✹ СДАЕТСЯ В АРЕНДУ ✹ Складские и торговые помещения | Супермаркет «ПАЛЬМИРА» | 8-902-17-43-412, 8(3955)52-31-00 | Ул. К Маркса 34 ✹
» » И цветок, и садовник

И цветок, и садовник

Культура
3 027
0
Спектакль. Артист выходит на сцену. Он в роли. Это уже и не он. Он прикрылся чужой личиной. Есть даже слово такое – «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ», высшая ступень актерского мастерства. Но ведь это и он. Он сам никуда не делся и никуда не может деться. Ведь это его тело, его нервы, его энергетика, его натура. Скрипач играет на скрипке, пианист - на фортепиано, а актер, можно сказать, играет на себе. В этом сокровенная особенность актерского искусства. Она всегда порождала много споров и суждений. Великий актер Михоэлс уверял, что две стороны своей натуры актер не может скрыть на сцене - глупость и злость. Как ни маскируйся, они просвечивают и обнаруживают себя. Оппоненты с ним яростно спорили и доказывали свое: бывает, большой дурак играет очень умного – и все сходит за истину. Игра, мол, есть игра. Кто прав?

Наблюдая много лет за актерами-любителями (среди них, известно, встречаются и одаренные, и талантливые), я пришел к другому выводу: человек, выходящий в роли на подмостки, вообще ничего не может скрыть из того, кто он есть и что он есть. Все видно насквозь, как ни хитри, как ни изощряйся. А ведь что-то, честно говоря, очень хотелось бы припрятать, закамуфлировать. Но сегодня речь о другом примере – когда так хорошо, что все видно. Алексей Бальчугов исполняет в театре «Чудак» самые разные роли – и эксцентричные, и психологические, и серьезные, и гротесковые… Но за ролями всегда видно, что это человек порядочный, приличный, интеллигентный, умный, скромный, достойный. Ошибиться невозможно.
Когда 14 лет назад, в 1995 году, подросток Алексей решился переступить порог «Чудака», на вопрос, что он здесь ищет, юноша ответил: «Хочу избавиться от своих комплексов». Представляете, какой замах? Удалось ли ему это? Наверное, это вопрос для серьезного психологического исследования. Во всяком случае сегодня назвать Алексея Валерьевича Бальчугова человеком с комплексами вряд ли кому придет на ум.
Есть на театре такое понятие – «студийность». Говорю есть, а сам тут же думаю: сохранилось ли оно, не кануло ли в безвозвратность? Слово едва ли не забытое. Но камень – краеугольный. Что это такое, попросту говоря? Это когда единица в сообществе других единиц способна чувствовать ответственность за каждого сообщника по делу, уважение к каждому, искренне радоваться успеху партнера и содействовать этому, все - от мелочи до глыб - вкладывать в общий котел, и не только по трезвому осознанию необходимости этого, но и по неостановимому душевному порыву. Люди в зрительном зале не всегда представляют, скольких усилий - и творческих, и вспомогательных, и чисто технических – требует подготовка спектакля. Сколько терпких и тяжких репетиций проводится. А помимо этого сколько декораций перетаскивается перед каждым представлением, сколько гвоздей вбивается, сколько тяжестей перемещается с места на место, сколько деталей надо держать в уме и не упустить… Всякий раз это эпопея. Участвуют в ней все. Лучше сказать: должны участвовать. Но так уж всегда: один тащит бревно, другой предпочитает соломинку, а третий и от соломинки норовит увильнуть. Меж тем без студийного начала, без этой опоры любительского театра просто не может быть. Алексей Бальчугов принадлежит к тем, кто спасает дело. Хотя спроси его, что такое студийность, не исключено, что он затруднится ответить.

В школе его любимым предметом была химия. В любви к предмету всегда «виноват» учитель», и Алексей Валерьевич до сих пор с благодарностью и нежностью вспоминает учителя химии ангарской школы № 35 Зинаиду Михайловну Валитову. Высшее образование он получил в Ангарском технологическом институте, окончил технологический факультет по специальности «Технология органического синтеза». Сегодня в этом же вузе он преподает, ныне это техническая академия.
А как же его в театр-то заволокло?
- Это судьба, - полагает Алексей. – Увидел объявление о наборе в газете «Время» и переступил порог.
Переступить порог – это важный шаг, но ведь двери открыты всегда и в другую сторону. Но Алексей Бальчугов к театру прикипел. Сегодня он пытается найти этому объяснение: «Моя специальность – технические науки – вне эмоций, вне духовности, вне нравственности, хотя наука, конечно, не безнравственна. В театре получаю то, чего недостает там».
Говоря о любимых ролях, он первым делом вспоминает сценическую новеллу Александра Образцова «Заблудившийся голос». Это составная часть спектакля «Он и она» - альманах историй о мужчине и женщине. Герой Алексея – человек, пытающийся догнать по телефону ускользнувшее счастье. Он растерян, взбудоражен, сбит с ног. Стрессовая ситуация на сцене всегда интересна. А когда мечется душа, спекаются мозги, обостряются нервы– это для актера богатый хлеб. Да еще если это смыкается с личными размышлениями и обострениями– это для актера неиссякаемый кладезь творческих радостей, как это ни парадоксально.
А любимый спектакль Алексея Бальчугова – «Дядюшкин сон». В этой инсценированной «Чудаком» повести Достоевского Алексей – лицо от театра, гистрион, ведущий действие. Персонаж дополнительный, отсутствующий у автора. Но Алексей нашел в нем свою изюминку и одаривал ею зрителей с удовольствием. Роль вроде бы и небольшая, но вы же помните: Бальчугов по духу студиец, общий успех для него важнее всего.
Алексей Бальчугов работает в системе высшего образования, и овладение амуницией педагогического мастерства для него насущнейшая и увлекательная задача. Он преподает 4 дисциплины и владеет материалом уверенно и безупречно. Он очень любит применять там, естественно, где это уместно, так называемые демонстрационные опыты, это всегда оживляет общение с аудиторией и содействует лучшему усвоению материала. В 2005 году он побывал в Санкт-Петербурге на курсах повышения квалификации в педагогическом университете имени А.И.Герцена. Курсы назывались «Современные педагогические технологии». Алексей Валерьевич считает, что они помогли взмахнуть ему в педагогическом деле на несколько лестничных маршей ввысь. Особенно запомнились уроки и наставления мудрого педагога Евгения Кожаро. Книга его называется «Система педагогической режиссуры». Главный пафос этой теории - задействовать эмоции студентов, от чего эффективность обучения резко повышается. Как ни странно (а может, как раз и не странно?), это смыкается с тем, что происходит в театре, где высечь желанные эмоции – всегда насущная задача.

Алексей Бальчугов сделал размашистые шаги и в науке. В 2000 году он защитил в Ангарске кандидатскую диссертацию по теме «Гидравлика, тепло- и массообмен в реакторе хлорирования этилена эжекционными смесителями». Материалы для исследования он тщательно собирал на предприятии «Саянскхимпласт». Там же постепенно поднабрал богатств и для диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук - «Высокоселективные газожидкостные химические процессы с большим тепловым эффектом и их аппаратурное оформление». Успешная защита состоялась нынче, в 2009 году, в Томске, в политехническом университете.
Московский журнал «Химическая технология» опубликовал большую статью А.В.Бальчугова по материалам его докторской диссертации.
Приказом ректора Ангарской технической академии Алексей Валерьевич назначен заведующим кафедрой «Машины и аппараты химических производств».
Алексей Бальчугов – человек, который сделал себя сам. Скромно, достойно, без шума, без крика, без модных пиаровских ходов. Он нашел себя в этой жизни, а ведь, что говорить, жизнь-то буреломистая, заблудиться можно запросто.
У Осипа Мандельштама есть примечательная строка: «Я и садовник, я же и цветок». У Алексея Бальчугова так точно оно и есть. И в науке, и в педагогике, и в театре. Воистину: он и цветок, и садовник.
За 55 лет жизни «Чудака» на его подмостки выходили разные и нередко необыкновенные люди: представители областной и городской власти, директора учебных заведений, будущие заслуженные и народные артисты, заслуженные деятели искусств и заслуженные работники культуры… Но доктор технических наук выходит на сцену «Чудака» впервые. Такого еще не было, но отрадно, что теперь есть.

Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ

Алексей Бальчугов, доктор технических наук и актер в театре.

Материал к публикации подготовил администратор сайта.
Совместно с интернет-порталом: «Poznan Live» - żywy portal Poznania.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Комментарии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.