Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » У меня кто угодно запоёт

У меня кто угодно запоёт

Собеседник
1 131
0
Ольга КАДОМЦЕВА, преподаватель по классу фольклора Центральной детской школы искусств, руководитель ансамбля казачьей песни «Перекати-поле» накануне профессионального праздника, Дня работника культуры, получила премию губернатора Иркутской области в размере 100 тысяч рублей.
Кто в наше время поёт русские песни и зачем детей учить фольклору? Об этом мы и поговорили с Ольгой Филипповной, которая в ЦДШИ работает 36 лет, а пришла в неё семилетним ребенком.

- Ольга Филипповна, поздравляем! Мы очень рады за вас!
- Сразу поправлю вас, что это не только моя награда. Ничего бы не было без поддержки руководства нашей школы, отдела культуры АМО, отдела по культуре, молодежной политике и спорту города Ангарска. Без коллег, без наших постоянных спонсоров, которые помогают нам с поездками на конкурсы и фестивали в другие города, без моих воспитанников и их родителей. За мной стоит целая армия!

- Как вы стали преподавателем по классу фольклора?
- В жизни каждого человека должен быть Учитель. Именно с большой буквы. Для меня таким человеком стала Валентина Александровна ЮРИНСКАЯ, у которой я училась в центральной детской школе искусств на фортепианном отделении. Потом я окончила Иркутское музыкальное училище и Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств в Улан-Удэ. И вернулась в школу.
У некоторых людей прекрасный голос, но они не могут передать свое мастерство другим. А я сама редко пою, зато могу научить петь любого. Уверена, что нет безголосых. Голос, как и слух, надо тренировать. У старательных всё получается.

На данный момент у меня только одна ученица, у которой, как говорится, талант от Бога, редкой природы голос - Ульяна БАЛАХНИНА. А есть дети, которые пришли ко мне, не зная ни одной ноты, но сейчас раскрылись и поют.
Родители мои из простого народа, с искусством никак не связанные. Однако мама считала, что люди искусства самые совершенные. Она нас с братом отвела в музыкальную школу и таким образом определила всю нашу жизнь. Мой старший брат Валерий ЧУВАШОВ – баянист, работает в ДШИ № 4.

- Почему вы преподаёте фольклор, если учились на фортепианном отделении?
- Прежний директор нашей школы, Григорий Николаевич БИТЮКОВ, как только я пришла после института, сказал мне: берись за народную тематику. Я сначала упиралась. Не хотела этим заниматься. Не было ведь ни базы, ни костюмов, ни фонотеки приличной. Надо было с нуля самой придумывать репертуар. По крупицам собирала учебный материал. Потом как-то раз мне в руки попалась шикарная казачья песня «Не для меня». Она мне сильно понравилась. Я собрала ребят, которые у меня занимались, и мы стали потихонечку работать в этом направлении. Увлекло, затянуло. Концертмейстером первого состава был В.ЛАЗАРЕВ.
Первый состав «Перекати-поля», который, кстати, образовался в 2004 году, был из 8 человек: 4 парня и 4 девушки. В итоге три пары поженились!

- Чему вы детей учите?
- Своим воспитанникам я постоянно рассказываю про быт и творчество казаков, рекомендую смотреть фильмы «Тихий Дон» режиссера Сергея ГЕРАСИМОВА, «Даурия» режиссера Виктора ТРЕГУБОВИЧА. Там и на костюмы полюбоваться можно, и на жизнь казаков, и песни послушать. Почему у меня в коллективе мальчишек много? А потому что казаки – это военная тематика, которая так привлекает парней. Это военная форма, гимнастерки, ремни, сапоги, казачьи танцы. Если мальчик приходит в нашу школу, его сразу ко мне отправляют.
Звездочка «Перекати-поля» Роман ПОДКОРЫТОВ окончил музыкальную школу, но продолжал ходить в ансамбль. А в этом году ушел из ансамбля, но он очень много сделал для коллектива. А голос у него какой! Заслушаешься! В этом году он выпускается из общеобразовательной школы. Уверена, какую бы он профессию не выбрал, петь будет всегда.

- Выходит, вы делаете упор на казачью культуру, а не на русскую народную?
- Почему же? Помимо казачьей культуры мы изучаем семейскую. Семейские – это старообрядцы Забайкалья, высланные с юга России в Сибирь. Они не пели песни, вера не позволяла. Только псалмы. Но они в слова вставляли слоги. Получалось, что они шифровали свои песни. Из-за этого у них очень сложные песни. И я к их творчеству часто обращаюсь. Если ребенок научился петь семейские песни, значит, потом что угодно споёт.

- Ребята в ансамбле не только поют, но и танцуют?
- Обязательно. У нас замечательный хореограф Ирина ФИШЕР. А начинали мы работать с Дмитрием ИЛЬИНЫМ. Именно он научил нас шашками махать. Казачьи танцы, да и любые танцы, требуют хорошей физической подготовки. Танцам, как и пению, мы уделяем огромное внимание.

- Слушаю вас и удивляюсь, что есть еще в нашем городе подростки, которым интересна история нашей страны, наша культура. Как вам удается воспитать чувство патриотизма?
- Казаки были очень дружными, и мы должны быть дружными, потому что без сплоченности мы для своей страны ничего не сможем сделать. Помимо непосредственного обучения, я разговариваю с ними. Обсуждаем ТВ-передачи. Я им говорю, например, что мне не нравится «Дом-2», спрашиваю у них, какая полезная информация в этой передаче? Отвечают: никакой. Так не тратьте свое время на бесполезный просмотр!
Ну и, конечно, личный пример. Я всегда стараюсь быть справедливой. У меня 9-летняя внучка Соня поет в моем коллективе, так я ей никаких поблажек не делаю, ещё и требую больше, чем от других ребят. Она не в обиде. Понимает: так и должно быть.

- От чего “пищат” иностранцы, видя выступление вашего ансамбля?
- От лихости, от того, что шашкой машут, от музыки заводной. А ещё от детей. Некоторые ребята выплескивают себя на сцене до последней капли. Тот же Рома Подкорытов – он живет на сцене, прирожденный артист.
Наша солистка Саяна Мареева на конкурсах пела песни на бурятском. На одном из конкурсов в Саратове она вышла на сцену и пропела три одинаковых куплета. Слова забыла, помнила только первый куплет, который и повторила трижды. За эту песню ей ещё и призовое место дали! А когда мы поехали в Монголию, этот номер не прошел. Там они знают бурятский и сразу поняли, что к чему. Я всегда говорю своим ребятам: если вы слова забыли - виду не подавайте, даже если поете 25-й раз один и тот же куплет.

- Какую народную песню должен знать каждый русский?
- У меня все дети знают и любят казачью песню «Когда мы были на войне». Ну и, конечно, «Не для меня». Эта песня - мой фаворит!

- Ольга Филипповна, в ансамбль только русских детей принимаете?
- Всех, конечно. Но они потом сами определяются. Вот, буряты, как правило, остаются. Видимо, они ближе к нам, столько лет мы с ними бок о бок живем, что ассимилировались и привыкли друг к другу. А вообще, песня должна быть в сердце у каждого человека. Занимались и грузины, и азербайджанцы, но не их это. У них в сердце другие песни.

Мария СУХАНОВА,
фото Николая СТЕРНИНА


Споём?

Не для меня придёт весна,
Не для меня Дон разольётся,
И сердце девичье забьётся
С восторгом чувств - не для меня.

Не для меня цветут сады,
В долине роща расцветает,
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,
Текут алмазными струями,
Там дева с чёрными бровями,
Она растёт не для меня.

Не для меня придёт Пасха,
За стол родня вся соберётся,
“Христос воскрес!” - из уст польётся,
Пасхальный день не для меня.

Не для меня цветут цветы,
Распустит роза цвет душистый,
Сорвешь цветок, а он завянет,
Такая жизнь не для меня.

А для меня кусок свинца -
Он в тело белое вопьётся,
И слезы горькие польются.
Такая жизнь, брат, ждёт меня.
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.