{custom idexclude="143,149,150"}
Это ангарчане Виктор РУКАВИШНИКОВ –директор НИИ медицины труда и экологии человека, Андрей Козлов – мэр АМО, Александр ШИЯНОВ – председатель регионального отделения экологической партии “Зеленые”, Александр ТЕТЕРИН – помощник генерального директора АЭХК по информационной политике. Иркутяне Дмитрий ТАЕВСКИЙ – активист «Байкальского движения», Юрий НОЖИКОВ – экс-губернатор Иркутской области, Михаил КУЛЕХОВ – журналист «Байкальских вестей», Юрий ФАЛЕЙЧИК – депутат Законодательного собрания, Александр АНТИПОВ – директор института географии.
Общественный совет Росатома (есть такой) благословил наших общественников и назвал их региональной экспертной группой. Общественные эксперты побывали с двухчасовой экскурсией на промплощадке АЭХК. АЭХК интересен тем, что здесь, у нас под носом, будет действовать международный центр по обогащению урана.
Перед выходом на экскурсию Александр Тетерин, помощник гендиректора АЭХК по информационной политике, напомнил членам общественного совета:
- На предприятии работает современная автоматизированная система контроля радиационной и химической обстановки.
Экскурсанты своими глазами увидели производство: разделительный завод, место заполнения готовой продукции, хранилище обедненного гексафторида урана и центральную лабораторию. Но, во-первых, это лишь малая часть специфичного производства, которое занимает 6 кв. км. Во-вторых, экскурсоводы – руководители АЭХК провели общественность по нужному маршруту и дали нужную информацию. Вопросы есть? Нет. Но осталось ощущение недосказанности. Прежде всего потому, что общественники хотели сами проконтролировать уровень радиации. Руководство АЭХК не возражало – всем дали дозиметры, но особые - бесшкальные, которые уровень радиации не показывают. При выходе дозиметры у экскурсантов забрали, и Александр Тетерин, словно факир, произнес загадочную фразу:
- Сегодня время нашего пребывания на территории комбината оказалось настолько маленьким, что и доза была ничтожной.
- А какую дозу получают рабочие?
- От 8 до 14 микрорентген в час. Это по всей территории, где мы с вами проходили, кроме емкостей с готовой продукцией, где радиационный фон составляет 200-250 микрорентген в час.
- Это много?
- Когда мы летим в самолете, мы получаем точно такую же дозу. А может быть, и больше.
В планах совета, и об этом мне сказал один из его членов, пригласить экспертов, которые помогут разобраться в самых разных вопросах - ядерной физики, техники, МЧС и онкологии. То есть тех вопросах, которые беспокоят общественность. Однако подчеркнуто Юрий Фалейчик заявил:
- Это достаточно успешное и современное предприятие, которое и без нашего контроля прекрасно работает.
А что думают другие общественники?
Андрей КОЗЛОВ:
- Если бы у меня не было доверия к предприятию, я бы в общественном совете не находился. Я посещал АЭХК не один раз и всегда поражался высоким уровнем производства на этом предприятии.
Здесь совершенно домашняя обстановка: созданы условия для здорового труда, круглосуточный медицинский контроль, люди открытые, радостные.