Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Кто кого убил?

Культура
1 291
0
Юбилей великого русского писателя Н.В.Гоголя вызвал к жизни не только многотысячные тиражи его книг, но и желание президента Украины Виктора Ющенко создать киноэпос о Тарасе Бульбе, для чего в Киев был приглашен сам Жерар Депардье. С его-то харизмой не сыграть Тараса Бульбу? Состоялся бы фильм - был бы у нас былинный запорожский казак французских кровей. Но наша кровь сильнее оказалась.

Известный кинорежиссер Владимир БОРТКО («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Идиот») актера для главной роли нашел в Киеве. Богдан СТУПКА не уступит французской звезде ни в фактуре, ни в харизме. Да в конце концов он просто славянин.
Владимир Бортко создал патриотический блокбастер. Три года ушло на съемки фильма. Снимался он в России, на Украине и в Польше. В отдельных сценах картины, в массовках принимало участие более 1000 актеров, 150 лошадей и около 100 каскадёров. Батальные сцены сняты с голливудским размахом, для чего был приглашен один из лучших американских специалистов. Неудивительно, что бюджет фильма потянул на 25 млн. долларов.
Два часа зрителя погружают в эпоху XVI века, где Запорожская Сечь предстает в её классическом варианте. Вольная жизнь да сабельный звон. Режиссер не скупится на краски, показывая жизнь запорожской вольницы. Здесь свои законы: убил товарища по пьяной лавочке - получи смерть. Пострелять да душу потешить, почему бы нет? Правда, сцену, где казак Мосий Шило (Михаил БОЯРСКИЙ) стреляет в яблоко на голове Андрия (Игоря ПЕТРЕНКО), мы уже видели в фильме «Жестокий романс», где Никита Михалков упражняется в стрельбе по яблоку на голове Андрея Мягкова. Ну а хрестоматийная сцена с написанием запорожцами письма турецкому султану «сдернута» режиссером с известного репинского полотна.
Лейтмотивом в фильме проходит тема любви запорожского казака к русской земле. И здесь ясно читается, что есть только одна земля – русская, не признающая никаких делений на малороссов и великороссов. Есть изначальные ценности – мать, отец, земля, на которой родился и которую должен защищать. Поэтому любовь Андрия к Эльжбете (Магда МЕЛЬЦАЖ), дочери знатного польского шляхтича, и переход в стан врага – вероломное предательство. И нет этому прощения. Классическое «я тебя породил, я тебя и убью» придает самосуду акт справедливого возмездия.
Достойную смерть – ею отец гордится! – принимает старший сын Остап (Владимир ВДОВИЧЕНКОВ). Когда палач разбивает кости на руках и ногах распятого на кресте Остапа, тот не издает ни звука, а отец комментирует: «Добре, сынку». Когда палач подвешивает казака на крюк, отец говорит: «Добре, сынку».
И здесь неважно, что, следуя обыкновенной логике, Тараса схватили бы шляхтичи и казнили вместе с сыном. В эпосе другая логика – каждый герой должен принять свою смерть.
Но то ли мы отвыкли от подобных масштабных картин, то ли сам киноэпос преподнесен с каким-то пропагандистским юбилейным душком, но не принимает душа подобного патриотизма. Понятно, что сегодня пришла пора вспомнить о Родине, не той, «где тебе хорошо, там и Родина», а о земле предков, той, «где родился, там и пригодился». И это очень тонкая вещь, которая не нуждается в пиаре. Но и здесь режиссеру не хватило такта. Герои у него говорят: «Умираю, но знаю, что наше солнце взойдет». И думаешь: или ты стал настолько циничным, что не веришь в искренность чувств героев, или мир давно живет по другим законам.

Владимир ПОПОВ Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.