Уважаемые пользователи портала! Если Вы по каким то причинам утеряли свой пароль, то воспользуйтесь специальной формой для восстонавления доступа к акаунту. Также Вы можете зарегистрироваться на нашем портале.
,
Курс валют предоставлен сайтом kursvalut.com
.

Цыпа


+1

12 ноября 2015
Количество просмотров: 266
   

Цыпа
ЦыпаОн появился на нашем учебно-тренировочном аэродроме нежданно-негаданно и произвел эффект взрыва, цунами, торнадо и землетрясения одновременно. Что? Откуда?




Самолет X-Air. Его создатель француз Джоэл КОЭЧЛИН, авиаконструктор и бизнесмен, основал в индийском городе Бангалоре (там рабочая сила дешевле) компанию Raj Hamsa. И его самолет, отличающийся надежностью, легкостью и простотой конструкции, покорил мир. Летает в Австралии, США, Канаде. В Англии на него выдали британский сертификат летной годности - самый строгий в мире авиации. Легкость конструкции достигнута за счет использования самых современных неметаллов - только каркас из дюралевых тонкостенных труб.

Хочется подойти к носу, как Мимино хлопнуть ладошкой и сказать: «Это же не самолет, это бабочка!» Во всех странах у него прозвище «Цыпа» за его ярко-желтый цвет.

Для первых облетов пригласили в Ангарск из “Аэрофлота” пилота первого класса, настоящего воздушного волка. И понеслось. Взлет – посадка. Взлет – посадка. Регулировка по центровке, по управляемости. Режимы работы мотора. Выбирание углов установки лопастей винта. Это они в интернетном ролике «X-Air в Австралии» тройкой по небу несутся, абсолютно одинаковые. В реальности каждой машине нужен свой индивидуальный подход, цыпа все-таки.

Труды не были напрасными, однажды лайнер заработал как швейцарские часы. Пришло время лететь вдвоем. Полет вдвоем ничего особенного не представляет – самолет двухместный, органы управления продублированы, управлять можно и с левого, и с правого сиденья. Пары бывают разные. Инструктор-курсант, командир самолета-второй пилот, летчик-инспектор и проверяемый, пилот фирмы-производителя и пилот авиакомпании-заказчика. Хуже всего когда в самолете оказываются два командира, эти могут улететь навсегда. В нашем случае все было проще: краса и гордость “Аэрофлота” стал нашим инструктором, а мы - курсантами.

Курсант на аэродроме – тот, кто учится летать. Пока ты про себя думаешь, что ты - курсант, ты будешь жить. Как только решил, что ты - большой мастер, пиши пропало.

Те, кто летел до меня, в кабину садились робко, путались в привязных ремнях, газовали медленно, выруливали неуверенно. Настал мой черед. Занятная мысль: влипаю во все французское – французский язык в школе, учительница Людмила Ивановна, дай ей Бог здоровья. Эйфелева башня, Лувр, «Мулен Руж», музей духов и одеколон на полке. Столица авиаконцерна Airbus Тулуза, куча городов и городков на юге Франции. Аэропорты Парижа, Ниццы, Марселя. И полное безумие – утренний Париж с запахом кофе из всех кафе. Надо заказать кофе со сливками, круассаны и, устроившись поудобнее, развернуть «Фигаро»… Когда все это было? И вот теперь на далеком сибирском аэродроме, за семь тысяч километров от Прованса, Бургундии, Шампани и Гаскони, объявилось это французское творение француза Джоэла Коэчлина, эта цыпа. Впрочем, я отвлекся.

Команда: «Ваша очередь, пройдите к самолету!» Боже! Какой аэроплан! Очень удобное сиденье (на чертежах видел, что за сиденьями - баки с бензином, ну да ладно, приходилось встречать аэропланы, где бензобаки были над головой). Ручка управления по высоте и крену удобная. Педали, управлять рулем поворота, удобные. Слева - ручка газа, тоже классно. Удобно расположена и панель приборов, хороший обзор из кабины. Потому их и сделали 1300 штук, и летают от Канады до Австралии и Приангарья. План в голове уже готов. Надо показать наставнику, что я не первый день поднимаю ботинками пыль, спрыгнув с крыла на землю.

Как по учебнику плавно, но энергично, даю газ и начинаю рулить на исполнительный старт, главное - физиономию поуверенней. Мудрый учитель поворачивается ко мне и вопрошает где, когда и на чем учился. Докладываю быстро, четко, слегка приврав, немного прибавив и чуток преувеличив.
Ах так, ну тогда полетишь сам.

Ну вот мы и замерли в самом начале взлетно-посадочной полосы на исполнительном старте. За столько лет я так и не перестал волноваться. Я все понимаю: аппарат серьезной фирмы, но все же, все же.

Запрос руководителя полетов и его ответ:

- Взлетайте!


Ручка газа полностью вперед. Помчались! Первая фаза разбега. Разбег я люблю длинный. Несется аппарат по полосе все быстрей и быстрей, и нехай он бежит, пока полоса есть. Это в большом самолете бортинженер смотрит на стрелку указателя скорости и когда она достигнет цифры, рассчитанной согласно массе груза, центровке, ветру, атмосферному давлению и прочему, прочему, рявкает командиру: «Взлёт!»

Видел я все эти ранние взмывания с просадкой. Нет уж, лучше подзатяну. Тут инструктор протягивает руку вперед и делает жест вверх. В том смысле, что пора. Пора, так пора, хотя я бы еще погнал - на борту нас двое, баки полные, встречный ветер слабый, день жаркий, воздух жидкий. Ну да ладно. Ручку управления на себя. Взлет. И плавненько от себя – выдерживание над землей с набором скорости. Свечку на взлете я зрителям не делаю. Полет наш скоротечен, надо начинать выстраивать периметр по прямоугольнику, крутить головой по наземным ориентирам.

Инструктор вдруг тычет пальцем в указатель высоты, а потом показывает в пол, в смысле, - вниз давай! Смотрю, опаньки! Да у нас уже триста метров высоты! Какая шустрая птичка. Снижаемся. Начинается самое интересное – заход на посадку. Кабы летел я один, я бы не так заходил, а издаля.
Дальний привод на удалении четыре километра, ближний привод на удалении один километр и к створу полосы по глиссаде под углом 2 градуса 40 секунд. Хорошо им на больших самолетах!.. Командир спросит у штурмана курс, а тот в ответ: «Мы на курсе, на глиссаде». Это означает, что лайнер идет точно в створ полосы. А мой инструктор всю жизнь в “Аэрофлоте” на Ан-2 поля химикатами опылял. Вот где вдали от начальства были настоящие воздушные циркачи. Их потом на пассажирские авиалинии на аркане затаскивали. Зачем ему эти дальний и ближний приводы, если он вокруг березы может развернуться? Нет у нас штурмана на борту, значит, надо иметь штурмана в голове. Очень помог мне в подготовке к полету Интернет, там роликов с цыпой много и хорошего качества. Внимательно отсмотрел, как они летают с аэродромов без трещин и продавленных бетонных плит на взлетной полосе.

Ручку газа не дергать, движения плавные, мягкие. Касание должно быть точно в начале полосы, до нее нельзя – недолет, после нельзя – перелет, в любом случае авария. Одного летчика спросили, какая самая сложная фигура высшего пилотажа.

- Посадка.

У самолетов, садящихся на авианосец, сзади торчит крюк, а на палубе три троса. Первый называется трос номер один, второй – трос номер два, а третий называется последним, если ты и его не зацепил, то тогда, парень, извини. Военно-морской флот дал тебе все что мог. А если ты промахнулся, значит, ты не сокол, а дятел.

Трава аэродрома как-то быстро приблизилась и понеслась навстречу. Касание! Мы на полосе. Но инструктор не командует тормозить, потому что мы сели в самом начале полосы и ее длины нам хватает на спокойный пробег, как это положено асам.

Фёдор ТКАЧЕНКО
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама


ВНИМАНИЕ!
ГАЗЕТА "ВРЕМЯ"
НАБИРАЕТ
РЕКЛАМНЫХ АГЕНТОВ
МОЛОДЫХ
И ДЕРЗКИХ! ___________________________
ТРЕБУЕТСЯ ПОЧТАЛЬОН.
30, 31, 33, 34, 120,
91, 80, 88 кв.,
Байкальск.
Тел. 52-29-55. ___________________________
ДРОВА.
ДОСТАВКА.
тел. 8-902-764-72-81.

Архив новостей

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Статей за Декабрь 2016 (74)
Статей за Ноябрь 2016 (409)
Статей за Октябрь 2016 (386)
Статей за Сентябрь 2016 (423)
Статей за Август 2016 (457)
Статей за Июль 2016 (438)