Здравствуйте, дорогие ангарчане!
Поговорить сегодня хочу не о предстоящих выборах. Хотя проблема, которой я с вами поделюсь, в достаточной мере (если не напрямую) связана с действиями (или бездействием) власти, которую мы регулярно формируем путем этих самых выборов. И возникла эта проблема не вчера.
Ко мне как к депутату Законодательного собрания Иркутской области обратились жители 251 квартала. И сообщили, что они заселены в дома, расположенные недопустимо близко (50-200 м) от опасных производственных объектов (далее – ОПО):
– аммиачная холодильная установка с запасами аммиака по имеющейся информации свыше 25 тонн (ООО «Продбаза»);
– сеть газопотребления хлебозавода № 1(АО «Каравай»).
О близости ОПО к их домам новоселов предупредить забыли. Когда правда всплыла, жильцы серьезно обеспокоились, что в случае аварийного выброса аммиака они окажутся в зоне токсического заражения: рядом 13 км трубопровода с аммиаком плюс холодильники на 6 тыс. тонн. В СанПиН говорится, что санитарно-охранная зона для таких объектов составляет не менее 500 м.
При этом надо отметить, что аммиачная холодильная установка эксплуатируется с 1983 г., а газорегуляторный пункт «Сети газопотребления хлебозавода № 1» – с 1978 г.
Финансировалось строительство домов в 251 квартале с 2011 года в рамках реализации муниципальных адресных программ. Кроме денежных средств из местного и областного бюджетов, на долевое строительство домов были направлены деньги из фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Квартиры предоставлялись переселенцам из многоквартирных домов Ангарска, признанных аварийными.
Особо стоит отметить жилые помещения областной собственности, построенные в 251 квартале Ангарска в 2016-2017 годах, которые предоставлены детям-сиротам в рамках реализации госпрограммы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы.
Государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома заключались между Министерством имущественных отношений Иркутской области (участник долевого строительства) и ООО «Строительно-монтажное управление» (застройщик). Оплата по контрактам производилась за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета. Всего Минимущество приобрело у застройщика 162 жилых помещения.
Согласно генплану Ангарска до 2016 г. зона, на которой ныне расположился 251 квартал, относилась к промышленной, а не к жилой зоне застройки. Тем не менее еще в 2002 году этот участок был выделен под жилье.
С тех пор сменился не один глава города, но все они, без сомнения, продлевали разрешение на строительство. В 2016 г., после объединения Ангарского района в округ, на этапе принятия нового генплана эту опасную застройку можно было остановить. Мэр АГО Сергей ПЕТРОВ как опытный строитель не мог не понимать, что возведение жилых домов в крайне опасной зоне – мина замедленного действия под судьбами сотен людей. Не остановил!
Вместо этого в марте 2016 года городская администрация принимает, а Дума утверждает Генеральный план АГО, согласно которому злополучная промзона волшебным образом превращается в зону застройки малоэтажными жилыми домами. Однако в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории генплана земельный участок под 251 кварталом остается в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия. Что не помешало нынешней ангарской администрации разрешить здесь новую застройку.
Если суд признает, что разрешение на строительство жилых домов в 251 квартале было выдано незаконно и что их строительство и эксплуатация осуществлялись неправомочно, дома подлежат сносу. Вопросы вызывает не только место, но качество застройки.
Ангарские СМИ этой теме посвятили не одну публикацию. Вот некоторые выдержки из них:
«Люди жалуются на перемерзающие стояки отопления, зияющие сквозные щели между оконными рамами и стенами».
«Всегда после дождя или таяния снега заливает пол и подолгу стоит вода. От этого по стене уже пошел грибок».
«Разрушительная сила трещины под обоями настолько велика, что прорывает их. А самое страшное, что трещина эта заметна не только в квартире. Она отчетливо видна с улицы и разделяет дом на две половины».
Жители уже окрестили 251 квартал сиротским гетто, где детям-сиротам предоставляют жилье по принципу «этим и так сойдет», а дома из сэндвич-панелей – «домиками Нуф-Нуфа».
В ходе своего депутатского расследования я письменно обращался в областную прокуратуру и в Минимущество. Прокуратура в феврале 2021 г. осуществила проверку ООО «Продбаза» и обнаружила там ряд нарушений.
Для оценки же действия (бездействия) должностных лиц администрации АГО на предмет наличия состава преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ («превышение должностных полномочий»), материалы направлены в следственный отдел СУ СКР по Иркутской области. Документы находятся на рассмотрении.
Минимущество заявило, что «вопрос о правомерности строительства жилых домов вблизи опасного производственного объекта относится к компетенции администрации АГО».
Было совещание под председательством главы правительства Приангарья Константина ЗАЙЦЕВА. На нем областная прокуратура предложила разделить проблему на две составляющие. Первая, более простая, – аммиачная установка и ее правообладатель, который использует оборудование без лицензии. Вторая – нарушение закона при строительстве домов вблизи особо опасных объектов. Срок давности прошел и привлечь виновных будет сложно. Совещание выхода из второй части проблемы не нашло.
Позиция действующей администрации АГО: это было до нас, разбирайтесь с теми, кто выделил землю. А ведь действительно, виновата не только она – ввод жилья в эксплуатацию осуществлялся комиссионно. Здесь есть ответственность и Стройнадзора, и Минимущества, и Роспотребнадзора. Все эти структуры приняли дома, никто не увидел нарушений. Многие жители 251 квартала считают, что чиновники надзорных ведомств больше думают не о том, как решить эту проблему, а о том, как самим безболезненно выкрутиться из нее. К сожалению, мне возразить нечего.
Чтобы предостеречь местных и региональных чиновников от соблазна «замять дело», я обратился в генеральную прокуратуру. В своем обращении я попросил генпрокуратуру в лице И.В. КРАСНОВА:
– проверить обоснованность и законность действий органов, выдавших разрешительную документацию на строительство и ввод в эксплуатацию жилых домов в непосредственной близости от опасных производственных объектов;
– в случае обнаружения фактов нарушения законодательства привлечь к административной, уголовной ответственности лиц, допустивших вышеперечисленные нарушения.
А иркутскому областному и ангарскому городскому руководству я предлагаю, не дожидаясь вмешательства генпрокуратуры, расселить эти злополучные дома, пока не поздно. Понимаю, что это не произойдет быстро. Поэтому уже сегодня предлагаю исполнить поручение МЧС: оповестить людей, что они живут в опасной зоне, закупить для них противогазы, раздать памятки, как действовать в случае ЧС, может быть, даже провести учения. Конечно, делать это все следует предельно корректно, не вызывая паники и с учетом нынешней коронавирусной ситуации.
В конечном счете проблему нужно решать, а не загонять вглубь.
На днях к обозначенным выше областной прокуратурой вопросам прибавилась еще одна проблема – отопление всего жилого комплекса в 251 квартале. Подача тепловой энергии в эти дома осуществляется от тепловой сети, принадлежащей физическому лицу, в отсутствие соответствующего договора на техническое присоединение. Данная сеть была возведена гражданином ЛУКЬЯНОВЫМ О.А. для отопления гаражного кооператива и не предназначена для теплоснабжения многоквартирных домов.
Как могло оказаться, что переселенцы из ветхого и аварийного жилья и дети-сироты были втянуты в какую-то аферу с «альтернативными источниками энергии», лишившую их собственных теплосетей?
В данном вопросе сейчас разбирается Следственный комитет России во главе с Александром БАСТРЫКИНЫМ, взявшим дело под личный контроль.
Предметом внимания остаются и другие вопросы, связанные со сложившейся в округе неэффективной практикой обеспечения жильем детей-сирот:
– Как происходило финансирование программ со строительством таких энергоэффективных домов?
– Являются ли халатностью действия тех должностных лиц, кто осматривал и проверял соответствие построенных объектов требованиям проектной документации, подписывал разрешение на ввод в эксплуатацию объектов, не соответствовавших техническим, строительным, санитарным и другими требованиям?
– Будут ли сделаны выводы о непригодности объектов капитального строительства для проживания, так как выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан?
Хочется надеяться, что жители многострадальных домов не останутся один на один с этими проблемами и исполнительная власть найдет по ним верное решение.
Евгений САРСЕНБАЕВ,
депутат Законодательного собрания Иркутской области