Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Жизнь – это настоящая фантастика!

Жизнь – это настоящая фантастика!

Собеседник
927
0



Виктор ФАТЕЕВ:

30 июля в Художественном центре открылась персональная выставка ангарского художника Виктора ФАТЕЕВА «Люди Байкала». За плечами художника 36 лет творческой деятельности. Его работы есть во многих ангарских квартирах и едва ли не каждом офисе и учреждении, причем очень многие из его работ на фантастическую тематику. Однако на этот раз художник удивил нас, выставив преимущественно портреты реальных людей. К чему бы это? Об этом мы сегодня и поговорим с Виктором Емельяновичем.

- Вы с детства мечтали стать художником?

- До армии я учился в музыкальной школе, которую закончил по классу фортепиано. Тогда, если помните, родители заставляли нас всех куда-то ходить: в музыкальные школы, спортивные секции. Мама хорошо играла на гитаре, отец - на балалайке. У сестры до сих пор стоит «Красный Октябрь», на котором я учился сначала без особой охоты. Я в него даже из лука стрелял. А перед армией вдруг сам серьезно взялся за музыку, бывают же такие метаморфозы.

Попал в авиацию на самый Север, на Чукотку. Служить там интересно, но долгая полярная ночь – это серьезное испытание с непривычки. Всё изменилось, когда к нам приехал московский композитор Анатолий АНАНЬЕВ, который организовал в части оркестр. Он отучил меня от классической постановки руки, заразив импровизационным джазом.

- Вы что, не ходили в художественную школу?

- Я занимался этим с детства, но для себя - копировал, рисовал с натуры. А после армии пришел и заявил родителям, что поехал поступать в Питер, в академию художеств.

- Нелогично как-то: музыка, и вдруг академия художеств. Вы рисовали, как все мальчишки, танчики, самолетики? Или серьезнее?

- Скажу так: в школе по рисованию у меня были пятерки. И сам процесс мне всегда очень нравился. Особенно рисовать шаржи на одноклассников и учителей. Так вот, когда я объявил родителям о своем желании, мама меня спросила: «А у тебя рисунки есть? Живопись ты подготовил?» Оказалось, для поступления надо было иметь не меньше 60 работ. Откуда у меня столько? И мудрая мама посоветовала сначала поступить где-то у нас, а потом подготовиться и перевестись в Питер. Вот так в 1970 году я и поступил на архитектурно-строительный факультет Иркутского политехнического института.

Распределение мне досталось в «Оргстройпроект», отдел архитектуры.

- В городе есть объекты, к которым вы приложили руку?

- Помню, мы разрабатывали перекрытие для здания центрального рынка. Бэла ВЯТКИНА, ставшая позже главным архитектором города, настаивала на большом стеклянном куполе. Но у нас же сейсмика 9 баллов! Вместо стекла я предложил более надежные вантовые конструкции, которые прослужат сто и больше лет. Она неделю со мной не разговаривала, а потом согласилась.

После 100-го ящика ушел в центр по научной организации труда, в отдел промышленной эстетики. Это был 1975 год. Мы занимались разработкой проектов для промышленных цехов вместе с интерьером, покраской, эргономикой рабочих мест, цветовым решением и т.д. Именно в то время я принял участие в первой областной молодежной выставке «Молодость. Творчество. Современность» и получил медаль за цикл полотен академической живописи «Киевская Русь». Потом какое-то время работал в общеобразовательной школе № 20. А позже мы с директором художественной школы № 1 Евгением ПОНОМАРЕВЫМ с благословения отдела культуры организовали в «квартале» художественную школу № 2.

- Что значит организовали?

- Нашли подходящее здание, собрали коллектив преподавателей по рисунку, живописи, композиции, набрали учеников. И школа заработала. Примерно в то время я с отличием окончил в Хабаровске художественно-графический факультет.

- Ваша новая выставка называется «Люди Байкала». Это реальные люди или собирательный образ?

- В большей мере да. Я много путешествовал по Байкалу, останавливался в труднодоступных, не туристических местах. Многие эскизы начаты уже давно, лет 10 назад. И после прошлогодней выставки «Люди города» я сказал себе, что сделаю то, что давно задумал.

- Вы один из самых плодовитых художников. Ваши пейзажи можно увидеть не только почти во всех ангарских учреждениях, но и в Усолье, Большом Голоустном… Больше продаете или дарите? Вообще труд художника для вас – это творчество или ремесло?

- И то, и другое. Эта работа мозга очень интересна: перенести восхищение природой и окружающим миром в красках на холст или бумагу. Когда работа захватывает, забываешь обо всем. Но это такой же труд, как и всякий другой. Часто приходилось продавать свои картины задешево.

- Почему?

- Сначала нарабатывал мастерство. А потом… Жизнь такова, что почему-то деньги нужны всегда, каждый день. Можно выставить картину за 15 тысяч и полгода ждать, пока ее купят.

- Ваши работы ни с чем не спутаешь. Но есть те, кто называют такую живопись плакатной, схематичной. Мол, нет прорисовки деталей, лиц, пейзажи условны и похожи один на другой. Вы сами как определяете свой стиль?

- Это академическая живопись. Да, многое обобщено, что-то есть от соцреализма. Но прежде всего я стараюсь передать образ, пластику тела, создать движение, сцену. Ну а вырисовывать поры, волосики, это пусть ШИЛОВ в Москве делает. Зачем детализировать чешую рыбы? Надо передать объем, саму массу рыбы, чтобы зритель это почувствовал – вот что главное.

- На нескольких ваших полотнах изображена бутылка водки. А вы сами в чем черпаете вдохновение?

- Как все художники, я много наблюдаю, в голове постоянно образы, которые складываются в копилку будущих работ. А водка… Да, байкальские аборигены много ловят и много пьют. Там изображена реальная жизнь, пусть она выглядит для кого-то фантастичной. Танцы на берегу я лично видел своими глазами. Разожгут костер, по стакану водки хлопнут - и плясать!

- Следующей выставкой, которую вы официально пообещали, будет фантастика. Откуда такой резкий поворот от жизненных реалий к иллюзорности?

- Он не резкий. У меня осталось очень много эскизов по росписям в городе. Кто помнит, бывший кинотеатр «Пионер» в 90-е годы был весь расписан фантастическими мотивами. На передней стене была цветочная композиция, а по бокам звезды и жители других планет. Вот и сейчас несколько работ на эту тему у меня уже есть. Надо доработать, объединить их в единый цикл. Там будут животные, люди, пространство космоса… и обнаженные женщины.

Беседовала Оксана ТИХАЯ,
фото Николая СТЕРНИНА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.