илья Муромец" выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. За это время было уничтожено 12 истребителей врага, в то время как Россия потеряла лишь один "Муромец".

Во время войны самолеты активно модернизировались. К лету 1916 года эскадра получила два новых самолета "типа Е", взлетный вес которых превышал семь тонн. Эти бомбардировщики имели восемь огневых точек, обеспечивавших сферический обстрел, и бомбовую нагрузку 800 килограммов.

К 1917 году Сикорский создал чертежи нового, еще более мощного "Муромца" "типа Ж". Планировалось построить до 120 тяжелых бомбардировщиков. Но произошла Февральская революция, и начался постепенный развал уникальной структуры эскадры. Шидловский был объявлен монархистом и снят с должности. Эскадру сначала лишили исключительности, а через некоторое время вообще предложили расформировать.

В сентябре 1917 года немецкая армия подошла к Виннице, где в то время дислоцировалась эскадра воздушных кораблей. При отступлении было принято решение сжечь самолеты, чтобы они не достались врагу. Последний боевой вылет "Илья Муромец" совершил 21 ноября 1920 года. Позже самолеты использовались на почтово-пассажирской авиалинии и в школе авиации.

Первые самолеты Андрея Туполева

Качественно новый этап развития Дальней авиации России связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3. Самолет был спроектирован под руководством Андрея Туполева. Разработка новой машины велась с 1926 года. За основу был взят туполевский ТБ-1, это был первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Пилотная модель с лыжным шасси была испытана в декабре 1930 года, а уже в феврале 1931 года самолет был запущен в серийное производство. ТБ-3 создавались крупной серией, что позволило сформировать тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса, которых в то время не имело ни одно государство.

В 1931 году конструктор создал эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4 - АНТ-20, который получил прозвище "Максим Горький". Он мог использоваться как агитационный, пассажирский или транспортный самолет, кроме того АНТ-20 мог служить передвижным штабом для высшего руководства страны.

Первый полет "Максим Горький" выполнил 17 июня 1934 года, за штурвалом находился лётчик-испытатель Михаил Громов. Самолет установил два мировых рекорда - поднял грузы массой 10 тысяч килограммов и 15 тысяч килограммов на высоту пять тысяч метров. Примечательно, что на "Максиме Горьком" совершил полет Антуан де Сент-Экзюпери. Просуществовал АНТ-20 чуть больше года. 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета один из самолетов сопровождения врезался в "Максима Горького", после чего он потерпел крушение и был полностью разрушен.

В 1932 году бригадой Павла Сухого под руководством Андрея Туполева был разработан цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан АНТ-25. На этом самолете лучшие летчики того времени поставили несколько рекордов. Так 20 июля 1936 года под командованием Валерия Чкалова был совершен 56-часовой перелет из Москвы на Дальний Восток протяженностью 9375 километров. 18 июня 1937 года АНТ-25 совершил перелет по маршруту Москва - Северный полюс - США. Командиром экипажа также был Чкалов.

Через месяц самолет повторил маршрут, только конечной точкой значился не штат Вашингтон, как было при первом полете, а штат Калифорния. При выполнении этого перелета были установлены мировой рекорд дальности по прямой линии - 10148 километров и мировой рекорд дальности по ломаной линии - 11500 километров.

Конструкторское бюро Ильюшина

В 1933 году в Главном управлении авиационной промышленности решили собрать всех авиаконструкторов страны под одной крышей. Так появилось Центральное конструкторское бюро, начальником которого стал Сергей Ильюшин. К 1935 году конструкторам во главе с Ильюшиным удалось создать новый двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. На нем были проведены летные испытания и дальний беспосадочный перелет с полной боевой нагрузкой по маршруту Москва - Баку - Москва под руководством летчика-испытателя Владимира Коккинаки. В 1936 году ДБ-3 начали поступать на вооружение отечественной армии.

Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин в 1938 году разработал ДБ-3Ф, который получил название Ил-4. Этот самолет был оснащен более мощными двигателями и улучшенным вооружением. В 1940 году Ил-4 сменил самолет ДБ-3 в серийном производстве. Машины Ильюшина принимали участие в советско-финской войне зимой 1939-1940 года, в Великой Отечественной войне и в советско-японской войне. Всего было произведено 1528 самолетов серии ДБ-3.

В предвоенные годы, как в Советском Союзе, так и за рубежом, предпринимались попытки создания самолета-штурмовика. Первым решил эту задачу Ильюшин. Позже боевой самолет – штурмовик Ил-2 - принес славу конструктору. В 1970 году, после ухода Ильюшина на пенсию, конструкторское бюро продолжило выпускать самолеты Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М, разработанные знаменитым авиаконструктором.

Авиация в Великой Отечественной войне

Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи Дальней авиации выполнили 22 июня 1941 года. Во время боевых действий они решали как стратегические, так и оперативно-тактические задачи. Уже на второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест.

В распоряжении советских военных были такие машины, как Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Пе-2. Основным боевым самолетом стал Ил-4. К весне 1942 года армии было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков, которые состояли из 341 самолета и 367 экипажей. В годы войны Дальняя авиация принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания. Всего было осуществлено около 220 тысяч боевых вылетов, сброшено 2 миллиона 276 тысяч бомб различного калибра. 269 солдат и офицеров Дальней авиации стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды.

После окончания Великой Отечественной войны Дальняя авиация практически осталась без современного самолетного парка. Из 1839 самолетов лишь относительно малая часть - 32 четырехмоторных бомбардировщика Пе-8 - была способна решать стратегические задачи, остальные борты устарели. В связи с этим было принято решение о создании копии американского самолета В-29. В 1947 году в Казани и Куйбышеве силами конструкторского бюро Туполева, началась массовая постройка тяжелых бомбардировщиков Ту-4. В кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серийное производство. Уже в 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.

Новая жизнь Дальней авиации

В середине 1950-х годов произошел качественный скачок в развитии советской Дальней авиации. Именно в это время на вооружение СССР были приняты три дальних бомбардировщика - Ту-16, Ту-95 и ЗМ, призванные составить конкуренцию американским аналогам.

Ту-16 (разработан КБ Туполева, прозвище – "Барсук") представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом. Первый самолёт был собран в Казани в октябре 1953 года. Экипаж Ту-16 состоял по меньшей мере из шести человек. Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки и одна носовая пушечная установка ПУ-88. Кроме того, на самолёте было семь 23-миллиметровых пушек АМ-23.

Бомбардировщики Ту-16 на протяжении десятилетий принимали участие во многих конфликтах – "шестидневной войне" 1967 года, арабо-израильской войне 1973 года, а также войне в Афганистане.

Первое испытание турбовинтового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 (прозвище "Медведь") проходило в ноябре 1952 года. Самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными в стреловидных крыльях. Оснащался двигателями НК-12, которые до сих пор остаются самым мощным турбовинтовым двигателями в мире.

Бомбовая нагрузка Ту-95 может достигать 12 тысяч килограмм. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение авиационных бомб калибром до десяти тысяч килограмм. Летом 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных Ту-95 - за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами.

Советский стратегический бомбардировщик ЗМ производился в 1956-1960-е годы. Главной особенностью самолёта стал новейший комплекс вооружения с крылатой ракетой Д-5, которая могла поражать сильно защищённые морские и сухопутные цели. При этом дальность полёта ракеты составила 280 километров, а скорость превышала звуковую в три раза. Интересно, что самолётов 3М в строю оказалось больше, чем Ту-95 в бомбардировочном варианте, и до поступления на вооружение ракетоносцев они считались главной ударной силой Дальней авиации.

Дальняя авиация во время "холодной войны"

После окончания Второй мировой войны в Европе произошёл передел территории по сферам влияния. Образовались два основных военно-политических блока - НАТО и Организация Варшавского договора, которые на протяжении долгого времени находились в состоянии постоянного противостояния. По мнению многих историков, начавшаяся "холодная война" в любой момент могла перерасти в Третью мировую войну.

В годы "холодной войны" Дальняя авиация являлась надежным ядерным щитом СССР, до 1961 года она была эффективным средством сдерживания ядерных притязаний США. Именно в составе Дальней авиации начали формироваться первые ракетные полки, а также развернута первая ракетная дивизия.

В послевоенные годы основное направление развития ВВС СССР - переход от поршневой авиации к реактивной. Так, в конце 1940-х годов появился фронтовой бомбардировщик с турбореактивным двигателем Ил-28. Этот самолёт ознаменовал появление реактивной авиации второго дозвукового поколения.

В начале 1970-х годов на базе Ту-22 создается авиационно-ракетный комплекс К-22. Развитием сверхзвукового Ту-22 стал многорежимный Ту-22М, первый полет которого состоялся в 1969 году. В это же время появились еще две модификации самолета – Ту-22М2 и Ту-22М3.

Одним из символов "холодной войны" считается сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, разработанный Валентином Близнюком. "Белый лебедь", как окрестили Ту-160, - самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла. Как отмечают эксперты, толчком для создания нового бомбардировщика послужило решение Вашингтона разработать новейший стратегический бомбардировщик (впоследствии получивший название B-1).

Первый полёт прототипа Ту-160 состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме "Раменское". Самолет был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе через три года - в 1984 году.

В мае 2003 года два Ту-160 выполнили уникальный полет над Индийским океаном, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. До этого такие полеты отечественная Дальняя авиация не выполняла. В сентябре этого года два Ту-160 из Энгельса совершили перелет в Венесуэлу.

Кто делает российскую авиацию по-настоящему дальней

Ил-78 (главный конструктор самолета Радий Папковский) - на сегодняшний день единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на балансе Вооруженных сил России. Его взлетная масса составляет 190 тонн, в фюзеляже самолета установлены две цилиндрические ёмкости более чем на 23 тысячи литров. Ил-78 при взлётной массе почти в 200 тонн и удалении от аэродрома вылета в тысячу километров в состоянии передать до 65 тонн топлива, а при удалении в 2500 километров - до 36 тонн. Он может дозаправлять в воздухе один "тяжёлый" самолет или две "лёгкие" машины.

Помимо дозаправки в воздухе, Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. В числе других задач самолета - патрулирование и боевое дежурство стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами.

Будущее Дальней авиации России

В настоящий момент КБ Туполева разрабатывает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения. Как ожидается, технический проект нового самолета будет полностью завершён к следующему году. Первый полет ПАК ДА запланирован на 2019 год, а начало эксплуатации - на 2025.

Пока о новом самолете известно немного. Сообщается, что он будет выполнен по схеме "летающее крыло". Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят бомбардировщику преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров. Двигатель, скорее всего, будет создан с использованием технологий унифицированного газогенератора НК-32.
100 лет российской Дальней авиацииКак отмечают разработчики, самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия - крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточное бомбы, а также оборонительное авиационное вооружение. Максимальная взлётная масса пока не определена, предварительная оценка - от 100 до 200 тонн.

Александр Виноходов, Елена Скутнева, Георгий Коровин, TVC.RU
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
Продам дачу в Китое.
8соток.
Дом подходит
для зимнего проживания.
Ангарская прописка.
Тел. 8-904-155-97-71 ___________________________
Прошу откликнуться
РОБЕРТУС
Серафиму Антоновну
1928 г.р
или лиц, знающих о её
местонахождении.
Для решения квартирного вопроса
тел. 8-924-622-72-07

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (83)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)