Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

Обыкновенное чудо

Репортаж
973
0
Как общеобразовательная школа учит детей доброте

Школа № 6 на первый взгляд самая обычная ангарская школа. Но не все дети здесь обычные. Более 10 лет назад здесь приняли решение обучать школьников с ограниченными возможностями здоровья, а четыре года назад в школе разработали программу по инклюзивному образованию детей. Это когда детки-инвалиды учатся не в специализированном, а в обычном учебном заведении. По словам Инны МОРОЗОВОЙ, директора школы № 6, подобного опыта нет не только в городе, но даже в области.

- Сами понимаете, дети с ограниченными возможностями требуют к себе больше внимания. На учителей ложится двойная нагрузка. Первый этаж нашей школы полностью доступен для таких учеников. Нет ни одной преграды. Школьник-инвалид может сам, без посторонней помощи, зайти или заехать, если он в инвалидной коляске, в любой кабинет.

Всего в школе № 6 учатся 520 человек, из них 35 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Диагноз почти у всех один и тот же - ДЦП. Но есть дети с нарушением слуха, зрения и проблемами опорно-двигательного аппарата.

- Недавно мы проводили анкетирование учеников. И на вопрос, должны ли дети с ограниченными возможностями обучаться вместе со всеми, 70 процентов школьников ответили «да». 25 процентов – затруднились ответить. А 5 процентов учеников посчитали, что такие дети должны учиться отдельно. Но это не потому, что они против детей-инвалидов. Они считают, что в обычной школе деток с ограниченными возможностями будут обижать, - рассказала Инна Викторовна.

Инклюзивное образование идет на пользу и здоровым детям. Во время учебы бок о бок с инвалидами они учатся сочувствию, сопереживанию и пониманию, становятся более терпимыми.

Заходим в кабинет к 8 классу. Перемена, а никто не бегает, не дергает девочек за косички и не бросается бумажками. В классе тихо и спокойно. Все сидят за своими партами, уткнувшись в книжки или тщательно выводя буквы в тетрадях. Непривычно наблюдать такую картину…

У 15-летней Насти КУЗЬМИНОЙ вывих тазобедренного сустава. Признается, что в школе у нее много знакомых, но ни одного из них она не может назвать своим другом. Хотя считает, что у них очень дружный класс, ребята друг друга понимают и поддерживают. Девочка застенчивая. И только в учебе и спорте видно, какая она сильная. Учится на пятерки-четверки. Занимается плаванием. Выигрывает на соревнованиях.

- После 9 класса хочу поступить в медучилище, - разговорилась Настя. - Хочу быть врачом. Потому что всю жизнь не вывожусь из больниц. Хочу помогать таким же, как я.

У Насти есть мама, папа и старшая, 23-летняя сестра. А вот Яну ХАМОВУ воспитывает мама, которая работает младшим воспитателем. Яна - победитель школьной олимпиады по музыке, в городской стала призером.

- Честно, было страшно первое время ходить в школу, - вспоминает девочка. – Думала, будут обижать. Но здоровые дети нас приняли. Никаких насмешек нет.

- Мы, бывает, друг над другом подшучиваем, - улыбается Алексей ВАЙШЛЯ. – Мне нравится ходить в школу. Здесь нам не делают никаких поблажек и не сюсюкают с нами. Чувствуешь себя самым обычным ребенком.

У Алексея тоже ДЦП. Но на первый взгляд не скажешь. Самый обычный 15-летний мальчишка с озорными глазами за стеклами очков.

У Леши есть старший брат, ему 21 год, он выучился на программиста. Алексей хочет пойти по стопам брата.

Его одноклассник Федор ВОCКОБОЙНИКОВ перешел в школу № 6 из школы № 40. ДЦП. Он старший ребенок в семье, есть два брата, один на год младше, другому 6 лет. Федор признается, что долго привыкал к новым условиям.

- Я познакомился с ребятами, у которых такие же проблемы, как у меня. Мы друг друга понимаем и поддерживаем. Мои любимые уроки – алгебра и технология. Хочу стать поваром.

В семье ПРОТАСОВЫХ двойняшки: мальчик и девочка. И если мальчик родился абсолютно здоровым, то у девочки ДЦП. Зовут ее Наташа, она учится в этом классе. Болезнь не мешает ей занимать призовые места на городских олимпиадах по биологии. А мечтает Наташа стать иллюстратором или дизайнером, она очень хорошо рисует.

Пообщавшись с восьмиклассниками, мы были удивлены, насколько они целеустремленные и уже наверняка знают, кем будут, когда вырастут.

- А что вы удивляетесь? – говорит Инна Викторовна. – Если здоровые дети, зная, что они не ограничены в своих возможностях, зачастую растрачивают их попусту и только к концу 11 класса спохватываются, куда же им поступать, то дети-инвалиды ставят перед собой конкретную цель и планомерно к ней идут. Потому что знают, что это их единственная возможность реализовать себя.

Ведется в школе работа и с родителями детей-инвалидов. На родительские собрания приглашаются различные специалисты, которые морально помогают мамам и папам детей с ограниченными возможностями.

Марина ЯБЛОЧКИНА, учитель географии школы № 6, отмечает, что дети с ограниченными возможностями более ответственные и дисциплинированные. В 8 классе, где обучаются дети-инвалиды, успеваемость выше, чем в обычных.

Инклюзивное образование внедряется в общеобразовательную систему сложно. И это проблема не только нашего города. Таких обычных школ, где учатся инвалиды, в России можно пересчитать по пальцам. Нет единой образовательной программы, специальных пособий и учебников, многие руководители учебных заведений не хотят связываться с этим, потому что придется перестраивать всю учебную систему. Опыт школы № 6 ценен. А в дальнейших планах директора Инны Морозовой развитие программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мария СУХАНОВА,
фото Николая СТЕРНИНА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.