.
,

Вопросов без ответов не бывает


0

30 марта 2008
Количество просмотров: 1877
   

- Для начала решите мне такую задачку. Стоит стол, на нём лежит паук, по столу бьют молотком, но насекомое не двигается с места. Почему? Чем больше будет ответов, тем лучше.

- Паук мёртв, или приклеился, или глухой, или у него ног нет, или он пластмассовый. Молоток игрушечный, лёгкий, бесшумный…

- На самом деле ответов может быть больше тысячи. И не удивляйтесь. Это же изобретательская задача. Цель её – учить мыслить нестандартно. ТРИЗ родился в СССР в 40-х годах 20 века. Изначально учёные Г. Альтшуллер и Р.Шапиро создали теорию, чтобы решать практические проблемы инженеров и сделать более эффективным труд изобретателя. Теперь ТРИЗ широко известен в мире и используется не только в технике, но и в рекламе, в образовании, в бизнесе. Международная ассоциация ТРИЗ насчитывает 49 организаций в 18 странах мира. В Австралии в институте преподаётся ТРИЗ, в Америке есть институт Альтшуллера.

- Говорят, что даже крупные известные фирмы «подсели» на ТРИЗ?

-  Корейские фирмы Samsung и LG во всех своих филиалах используют эту теорию. По одной простой причине – это в разы увеличивает доходы компаний. Для этого они переманивают тризовцев из России. Геннадий ИВАНОВ, ангарский изобретатель, работает теперь в «Самсунг-электроникс». Там ему создали отличные условия для изобретательства и платят хорошие деньги. Крупнейшие мировые фирмы смекнули: либо они остаются на задворках и не выдерживают конкурентной борьбы, либо применяют инновационные технологии и развиваются. Из тризовцев получаются отличные пиарщики. Это они продвинули Хакамаду в правительство, хотя её шансы изначально равнялись нулю.

- С фирмами и пиарщиками понятно. Чему учат такие задачи обыкновенных школьников? В ангарской школе №12 ТРИЗ включён в программу с 1 по 11 класс, например.

- В Питере в 300 школах из 1000 учителя включают в свою работу эту теорию. ТРИЗ учит детей решать задачи, которые имеют значение для реальности. Скажем, помочь сказочному герою нужно не с помощью волшебной палочки или волшебного слова, а использовать такие способы, которые можно реализовать в реальной жизни. Примеры таких задач: нужно перейти через речку, а никаких подручных средств нет, что делать? Ты оказался на необитаемом острове, как там выжить?

- И что отвечают?

- Построить лодку и уплыть – первая реакция детей. И тут мы начинаем рассуждать, что на строительство лодки уйдёт 2-3 месяца, а через 10 дней без еды ноги протянешь. А ещё есть невидимые опасности, которые могут подстерегать прямо сейчас. Вот тут ребята учатся расставлять приоритеты. Первое. Защитить себя. Второе. Научиться добывать пищу. И только потом строить лодку. Такие задачи помогают решать жизненные проблемы по порядку, всё рассчитывать. Как показывает практика, тризовцы более умело строят свою карьеру и жизнь. А на мир смотрят не под узким углом, а на все 360 градусов.

- С какого возраста можно развивать творческое мышление?

- С двух лет. В Питере есть специализированный сад-ясли. Не думайте, что там учат малышей теории интегралов. Там применяются такие подходы, при которых ребёнок вырастает разносторонне развитым. Причём эта теория доступна всем, а не только вундеркиндам. Обучившись, человек сможет найти своё место в жизни и подняться выше своей головы. И сможет решать задачи 1-2 уровня теории. Всего уровней пять. Скажем, пятый уровень – изобретение лазера, первый - изобретение пробки другой формы.

- Если от ТРИЗа одна польза, почему же тогда есть педагоги -   противники теории?

- Педагог должен быть творческим, иначе он неинтересен. Согласитесь, когда учитель приходит на урок с задачами, на которые знает ответы, это скучно. Хороший педагог должен уметь и не бояться решать задачи вместе с детьми, заранее не зная решения. Тогда он не будет похож на тренера по плаванию, который не умеет плавать. ТРИЗ заставляет педагога изменить себя, учит по-новому подавать информацию. Не все это могут.



Светлана ГАЙНУТДИНОВА,

фото Николая СТЕРНИНА
Информация
Чтобы высказаться, нужно зарегистрироваться! Регистрация здесь.

Реклама

__________________________
Руководителю
требуется
менеджер в офис
ДОХОД - 45 000 руб.
т. 8-901-159-54-21 __________________________
ТРЕБУЮТСЯ:
ПОЧТАЛЬОНЫ
ДЛЯ ДОСТАВКИ
ГАЗЕТЫ "ВРЕМЯ"
30, 32, 34 мкр.
91, 99, 100,
102, кв-л Л.
и поселок Старица
с.т.8-950-134-77-30
Тел. 52-29-55 __________________________
ВНИМАНИЕ!
Началась ПОДПИСКА
НА ГАЗЕТУ
"ВРЕМЯ"
на 2 полугодие
2017г.!
Тел. 52-29-55 __________________________
Альтернативные
цены подписки
на газеты:
"КОМСОМОЛЬСКАЯ
ПРАВДА" и
"АРГУМЕНТЫ
И ФАКТЫ"
Тел. 52-29-55
ДЕЛОВОЙ ВТОРНИК
Четверг "Толстушка"
Газета выходного дня

Архив новостей

«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Статей за Май 2017 (259)
Статей за Апрель 2017 (379)
Статей за Март 2017 (367)
Статей за Февраль 2017 (301)
Статей за Январь 2017 (288)
Статей за Декабрь 2016 (460)