Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Лето - это не пятая четверть

Лето - это не пятая четверть

Здоровье
1 683
0

Антон СОРИН, психолог:

Психологи просят родителей оставить детей в покое во время каникул

Лето – долгожданная для школьников пора. Девять месяцев они трудились, как лошади: занятия в школе, на курсах, с репетиторами, тренировки, художки и музыкалки. И вот, пока они строят планы на летний отдых, родители думают, чем бы их «загрузить», чтобы «не болтался без дела»?

Наш корреспондент попытался выяснить: правильно ли поступают такие родители? За ответом мы обратились к кандидату психологических наук Антону СОРИНУ.

- Антон Валентинович, предлагаю начать с будущих первоклассников. Как правильно организовать их лето? Понемногу заниматься каждый день или, наоборот, забыть на какое-то время про школу?

- Учить ребенка читать, считать и писать нужно было раньше. А летом нужно создать все условия для полноценного отдыха. Подготовлен ребенок или нет – первый год обучения в любом случае будет для него стрессом. К этому новому и трудному этапу жизни будущий первоклассник за лето должен накопить определенное количество ресурсов.

Ребенок должен «оторваться» в хорошем смысле слова: вдоволь побегать, попрыгать, подвигаться, набраться впечатлений, положительных эмоций, наесться овощей и фруктов. Ведь он в детский сад тоже ходил как на работу. И «трудился» там по 10-12 часов в сутки, жил по определенному распорядку. Это было большой нагрузкой, которую летом с него нужно снять.

- То есть летом первоклассников и учеников начальной школы лучше вообще освободить от всяческой учебной нагрузки?

- За исключением одного пункта: нужно требовать, чтобы ребенок обслуживал себя сам. И если какими-то навыками самообслуживания он еще не владеет, летом его нужно этому научить. Ведь школа требует от ребенка практически полной самостоятельности, значит, он должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, чистить зубы, принимать душ, убирать за собой постель, правильно вести себя за обеденным столом и так далее. Если ребенок собирается пойти гулять на улицу или на занятия по интересам, он должен сам собраться: сложить в сумку ключи от дома, телефон, носовой платок, нужные ему игрушки или вещи, необходимые в музыкальной школе, спортивной секции.

- Есть какой-то педагогический прием, который помогает все эти навыки освоить быстро и эффективно?

- Есть простая схема на все случаи жизни, она пригодится даже тогда, когда родители будут делать домашнее задание вместе с детьми. Это «планирование, исполнение, контроль». Сначала родитель вместе с ребенком обсуждает, что нужно сделать, показывает, как правильно это делается, потом ребенок это делает самостоятельно, а после родитель контролирует результат и обсуждает с ребенком, что было сделано правильно, а что - нет.

Например, летом вы собираетесь ехать в путешествие. Дайте ребенку сумку и поручите собрать его собственные вещи. Но прежде обсудите, что нужно брать, а что нет. И не вмешивайтесь в процесс исполнения. Когда дело сделано, обсудите результат с ребенком: вот эту вещь ты правильно взял, а эта нам в поездке не пригодится, поэтому мы оставим ее дома. Вменяемый ребенок, не отстающий в развитии, с нормальной памятью и функционирующим вниманием (а таких детей – подавляющее большинство) любое дело или навык освоит с двух-трех раз.

- Но нельзя же без книг провести все лето?

- Если ребенок хорошо читает и ему это доставляет удовольствие, пусть читает сколько угодно. Но учить его летом «с нуля» или тренировать скорость и качество чтения не нужно. То же и с письмом: нравится ребенку выводить крючочки и буковки и складывать их в слова - пожалуйста, пусть пишет. Но насильно сажать его за прописи или задачники нельзя! В школе ученику должно быть трудно, но выполнимо. А если за лето пройти всю программу на год вперед, что тогда ребенку делать в школе? Он не будет понимать, зачем туда нужно ходить. Удар по мотивации может быть таким, что человек на всю оставшуюся жизнь потеряет интерес к обучению как к таковому. К тому же если ребенок в школе не имеет каких-то продуктивных задач, он начинает хулиганить. Вряд ли к этому результату стремились родители, «напрягая» его все лето.

- Для каждого класса есть список литературы, который ребенок должен освоить за каникулы.

- Читать нужно не только летом, но и вообще всю жизнь. Но осваивать этот список нужно так, чтобы это занятие не превращалось для школьника в каторгу.

Вместе с ребенком ознакомьтесь со списком, определите те книги, которые он обещает прочитать летом. Это могут быть или наиболее интересные для него произведения, или самые сложные, с которыми лучше спокойно ознакомиться сейчас, а не в учебном году. Родительским контролем будет обсуждение с ребенком прочитанных книг. Кстати: аудиокниги можно использовать на отдыхе, в пути, пока вы добираетесь до какого-то места. Но переходить на них полностью, заменяя ими полноценное чтение обычной или хотя бы электронной книги, нельзя – школьник должен видеть перед собой буквы и автоматически складывать их в слова.

- А если у ребенка есть увлечение, то летом ему тоже лучше «отдохнуть» от него?

- Летом школьник должен заниматься тем, что ему больше всего нравится. Но если в каникулы ребенка по три часа в день запирать в комнате для занятий музыкой, физикой, математикой и так далее, то он это все возненавидит!

На каникулах обязательно должен быть период, когда ребенок занимается «ничегонеделаньем»: гуляет с друзьями, играет, рыбачит, спит, по мере сил помогает на даче и огороде, играет в компьютер – в меру, конечно.

- Антон Валентинович, но хотя бы недели за две до начала учебы есть смысл освежить в памяти прошлогодние знания, чтобы быстрее войти в колею?

- Это ни к чему. Вводить детей в учебный процесс после каникул – задача школы, а не родителей. 1 сентября никто не заставит школьников писать контрольную работу. И если учителя в первые дни учебного года говорят друг другу: «Мои как будто и не учились в предыдущем классе!», это значит, что дети действительно хорошо отдохнули. А пройденный материал в «разгруженные» головы обязательно вернется. Но если родители своим чрезмерным усердием «сорвут» детям лето - дети потом «сорвут» учебный год.

Наталья КОЛОБОВА,
г. Москва,
специально для газеты «Время»,
фото Николая СТЕРНИНА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.