Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Коррупция в России

Вопрос дня
514
0
Геннадий Трофимов
Аэрофлот и два вида коррупции в России

И это по самым минимальным оценкам! Основными источниками коррупции в России выступают как ранее приватизированные компании, так и нынешние государственные компании, где доля государства составляет 51% и более. Практически все крупные и средние предприятия нашей страны имеют своих офшорных дочек, через которые осуществляется большая часть внешнеторговых операций, позволяющая компаниям – бенефициарам не только выводить прибыль в необлагаемую налогами страну – офшор, но и кредитоваться в западных банках под очень низкую ставку, кардинально отличающуюся от ставки межбанковского кредита ЦБ РФ. Все эти коррупционные связи ведут к дестабилизации российской экономики и финансовой системы, так как государство недополучает огромные деньги, компенсируя бюджетную нехватку средств увеличением косвенных налогов в виде акцизов и платежей ЖКХ, когда основную бюджетную нагрузку несет сырьевой экспорт и платежи населения, включая НДС с предприятий различных форм собственности. Очевидно, что при этом больше всего страдает производственный сектор экономики России, как наиболее капиталоемкий, но подобный перекос в сторону экспортно – импортных отношений, судя по всему, мало волнует правительство Российской Федерации, настаивающее на дальнейшей приватизации госактивов.

Подобная практика все больше разрушает главное созидающее ядро российской экономики – промышленность, которая способна в очень короткий срок вывести экономику России из упадка, но подобные цели, судя по всему, не стоят перед руководством страны, занятым созданием условий для процветания олигархического бизнеса, что подтверждается постоянным ростом благосостояния российских олигархов в условиях снижения спроса населения, и это вызывает самое большое удивление многих экономистов Запада, не подозревающих о поистине государственном размахе коррупционной составляющей в экономике России. Об этих проблемах и явных упущениях российского руководства сказано в недавно вышедшей книге А.Н.Стрелкова «ПАО «Аэрофлот»: итоги «приватизации», изданной в «Книга – Мемуар» в 2017г. Автор уделяет внимание не только государственной компании «Аэрофлот», но на примере деятельности менеджмента АФЛ демонстрирует схемы разворовывания бюджета страны:

Правительство России на фоне развивающегося кризиса анонсировало широкую программу по приватизации избыточных активов. Мероприятие, на первый взгляд, очевидное и направленное на обеспечение общественной пользы: пополнение российского бюджета и возможное превращение «умирающего в бюрократическом сне» имущества в прибыльный рыночный актив. Однако этот процесс при его практической реализации очевидно не может быть простым. Во-первых, само государство в многочисленных приватизационных случаях ведет себя более чем странно, создавая серьезные основания для утверждений о непрозрачности, ангажированности или коррупционности приватизации тех или иных государственных активов. Во-вторых, процесс приватизации госактива объективно встречает активное сопротивление тех, кто, в течение длительного периода участвуя в управлении этим госактивом, привык получать запредельную личную прибыль, перераспределяя финансовые потоки госпредприятия в пользу частных бенефициаров.

Ангажированность представителей государства, проводящих аукционы по продаже госсобственности стала настоящей «притчей во языцех» еще с момента начала самих приватизационных аукционов в середине 90-х годов прошлого века, когда активы государства переходили через посредничество наемных «олигархов» в иностранную юридическую собственность, второй источник приватизационных средств активные менеджеры находили у государства, беря кредиты в ЦБ РФ или у крупных банков, но после приобретения государственных активов, при посредничестве все тех же чиновников, дававших преференции на аукционе, получали деньги из казны на реконструкцию и модернизацию якобы разрушенного производства. Таким образом, государство не только не получало прибыли от продажи собственных активов, но и активно теряло на «эффективной» деятельности новых владельцев приватизированной собственности, которые раз за разом перекладывали свои проблемы неэффективности на плечи государственной казны. Впрочем, быть эффективным в условиях расточительности правительства – это верх глупости со стороны менеджеров приватизированной собственности. По крайней мере, с позиции «эффективного собственника»! Получается заколдованный круг: государство продает собственность, надеясь получить от продажи необходимые для бюджета средства, но вместо выгоды от продажи вкладывает средства в модернизацию производства, которую должен был производить «эффективный собственник» за свой счет, беря кредиты у государства. Итак, вместо наполнения бюджета в ближнесрочной перспективе, государство получает постоянный источник расходования средств на поддержание деятельности предприятия, которое, кроме того, что является градообразующим, входит в перечень системных объектов, оказывающих влияние на безопасность и независимость России. Таким образом, источник теневой экономики становится практически равным бюджету страны, то есть размер коррупционной составляющей российской экономики равен приблизительно 1,5 трлн долларов в год. Ежегодно! Второй аспект коррупции находится в области управления госактивами, что откровенно показано А.Н.Стрелковым в его книге «ПАО «Аэрофлот»: итоги «приватизации», на примере деятельности государственной компании «Аэрофлот»:

Значимое место в административной поддержке АФЛ принадлежит транссибирскому роялти (500 млн. долларов США), уплачиваемому иностранными авиакомпаниями за использование наиболее короткого маршрута из Европы в Азию. Однако даже огромная сумма «шальных» средств в условиях коррупционного разорения АФЛ не всегда срабатывает, формируя итоговые убытки авиакомпании (убыток 19 млрд, рублей по итогам 2015 г.), объясняемые руководством авиаперевозчика «значительным влиянием макроэкономической среды». Все эти «гениальные» управленческие решения должны компенсироваться «роялти» (около 500 млн. долларов США в год), получение которых абсолютно не зависит от качества управления АФЛ; что плохо сочетается с утверждением о том, что менеджмент АФЛ сумел грамотно распорядиться рентой, направив их на глубокую модернизацию компании. В отдельных случаях «роялти» не хватает для покрытия убытков национального флагмана авиаперевозок. В результате страдает национальный авиаперевозчик, и, соответственно, российское государство, имеющее 51 % в капитале АФЛ. Но почему-то это никого не интересует и санкционируется политическим руководством России. Таким образом, одним из аспектов системного характера коррупции является то, что высшие управленческие органы (совет директоров, правление, генералитет, контрольные департаменты и т.д.) активно и цинично содействуют частным бенефициарам перераспределять финансовые потоки АФЛ, выводя ресурсы разнообразными (и часто креативными) способами в разные «ООО «Рога и Копыта»».

Итак, деятельность государственной компании, на примере авиакомпании «Аэрофлот», полной приватизации которой противодействуют частные акционеры компании, полностью укладывается во вторую коррупционную схему современного российского менеджмента: государство содержит не только компанию, но и «эффективных» менеджеров, которые разработали новую схему собственного обогащения. Вся прибыль распределяется между дочками «Аэрофлота», которым отдаются активы, не имеющие затрат на свою деятельность, а все затратные механизмы остаются в ведении 51% государственных активов, то есть являются убыточными. Государство оплачивает убытки, позволяя «эффективным» менеджерам осваивать прибыль, скапливающуюся на офшорных счетах. И так действуют все компании с государственным участием: Сбербанк, Роснефть, ВТБ, Газпром, РЖД, Ростех и прочие, являющиеся стратегическими активами России, но при этом участвующие в разделе государственных средств в своих коррупционных схемах, помогающих «эффективным» менеджерам получать огромные, немыслимые деньги, создавая собственные оазисы процветания не в России, где подобное мошенничество должно быть уголовно преследуемо, а на Западе, где до недавнего времени смотрели сквозь пальцы на игры российских «патриотов». Очевидно, что свою долю от участия в приватизации и дальнейшем финансировании убыточных проектов «эффективных собственников», а также погашение убытков государственных предприятий (по второй коррупционной схеме), получают государственные чиновники, прямо участвующие в разграблении бюджета России и все усиливающимся отставании экономики страны от западных стран, в том числе развивающихся государств (по классификации МВФ).

Таким образом, две схемы коррупции в России, связанные с государственной собственностью, стали настоящим преступлением «эффективных» менеджеров (олигархов) и связанных с ними чиновников, создающих все условия для разграбления народного достояния страны. Очевидно, что получившие неограниченный доступ к государственной собственности чиновники, никогда не участвующие в создании этих активов, стали создавать схемы личного обогащения, трезво рассудив, что негоже подобному богатству служить на благо России и русского народа, когда можно создать собственное благополучие за пределами российского государства на целые десятилетия вперед, не опасаясь справедливого возмездия со стороны народов России. Именно поэтому коррупция в России стала государствообразующей, проникшей во все сферы народного хозяйства и финансовый системы, так как вне этой системы фактически государственной коррупции не могут существовать ни «эффективные собственники», ни «эффективные» чиновники. И в заключение данной статьи, необходимо привести еще одну цитату из книги А.Н.Стрелкова:

Приватизация - это кровоточащая рана многих поколений россиян, когда свое же государство под руководством вашингтонских советников обокрало российское общество. Пока вопрос «собственности» еще дремлет под прессингом Крыма, ДНР, Сирии и масштабных парадов рекламных достижений, но все это рано или поздно притупится, предельно обострив вопрос неправедной приватизации. Однако этот тезис «государство — неэффективный собственник», как показывает практика, придумали неглупые люди, однако лишь для последующей скупки его активов за бесценок. В рамках подобной приватизации был реализован принцип, по которому практически любая собственность передавалась бизнесу в «условно-временное» пользование» в обмен на лояльность политическому руководству страны. Кроме того, политическая лояльность обеспечивала невмешательство государства в процесс приватизационного «самовыкупа», при котором «уполномоченный менеджмент» преднамеренно доводил подлежащее приватизации предприятие до банкротства, перераспределял и выводил все финансовые ресурсы в пользу «частных бенефициаров», и завершал процесс приватизации выкупом разоренного предприятия за «перераспределенные» финансовые ресурсы.

Таким образом, ни приватизация, ни компании с минимальным государственным участием не смогут являться источником процветания России в условиях республиканской формы власти либерально – демократического строя, но только народные предприятия смогут поднять экономику нашей страны.

P.S. Можно привести еще один показательный пример явно коррупционного плана – выбор «Аэрофлотом» контрагента для наземного обслуживания грузов в базовом аэропорту. Не имея никаких проблем с проверенным подрядчиком, «Аэрофлот» в 2015 году решил перейти в терминал «Москва Карго», после чего процесс грузоперевозок сразу же обрушился. Самые громкие случаи, о которых писала пресса, были в 2015, 2017 и 2018 (уже успели) годах (о «банальных» проблемах с качеством между этими коллапсами никто уже не писал), но авиакомпания продолжает отстаивать интересы своего подрядчика, переправляя прибыль в кипрский оффшор TPS Avia, который принадлежит олигархам Пономаренко, Скоробогатько и Ротенбергу. Кроме грузового бизнеса, в совместной собственности олигархов и топ-менеджеров «Аэрофлота» находится компания «Шереметьево Безопасность», которая продвигается как единственная допущенная аэропортом и авиакомпанией фирма, обеспечивающая безопасность. Разумеется, в цепочке ее бенефициаров также присутствует кипрский оффшор. И как это объяснить?

P.P.S. Как сообщает пресса, «ошибка» при выборе контрагента за февраль 2018 года привела к убытку в размере 78 миллионов рублей. Общую сумму убытков за три года сотрудничества страшно даже представить.

Теги: авиация, коррупция, аэропорт, аэрофлот, коррупция. законы, шереметьево, коррупция.общество Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.