Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Учителя выгорают под Новый год

Учителя выгорают под Новый год

Собеседник
2 027
0
Каждый год лучших учителей страны награждают премией президента. Раньше их называли «стотысячники», потому что размер премии был 100 тысяч рублей. С этого года премия увеличена вдвое. А количество претендентов сократилось почти в три раза. В прошлом году в АМО премию получили 15 преподавателей, а в этом всего двое. Одна из них - Татьяна САФАРОВА. В прошлом году 9 ее выпускников в ЕГЭ по русскому языку набрали более 80 баллов (всего по городу таких грамотных был 21 выпускник).Мы встретились с Татьяной Александровной,
стаж работы которой в школе 27 лет.


- Татьяна Александровна, вы первый раз участвовали в соискании на президентскую премию?
- Второй. В прошлом году я не прошла.
- Как государство должно поддержать учителей?
- За то количество часов, что ведет учитель, он просто выживает, а не живет. А если начинает искать подработку, то это сказывается на качестве образования.
Я к 8 часам прихожу в школу, веду шесть уроков, потом факультативы и дополнительные занятия. Домой прихожу не раньше 16 часов. А там еще проверка тетрадей и подготовка к завтрашним урокам. Только наши семьи знают, что рабочий день учителя до ночи длится.

В Америке, на которую мы равняемся, учителя-словесники и математики получают достойную зарплату за 12 часов нагрузки в неделю. А у нас минимальная – 18. Есть преподаватели, которые вынуждены работать и по 28 часов! А еще обязательное классное руководство!
Большая проблема: учителя не могут поправить свое здоровье. Попробуйте на учительские зарплаты купить путевку в санаторий. На лето многие учителя, особенно начальных классов, где зарплаты совсем маленькие, устраиваются на работу. Кто в лагеря, кто в продавцы или уборщицы. Отдыха нет.

- Школы тоже в поддержке нуждаются…
- Посмотрите на нашу убогую мебель. И это в престижной школе! Дети разного роста сидят за одними и теми же столами. Одному колени некуда девать, у другого ноги болтаются. О каком здоровьесбережении может идти речь, если у детей сплошь позвоночники искривляются от такого сидения по нескольку часов?
- Так, согласно новым веяниям, нужен директор-менеджер.
- Менеджер – это хорошо. Но директор должен быть педагогом. От него зависит весь учебный процесс.
- Как вы относитесь к новым стандартам образования?
- Мы эти-то не успели внедрить и опробовать. Смутно знаем, что это такое.
- Как? Новый учебный год через два с половиной месяца…
- Видимо, на августовских конференциях будем вникать подробно. Кое-что, конечно, знаем. Например, что документации будет больше. Бумаги, бумаги, бумаги. Вал. Столько их нужно заполнять и прописывать! Бессмысленно дублируются методические пособия, и повторяется из года в год одно и то же. Совершенно непонятно, зачем и кому это нужно. Почему нельзя просто учить детей?

- А новая система оплаты вашего труда учителей устраивает?
- До нас её никто не доводит. Все только на уровне слухов и то, что в прессе пишут. Недостаток информации приводит к домыслам, возмущению. Понятно, что теперь учитель будет получать повышенную зарплату не за проведенные уроки, а за участие его учеников в конкурсах и олимпиадах. А там участвуют единицы! При этом олимпиады теперь только с 9 класса начинаются.
- В этом году не было конкурса «Лучший ученик года».
- Ой, и правда! А мы за этими реформами даже не заметили.
- Вопрос, который мучает всех родителей. Почему программы такие сложные? Взрослые люди, с образованием, не могут разобраться и помочь детям делать уроки, даже в начальной школе.
- Когда мой старший сын пошел в школу, я посмотрела программу русского языка, и у меня не было слов. Какие тексты они дают первоклассникам для чтения! Так и хочется сказать: «Верните детям «Мама мыла раму»!»
Однажды мы с сыном делали задание по словообразованию. Так я с моим словарным запасом нужное слово найти не смогла, полезла в орфографический словарь. Нашла слово, но что оно означает, не знала. Полезла в словарь толковый. О чем говорить? Программы усложнили, а знания у детей все хуже и хуже. Опытные учителя дают темы по своим разработкам или по старым классическим методикам. Их дети и запоминают. А чтобы сдали ЕГЭ, мы эти материалы адаптируем.

- Как бы нам с новыми стандартами не скатиться в другую крайность.
- В нашей стране это запросто. В 10-11 классах литература 3 часа в неделю (была 4). А количество произведений, которые ученик должен обязательно прочитать, не поддается никакому пониманию. Как можно привить вкус к литературе? На осмысление произведения времени не остается. Только запомнить автора и его произведения.
- Образование для кроссвордов?
- Да. И для тестов ЕГЭ.

- В чем вы видите плюсы и минусы ЕГЭ?
- При сдаче русского языка, это я уже могу сказать точно, сенсаций не происходит. Как дети учатся, так и сдают. В первых ЕГЭ были некорректные задания. Но сейчас, видимо, учтя число апелляций, эти задания убрали.
Трудно даются задания еще и потому, что у детей малый словарный запас и они не знают значения многих слов. У меня ученик написал «вспахал клумбу». Не поверите, но он не знал, что такое клумба. Или не знают, как правильно написать слово «водянистый», потому что не могут объяснить, как это. И не спрашивают! Им неинтересно.
Я страдаю от того, что ЕГЭ прошелся по литературе. Вопросы типа «Какой породы была собачка в «Муму»?» или «Сколько пуговиц было на шинели Чичикова?» не развивают ни логику, ни мышление, ни воображение, ни душу учеников.

- Сразу хочу спросить, как вы отнеслись к нововведениям в русском языке? Пресловутые йогурт и договора.
- Эти нормы носят рекомендательный характер. Допустимо употребление этих новшеств только в разговорной речи. К сожалению, сейчас даже словари дают различные написания слов. Как тут быть учителям и ученикам?

- У вас, наверное, есть свои любимые темы в предмете, которые вы готовы рассказывать бесконечно и с упоением?
- Это уроки морфологии и орфографии. Там, на мой взгляд, больше простора для реализации творческих возможностей и фантазии. Например, с прошлыми выпускниками мы придумали «Веселую грамматику», теперь будем готовить её электронную версию. А в этом году выпускник Саша Чехман на правописание сдвоенной нн в прилагательных сочинил хокку: «Оловянный солдат – он в боях не сотрется, не сгорит как деревянный, как стеклянный не разобьется». Ученики сами составили толковый словарь неологизмов русского языка (политические термины, экономические, общественные). И постоянно его пополняют.

- Татьяна Александровна, когда вам работалось легче - когда вы были молоды и азартны или сейчас, когда у вас есь опыт?
- Работать всегда было сложно. Молодая я брала много часов, но уставала от большого количества тетрадей. Сейчас я просто устаю. И хотя сразу же настраиваюсь на урок, дети замечают мое состояние. Азарт не прошел. Я по-прежнему с детьми и в театры езжу, и на выставки. И спектакли мы по произведениям ставим. И спорить можем до такого накала страстей!
Недавно появилось понятие “выгорания” учителей. Особенно это заметно под Новый год. Четверть заканчивается, нужно провести ёлки, заполнить журналы, написать отчеты. И когда приглашают на вечер, ты чувствуешь, что нет сил и ощущение праздника потеряно. Это есть.

Лена ДАВИДОВИЧ,
фото Олега КОРОЛЕВА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.