Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Я читала дочери вслух и в старших классах

Я читала дочери вслух и в старших классах

Собеседник
3 641
0
Накануне нового учебного года сотни родителей впервые поведут своих детей в школы. У мам и пап первоклассников много вопросов. Мы поговорим с мамой выпускницы, которая училась на одни пятерки, окончила школу с золотой медалью и без проблем поступила в Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Далеко ходить мы не стали, такая мама работает у нас. Это наш корреспондент Галина ЛЕМЗЯКОВА.

- Галина, ты работаешь в Ангарске, а живёт твоя семья в Усолье-Сибирском. Ты уезжаешь в 8 утра и приезжаешь в 8 вечера. Муж Геннадий работает посменно. Как вам удалось воспитать такую «золотую» дочь при дефиците времени на контроль и общение?

- В первом классе мы выбирали не престижную школу, а учителя. Такой оказался рядом, в школе по месту жительства. Но когда мы пришли записываться, узнали, что учительницу эту хотели отправить на пенсию. Мы собрались с родителями и сказали, что хотим учиться только у неё. И нам её оставили. Она опытная. Я знала, что на мою дочь категорически нельзя повышать голос. Если это сделать, она сразу уходит в ступор или в рёв. А эта учительница очень спокойная.

- Первый класс для любого ребенка – это мощнейший стресс. Другой ритм жизни, домашние задания, чаще всего внезапная самостоятельность. Как помочь ребенку? Нужно ли делать с ним уроки?

- Нам повезло, Ира редко бывала дома одна. Когда она пошла в школу, я взяла отпуск. Папа работал в смену и тоже часто днем был дома. Домашние задания мы делали вместе только первые две недели. На всякий случай. Чтобы она видела, что её не бросили в этих новых условиях, что мама готова помочь. Я никогда не заставляла её переписывать работу. Как накарябала, так пусть и будет. Говорю ей: «Какая ты молодец! Как у тебя всё красиво получилось!» Отвернусь и думаю: «Боже мой! Как курица лапой! И нам за это еще и звездочку поставили». Она, кстати, так до сих пор пишет, как в первом классе научилась. Зато грамотно!

- Нужно ли с первых уроков, а может, ещё и раньше настраивать ребенка на безусловный успех?

- Нам Ира в первом классе сама сказала, что хочет окончить школу с золотой медалью. Недавно мы пытались вспомнить, откуда это пошло. Дочь призналась, что так ей говорили бабушка с дедушкой. Получается, это они поставили перед ней такую задачу. Её никто никогда не заставлял учиться, она делала это сама. И ни разу в четверти у нее не было даже четверок.

- В первом классе она делала уроки охотно, не отвлекалась на игрушки?


- Охотно. Может, потому, что к первому классу умела читать. У нас уже тогда был компьютер, а на нем не стрелялки и бродилки, а обучающие игры - «Пятачок изучает математику», «Пятачок изучает анатомию». Играли в них вместе.

- Мы в редакции спорили, нужно ли нанимать репетитора для детей?

- Я считаю, что нет. Даже в старших классах. Ира как-то решила позаниматься математикой с репетитором. Боялась за ЕГЭ, потому что в гуманитарном классе, в котором она училась, математика была два часа в неделю. Но после первого занятия она от репетитора отказалась. Стала делать так: просила мальчишек из математического класса с ней позаниматься, а сама помогала им с другими предметами. Баш на баш.

- Сейчас много говорят о том, что ребенка нужно мотивировать. Как вы делали это?


- Ребенка нужно всё время хвалить! Даже тогда, когда кажется, что хвалить не за что. Найдите любой повод и похвалите. В старших классах мы узнавали, что больше всего хочет Ира: коньки, ролики, велосипед, фотоаппарат. Ставили задачу: год на одни пятерки, и вещь твоя. Она старалась. Мы обещания выполняли.

- Ира только учебой в школе занималась или ещё чем-то?

- Сначала она занималась танцами. Но после первого концерта нам сказали, что такие дети им не нужны. Ира наотрез отказалась собирать волосы, как у всех. И мы отдали ее в художественную школу, которую она тоже окончила с отличием.

Конечно, у дочки были свои увлечения. Например, прочитав книгу «Ветер, ножницы, бумага», увлеклась скрапбукингом, стала делать и даже продавать через магазин великолепные открытки. Деньги тратила сначала на себя, а потом стала копить, зная, что ей предстоит учиться в Питере. Кстати, я никогда не настаивала, чтобы она сидела смирно и занималась. Как удобно, пусть так и делает. Она могла одновременно делать домашку, общаться «ВКонтакте» и мастерить открытки. На папины возмущения я отвечала, что она же всё делает. Какая разница, в какой последовательности, главное, что делает.

- Не секрет, что грамотность напрямую зависит от того, читает ли человек. Дети, похоже, кроме постов в соцсетях и смс, не читают больше ничего. Как вы приучили Иру читать?

- Читаем сами. На родительских собраниях меня об этом тоже спрашивали. Я вопросом на вопрос: «А вы сами читаете?» Если никто в доме не читает, откуда ребенку знать, что так делать нужно? Дети – это копия родителей. А Ире я читала на ночь до пятого класса. Сначала сказки, потом литературу по программе. Иногда, если видела, что она устала и не успевает дочитать до конца, читала и в старших классах произведения по программе или параграфы из учебников. Иногда сама возмущалась, какую ерунду детям приходится учить.

Ребенок книгу прочитал, ему хочется поделиться своими мыслями. Чтобы с ней разговаривать, быть в курсе ее рассуждений, для этого я сама по диагонали перечитывала «школьные» книги.

- Часть приходилось помогать?

- Всегда, когда она об этом просила. Я филолог, а папа у нас с математическим образованием. Сидели, разбирались. Сложные слова, в которых Ира допускала ошибки, она заучивала наизусть. А еще мы на прогулках (выходные же у меня есть) играли в «города». Это тоже хорошо для грамотности. С ребенком надо разговаривать. Мы полезные разговоры ведём. Таблицу умножения, например, мы учили в походе.

- Как пережили переходный возраст?

- Самый сложный период у нас был, когда дочь после окончания начальной школы перешла в гимназию. Адаптация далась непросто. Теперь-то я понимаю, что лучше ребенку учиться с одним классом все 11 лет. Класс у нас был замечательный, хотя на собраниях учителя его всё время ругали за поведение. Но новеньким детям пришлось нелегко. Дочь же отличница, а к отличникам как-то не особо… Но она справилась. Сама. На выпускном дети обменивались записями в альбомы. Я плакала и гордилась, сколько хороших, искренних слов написали одноклассники Ире! Они ее полюбили. Она стала лидером в классе, с которым считались и за которым шли.

Были у нас и сложности. Однажды отпросилась с ночевкой к подруге, а потом перестала отвечать на звонки. Тогда я, понимая, что это нехорошо, прочитала ее переписку в сети. Поняла, что она на дне рождения у мальчика. Забрали ее оттуда. Всю ночь проговорили. Она плакала, я плакала. После она честно отпрашивалась куда-нибудь, на турбазу или в клуб. Если нельзя, то нельзя. Вообще всегда важно находить время и разговаривать с детьми. Важно научиться доверять детям. У нас ужин частенько длился часа полтора. На это время убирали все телефоны, все компьютеры. Мы обсуждали прожитый день: её, наш с папой. Мы никогда Иру после того, как она что-то рассказывала, не ругали. Старались объяснить, разрулить всё спокойно. Если ребенок не боится, что его будут ругать, он и не побоится всё рассказывать.

- На выбор места учебы кто повлиял?

- Никто. Несколько раз мы были в Питере, ей очень там понравилось. Два года назад она решила, что будет там учиться. Считала 100 суббот до окончания школы и старалась учиться так, чтобы попасть на бюджетное место. Ей это удалось. Поступила во все пять вузов, куда подавала документы.

- Скучать будете?

- Уже скучаем! Папа плакал, когда узнал, что она выбрала Питер. Но если это была мечта дочери, разве мы можем ей в этом мешать? Мы помогать должны.

Лена ДАВИДОВИЧ,
фото из семейного архива Галины ЛемзЯковой
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.