Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Виктор БРОНШТЕЙН Моя не самая славянская фамилия…

Виктор БРОНШТЕЙН Моя не самая славянская фамилия…

Собеседник
665
0


Впервые за 25-летнюю историю «Золотого Витязя» Иркутску выпала честь стать площадкой одного из главных культурных событий России - VIII Международного славянского литературного форума. Гостем нашего номера стал известный предприниматель, хозяин галереи современного искусства, член Союза писателей и Союза журналистов России, профессор, социолог Виктор БРОНШТЕЙН, получивший одну из главных наград форума – «Серебряного Витязя».

- Виктор Владимирович, вы получили «Витязя» за ваш двухтомник публицистики «Маятник бизнеса: между орденом и тюрьмой», «Лабиринты судьбы: между душой и бизнесом». Поделитесь вашими впечатлениями о форуме.

- Создателем и бессменным председателем этого престижнейшего в славянском мире форума уже много лет является народный артист России, писатель, член Патриаршего совета Николай Петрович БУРЛЯЕВ. За все годы только один «Золотой Витязь» был вручен жителю нашего города - замечательному поэту Валентине СИДОРЕНКО, а серебряных не было вовсе. В разряде публицистики до сих пор у Иркутска был всего один «Бронзовый Витязь». Его присудили автору замечательных книг об Александре Валентиновиче ВАМПИЛОВЕ и Валентине Григорьевиче РАСПУТИНЕ, их другу и однокурснику РУМЯНЦЕВУ Андрею Григорьевичу. В этом году «Серебряного Витязя» за публицистику вручили также большому другу великих земляков, стоящему по уровню мастерства близко к своим именитым друзьям, Альберту Семёновичу ГУРУЛЁВУ.

- Верно ли, что среди участников форума обсуждался вопрос о том, чтобы писателя Валентина Распутина причислить к лику святых? Как вы отнеслись к этой идее?

- Действительно, в среде участников форума родилась и была озвучена со сцены Николаем Бурляевым очень интересная мысль о постановке и обсуждении в православной среде вопроса канонизации нашего великого земляка. По-моему, многие были бы счастливы молиться такому святому! Если бы моё мнение в этом вопросе чего-то значило, то я - за!

- А как быть с разговорами об антисемитизме писателя?

- Сейчас у меня мелькнула мысль: чего ради начинать этот непростой разговор? С другой стороны, эта тема и в Интернете муссируется, и друг В.Г. Распутина Альберт Гурулёв в своей новой книге «Остановиться… и оглянуться» ее касается. Возможно, мне с моей фамилией, русской мамой и евреем-отцом легче, чем Гурулёву, поговорить на эту щекотливую тему.

Я был лично знаком с великим писателем. Не единожды, хотя и не часто, с ним общался по поводу памятника А. Вампилову, реконструкции Харлампиевского храма. В 1997 году показывал первую выставку живописи в ресторане «Вернисаж» на ул. Урицкого, знакомил его с заказанным мной проектом восстановления храма святителю Иннокентию (архитектор А. ЯКОВЛЕВ). Во всех этих и других ситуациях всегда чувствовал весьма благожелательное отношение к нашим (с поэтом Геной ГАЙДОЙ) делам и лично ко мне. Кроме того, по отношению ко мне не было никогда и тени дискриминации со стороны журналов «Сибирь» и «Наш современник», где Валентин Григорьевич являлся постоянным членом редколлегии и непререкаемым авторитетом. Не только его слова, но даже намёка было достаточно, чтобы закрыть мне, как молодому автору, дорогу на их страницы. Вместо этого в обоих журналах моя не самая славянская фамилия появлялась чуть ли не каждый год. Думаю, что дела человека Валентину Григорьевичу были в тысячу раз важнее фамилий и национальностей.

Вместе с тем нетрудно догадаться, как относился наш самый большой писатель к таким гремящим на весь мир представителям российского олигархического еврейства, как БЕРЕЗОВСКИЙ, ГУСИНСКИЙ, НЕВЗЛИН, ХОДОРКОВСКИЙ и т.д., а также к активным творцам революции 1917 года. Но у подавляющего большинства населения России, в том числе и у еврейства, эти фамилии, мягко говоря, симпатий тоже не вызывают.

Весьма спорной, на мой взгляд, является в этом списке только фигура Михаила Борисовича Ходорковского. Вряд ли он преступил закон в большей мере, чем все другие сверхбогачи, активно вывозящие сырьё, капиталы и свои семьи за рубеж, готовые в любой момент убежать с тонущего не без их участия корабля.

- Какая из встреч с Распутиным запомнилась вам особенно и почему?

- Осенью 2008 или 2009 года со своей женой Светланой Ивановной писатель приехал чуть раньше времени на какое-то культурное мероприятие в бизнес-центр в Солнечном, и я, пользуясь случаем, пригласил их выпить по чашечке чая. Мне повезло: никто из высокого начальства не успел встретить писателя, и мы оказались втроем. Валентин Григорьевич живо поинтересовался, как идут дела по восстановлению Харлампиевского храма. В тот момент, после отъезда губернатора А.Г. ТИШАНИНА, в течение года я был его основным спонсором. Я рассказал писателю о чуде, связанном с храмом.

Надо сказать, что на помощь храму меня подтолкнула катастрофическая ситуация. От отца Евгения (СТАРЦЕВА), самозабвенно возрождающего храм из руин, я узнал, что по закону подлости его финансирование оборвалось в самый неподходящий момент и громада реставрируемого храма осталась мало того что без окон, так ещё и без сейсмопояса. Будучи инженером по образованию, я понимал, насколько это опасно. Поэтому позвонил отцу Евгению и сказал, что средства на сейсмопояс, а заодно на окна и двери, срочно изыщу и выделю. Работа закипела немедленно.

А дней через пять после заливки сейсмопояса Иркутск тряхнуло так, что всем жителям эти редкие 7-8 баллов запомнились надолго. Валентин Григорьевич внимательно выслушал эту историю и сказал: «Жалко, что у России не оказалось сейсмопояса. Но и её спасёт чудо!», а потом пожал мне руку.

За этим рукопожатием, в моём восприятии, стояла вся история русской классики, которую когда-то большой русский писатель Леонид Максимович ЛЕОНОВ уместил в несколько «теплопожатий»: «ГОРЬКИЙ жал руку ТОЛСТОМУ, Толстой - ТУРГЕНЕВУ, Тургенев - ГОГОЛЮ, Гоголь - ПУШКИНУ… Так и шло в русской литературе это теплопожатие. Мне Горький жал руку, и я ценил это». Это высказывание привёл автор биографии Леонова в серии ЖЗЛ Захар ПРИЛЕПИН, а уже после ухода Валентина Григорьевича продолжил цепочку: «Леонов – Распутину».

- Значила ли что-то для Валентина Григорьевича графа «национальность»?

- Говоря о мнимом антисемитизме Валентина Григорьевича, его близкий друг Альберт Гурулёв в книге «Остановиться… и оглянуться» называет товарищей-приятелей писателя с такими «славянскими» фамилиями, как Сергей ИОФФЕ, Борис РОТЕНФЕЛЬД, Владимир ИВАШКОВСКИЙ и др. Но самое главное то, что в бессмертных художественных произведениях Распутина антисемитизма нет и в помине. В своих художественных произведениях, да и в публицистике, Валентин Григорьевич, в отличие от Александра Исаевича СОЛЖЕНИЦЫНА, вовсе не касается еврейской темы и своим отрицательным героям не присваивает еврейских фамилий. Свой же народ, который под воздействием идеологии иногда, подобно Павлику МОРОЗОВУ, переступает через родственные, а также соседские отношения и топит ближнего («Живи и помни»), мужчины не умеют заступиться за себя и за своих дочерей («Дочь Ивана, мать Ивана»), а руководители бездушны («Уроки французского»), показан со всей беспощадностью. Но никому, слава Богу, не приходит в голову на этом основании Валентина Григорьевича обвинить в русофобии. Хотя кто-то, я уверен, додумается и до этого.

- Есть ли между писателями форума какие-либо разногласия, известно, что в творческой среде без этого не обходится.

- Размолвки, а иногда и склоки интеллигенции стали, по-моему, родовым проклятьем России. Эта традиция, к огромному сожалению, сохраняется и сейчас. Пример тому два враждующих писательских союза в России и четыре организации писателей в Иркутске.

Хорошо хоть между писателями на форуме особых разногласий не было, хотя и не всё было гладко. У кого-то вызвало подозрение, что в Иркутске есть пишущие и даже получающие высокие литературные награды… предприниматели. Такой российской диковинкой стал, конечно, я, а также депутат Юрий КОРЕНЕВ. Кого-то, что уж тут греха таить, удивила и моя не самая славянская фамилия, а ещё моя галерея с центральной экспозицией великого мастера, но, увы, неправославного Даши НАМДАКОВА.

Небольшой диспут на эту тему, к счастью, без молний разрядил атмосферу форума, тем более что во время прощального ужина из зала скульптур нашей галереи на собравшихся взирал и Гоголь, и протопоп Аввакум, и ангелы, выполненные из кедра замечательным иркутским скульптором, заслуженным художником России Львом СЕРИКОВЫМ. Вопросы и противоречия отпали сами собой. Искусство примирило всех.

Ольга БУРЕНКОВА,
специально для газеты «Время»
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.