Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Кто снимал кино об Ангарске?

Кто снимал кино об Ангарске?

Народный телефон
1 101
0
- Раньше при ДК нефтехимиков была киностудия «Декафильм». Я снимал историю города, хотел бы рассказать об этом.
Анатолий Григорьевич Потеряхин

Михаил БАЧИН, директор ООО «ДК нефтехимиков», рассказал нашей газете, что киностудия «Декафильм» работала в нашем городе с 50-х до 80-х годов прошлого века.

- В ней занимались любители. Все работали либо на комбинатах, либо на стройках нашего города. Но находили время прийти в студию. Снимали на стандартную профессиональную 35-миллиметровую пленку. Киностудия «Декафильм» сохраняла историю города. Но изжила себя, когда появилось местное телевидение.
Все пленки сейчас хранятся в архиве ДК. Михаил Филиппович сетует, что нет ни возможности, ни желающих оцифровать исторические кадры.

А мы пришли в гости к 79-летнему Анатолию Григорьевичу ПОТЕРЯХИНУ.
- Я родом из Грозного. После армии (а служил на Черноморском флоте) стал работать на нефтепромыслах. И тут правительство объявило о больших стройках в Сибири и на Дальнем Востоке. Меня спросили: поедешь? Конечно! Так, в 1956 году я оказался в Ангарске.

Работал на нефтехимическом комбинате, на 3-м газовом заводе, слесарем. Был председателем общежития в 78 квартале и снимал для себя понемножку. В «Декафильм» пришел в 1957 году и сразу оказался в учениках у создателя и руководителя киностудии Олега Владимировича ФРАНКОВСКОГО.

- Нас тогда 12 человек в студии было, - вспоминает Анатолий Григорьевич. – От работы на студии мы получали ни с чем несравнимое удовольствие. Раньше ведь все вручную делали, никаких компьютеров не было. Сами ставили ванночки, сами на рамки натягивали пленку, сами готовили химикаты. Проявляли, озвучивали и оформляли титры в Иркутской студии кинохроники.

Любители киностудии «Декафильм» отправляли свои фильмы на всесоюзные смотры в Москве. В 1958 году в столицу был отправлен сатирический сюжет «Коровы». Перед зданием горсовета (нынешней администрацией) на газоне лежали и жевали траву коровы. За этот сюжет ангарчанам присудили приз – автоматическую кинокамеру «Конвас-Автомат».

- А ещё Олег Владимирович привез из Москвы каждому из членов киностудии по чешскому берету. Мы потом долго в этих беретах ходили! – смеется Анатолий Григорьевич.

А в 60-м году Олег Владимирович предложил создать киногруппу для съемок фильма. Потеряхин снимал улицу Карла Маркса, первые установки на нефтеперерабатывающем заводе и роддом, который находился в сангородке. В роддоме все было строго: съемку проводили только с разрешения главврача, фотографа одели в бахилы, халат и чепчик.

- Атмосфера была несколько напряженной. Я себя чувствовал неловко от того, что попал в настоящее царство женщин, можно даже сказать, в святилище. А женщины стеснялись своего растрепанного вида. Вокруг плачут новорожденные. Я фотографировал женщину, родившую в августе 1960 года настоящего богатыря – мальчика весом 6 кг 700 г, длиной 52 см. Интересно было бы найти эту женщину и её сына! – восклицает Анатолий Григорьевич.

Кинохроникеры города снимали не только торжественные и праздничные моменты жизни Ангарска. Иногда они просто выходили на тихие улочки молодого города и запечатлевали на пленку прохожих.
Анатолий Потеряхин перестал снимать кино в конце 60-х. Но с фотоаппаратом не расставался всю жизнь. И сейчас бы снимал, если бы зрение не подвело на старости лет.

Мария СУХАНОВА,
фото из личного архива А.Г.ПОТЕРЯХИНА


60-е годы. Анатолий ПОТЕРЯХИН снимает очередной фильм кинокамерой «Аскания». На такую же камеру снимал свой киношедевр «Броненосец «Потемкин» режиссер Сергей Эйзенштейн в 1925 году. Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.