Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Круг почёта

Колонка редактора
1 094
0
От Листвянки до Листвянки на внедорожниках по ледяному панцирю Байкала промчалась уникальная экспедиция «Байкал Трофи». Может, это и не мировой рекорд, но такого во всяком случае раньше никто еще не делал.

Комиссар экспедиции - Михаил БОБОВСКИЙ. Мы беседуем с ним и другими участниками экспедиции.
- Семь экипажей выехали девятнадцатого февраля утром из Листвянки и вернулись двадцать восьмого в три часа дня в Листвянку, только уже с другой стороны. Все, что было намечено, выполнено без потерь и эксцессов.

- А что было намечено и для чего это нужно?

- Зимняя экспедиция «Байкал Трофи» в этом году поставила перед собой задачу пройти на внедорожниках по льду Байкала весь его периметр. Зачем это нужно? Ну, во-первых, Байкал - это уникальное озеро с уникальной природой. Можно находиться в одном месте и видеть один Байкал, в другом месте - другой Байкал, а можно увидеть сразу весь Байкал. Для этого мы и затеяли нашу экспедицию. Ну и, конечно, себя проверить. Еще этот маршрут мы приурочили к Дню защитника Отечества. Это наш праздник, и мы его отметили достойно.

- Это уже ваша третья экспедиция по Байкалу, но такой план был поставлен впервые. Почему именно в этот раз, а не раньше?

- В этом году Байкал встал на десять дней раньше обычного. Лед обещал быть крепким, а в прошлый раз мы не могли подвергать себя такой опасности и маршруты намечали исходя из безопасности.

- Ледовая обстановка благоприятная, но, однако, и в этом году несколько машин ушло под воду. Байкал постоянно трясет. Появляются трещины, и надеяться на хороший лед МЧС не рекомендует.

- Конечно, дело это рискованное, но люди все подготовленные. Кто едет первый раз, тот проходит подробный инструктаж, как себя вести в критической ситуации. Все трагические случаи происходят в основном из-за самонадеянности и низкой бдительности водителей. Если быть все время начеку, то риск сводится к минимуму.
Каждый день, утром и вечером, мы выходили на связь с МЧС и докладывали обстановку.

- В целом вы уложились в десять дней. Был только общий план или план на каждый день?

- Каждый день был спланирован. В семь утра подъем, в восемь завтрак, в девять старт. Если посмотреть на карту, то в первый день мы от Листвянки через Ольхонские ворота доехали до базы отдыха «Хадарта». Во второй день – от б/о «Хадарта» до мыса Кедровый. С мыса Кедровый мы ушли до мыса Котельниковский (где принимали горячие ванны). От него дошли до Северобайкальска. C Северобайкальска через Нижний Ангарск уже по берегу ушли на Дзелинду. С Дзелинды опять выехали на лед и поехали на Фролиху. Если весь маршрут мы шли в трех-четырех км от берега, то от Дзелинды до Фролихи переход был по акватории Байкала.
22 февраля вечером мы были на Хакусах (Бурятия) и сутки провели там. В праздник 23 февраля мы позволили себе суточный отдых с купанием в горячих источниках и баней. 24 утром выехали и уже вечером были в Малой Черемшаной. Здесь заночевали, а утром тронулись до бухты Змеиная. Там искупались в радоновых источниках и поехали до Монахово, затем через перешеек полуострова Святой Нос по Баргузинскому заливу ушли до Усть-Баргузина и дальше до Турки.

26 утром стартанули с Турки и дошли до Посольска (на б/о «Турист»). С Посольска до Утулика. От Утулика через Слюдянку доехали до Ниж.Ангасолки. В Ниж.Ангасолке поиграли в футбол. Между прочим, это наша традиция – играть в Ниж.Ангасолке в футбол. И в этот же день прибыли в Листвянку. То есть мы сделали круг ровно за десять дней, ни разу не выбившись из графика.

- Как намечается маршрут? Кто за это отвечает?

- Маршрут намечается заранее. Сначала изучается ледовая карта, космоснимки, потом все рассчитывается по километражу – насколько он реален. Но даже с такой подготовкой все очень непредсказуемо. Каждый день приходилось преодолевать до 20 трещин. Особенно много их было на участке от Турки до Посольска, и там реально можно было провалиться. Во-первых, там Селенга впадает в Байкал. Очень много всяких притоков и разливов, к тому же недавно было землетрясение, и трещины вылезли прямо десятками.

- Что происходит и как должны вести себя люди, когда машина попадает в трещину?

Этот вопрос я задал участнику экспедиции Александру ИВАНКИНУ.
- Машины идут на расстоянии друг от друга минимум 50 метров. Это на случай, если одна попала в трещину, чтобы другая не последовала за ней, а экипаж успел сориентироваться. Сразу машина под воду не уйдет. Есть пара минут на то, чтобы прицепить к ней трос и вытащить. Гораздо хуже, если льдина накрывает машину, - это так называемый «эффект крышки чайника». В этом случае о спасении машины речь уже не идет. Главное - спасти человека. Поэтому у каждого в машине под рукой лежит молоток или монтажка, чтобы, если вдруг заклинит дверь, выбить стекло и выбраться из машины.

- Как ваши жены смотрят на ваши приключения? Они легко вас отпускают кататься по льду Байкала?

- Они уже привыкшие. Знают, что это наша традиция. Да, это опасно, но они относятся с пониманием, а мы стараемся их переживания как-то смягчить. Каждый день отзваниваемся - связь по Байкалу есть почти везде. Только два дня - 23 и 24 - в районе Хакус у нас не было связи.

- Что из этой поездки запомнится вам навсегда?

- Раньше из-за ледовой обстановки мы все равно выходили на берег. В прошлом году мы так же прошли по кругу, но в Усть-Баргузине сошли на трассу и возвращались по «суше». А в этом году мы все-таки прошли весь маршрут по льду. Еще запомнятся все холодные ночевки на льду. Их было три. На мысе Кедровый, в Турке и в Посольске. В Посольске была, пожалуй, самая запоминающаяся ночевка. Просто мы рассчитывали на базу отдыха в том районе, надеялись на нормальный ночлег, а, приехав туда, никого не обнаружили. Пришлось устанавливать палатки, ставить кухню и готовить ужин при температуре минус 36 градусов. Еще запомнилась встреча с двумя французами, которые живут в диких условиях на мысе Кедровый. Они там пишут книгу о Байкале. Вполне довольны жизнью на берегу озера. Рыбачат, готовят еду и пробудут там еще месяца два-три. Мы с ними душевно пообщались.

- «Байкал Трофи» - это какой-то клуб, организация?

- Нет. Это союз единомышленников, которые уже не первый год ездят по Байкалу зимой и летом. Наша цель - как можно больше узнать о родных местах, ну и получить максимум адреналина.

Павел ЩЕРБИН Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.