Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

О соцреализме замолвите слово


0

23 апреля 2015
Количество просмотров: 269
   

О соцреализме замолвите словоРазве что ленивый не говорит сегодня о черном квадрате Малевича. Рассуждать об искусстве модно. Не разбираться в искусстве, а уметь вовремя сказать красивое слово про инсталляции или перформансы, лениво заметить, что графика и рисование – это анахронизм, процитировав (не важно, к месту или нет) любимого писателя ПРИГОВА.

Нет, я лично ничего против Дмитрия Александровича не имею. Но я против того, чтобы в наше неглубокое время, когда всем в искусстве хочется пестрых фантиков, забывалось что-то настоящее. Скромное, для кого-то даже скучное, но настоящее, знать которое и любить сейчас почему-то стыдно. Так же, как стыдно нынче признаваться в любви к Родине.

Ирина СЕРГЕЕВА

И недаром я про Родину заговорила. Долгое время у нее была несладкая социалистическая судьба. И долгое время был социалистический реализм, метод государственного руководства искусством.

О том, что власть должна руководить искусством, первым из большевиков понял товарищ Ленин. Жил он себе в Париже в 1905 году, не посетил ни разу Лувр, зато написал трактат «Партийная организация и партийная литература». И позднее наши писатели стали «инженерами человеческих душ», а худшим и самым позорным в истории культуры назвали десятилетие с 1907 по 1917 год – Серебряный век русской поэзии. Это другой товарищ сказал. Максим ГОРЬКИЙ.

Искусство стало другим, развиваясь по «единственно правильному творческому методу», становясь фигуративным и фотографичным, изображая действительность в ее революционном развитии. Соцреализм серьезнейшую проверку прошел в годы Великой Отечественной войны. Художники уходили на фронт, и многообразие впечатлений породило многообразие форм: документально точные фронтовые зарисовки, плакаты, портретные рисунки бойцов, карикатуры. Работы делались быстро (рисунок карандашом, живописный набросок), поэтому не до художественной глубины, главное – эмоции: искренние, честные, страстные. Но были и работы прямолинейные (досадно прямолинейные), чрезмерно «плакатно-патетические».

Искусство не избегало страшной правды войны. И все же главным в содержании живописных полотен было мужество советских людей, стойкость в испытаниях, ценность человеческой жизни. И не важно уже – соцреализм это или нет. Конечно, появлялись и батальные полотна, и парадные портреты генералов, но позиция многих художников стала однозначной – взволнованный рассказ о неповторимости человеческой жизни, о дорогой цене Победы, решительный отказ от патетической героизации. Через обыкновенное изображался повседневный подвиг народа, через простое и искреннее.

Посетите выставку «Долгие версты войны», открывшуюся недавно в Ангарском выставочном зале, и вы воочию увидите, что настоящее искусство, несмотря на усилия властей, никогда не получится втиснуть в рамки никакой идеологии. В живописных и графических работах о войне, созданных известными советскими художниками, мало «правильных» полотен. Может, это связано с тем, что данные произведения были переданы Ангарску в 1969 году из Московского Государственного музейного фонда, где они просто хранились и никому не показывались, ибо не совсем соответствовали идеологии соцреализма? Конечно, эти произведения – соцреализм. Но в них – не подвиг советского человека сам по себе, а то, во имя чего он и с чем связан, страшная атмосфера военного времени и искренняя радость Победы.

В работах Кукрыниксов, Юрия НЕПРИНЦЕВА, Ильи ГЛАЗУНОВА, иркутских и ангарских художников (Г. КОЗЛОВ, З. ЛУКАШЕВА, С. РАЗВОЗЖАЕВ, В. ГЛУШКОВ, С. ГВОЗДЕВ) бытовая деталь и обыденная сцена становятся символом бытия вообще. Люди, изображенные на полотнах, любят землю, на которой живут, готовы за нее умереть, помнят своих отцов, чтят их память, отвечают за общество, то есть за стариков и детей.

Художники не стремятся облегчить содержание, обойтись без острых драматических конфликтов или ограничиться столкновением светлых героев и темных злодеев. Все гораздо глубже и не столько однозначно, как мы привыкли, говоря о соцреализме.

Благодаря этой выставке, думаю, что не только я, но и вы тоже, сможете заново открыть для себя социалистический реализм в живописи, заново научитесь его смотреть, поймете, что не стоит его оценивать негативно и односторонне. Оценивать так, словно и не было в соцреализме хороших авторов и интересных произведений.

И вот еще о чем мне подумалось: а изменилось бы что-то в истории нашего искусства, если бы Ленин, находясь в Париже, хотя бы пару раз заглянул в Лувр?..
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (47)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)