Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Любовь ПРИМАК, стаж работы 46 лет: Я даже не ветеран труда!

Любовь ПРИМАК, стаж работы 46 лет: Я даже не ветеран труда!

Собеседник
640
0


Работать более 20 лет на одном месте – запросто. Слепить из глины ветер – легко. Заработать на этом деньги – можно. Но так ли на самом деле все гладко в жизни преподавателя детской художественной школы № 1? Того, чей портрет висит на Доске почета Ангарского городского округа. Об этом в канун Дня работников культуры (25 марта) мы поговорили с известным в городе мастером Любовью ПРИМАК.

- Любовь Семеновна, за что вы оказались на Доске почета?

- Да, висит моя голова возле «Саян», а за что? Потому что сто лет работаю. Еще говорят, что я хорошо работаю. Детей люблю, а они любят меня. Наверное, поэтому.

- У вас есть звание заслуженного работника культуры?


- Нет, я даже не ветеран труда. Хотя, конечно, хочется. Я ни на что не претендую в смысле денег. Просто досадно. У меня общий стаж 46 лет! Из них 30 лет я отдала художественной школе. 23 года работаю преподавателем в первой «художке» и 7 лет трудилась директором во второй.

- А за что дают звания, как думаете?

- Кто его знает? Пройдешь все бюрократические проволочки – получишь, не пройдешь – не получишь. Все просто.

- Было ли у вас желание уехать из Ангарска?

- Никогда. В Ангарске я живу с 1972 года. Приехала за мужем, которого распределили сюда на АЭМЗ из Хабаровска. Очень любили семьей отдыхать на острове Большой. А потом у нас появилась дача, работали там, гулять по городу стало некогда. Но Ангарск люблю всей душой.

- Как вы оцениваете работу отдела культуры? Справляется?


- В 2000 году я стала директором второй «художки». Там написала проект «Кукольные театры в художественной школе». Наш отдел его не одобрил, и он оказался в Москве. Там его очень расхвалили. Наши это проглотили. Из-за того что проект одобрили в столице, мы в школе целый год стояли на ушах, работали как проклятые, делали много разных кукол. Людмила АБРАМОВА, которая вела историю искусств, загорелась кукольным театром. Нам кинули из Москвы на это дело 270 тысяч рублей. На эти деньги мы купили компьютеры в школу, потому что тогда их там не было. Работа кипела. Потом деньги кончились, я в отдел культуры. Там сказали: зарабатывайте сами. А наш театр уже работал в полную силу. Для того чтобы у Абрамовой не угас пыл, я доплачивала ей… Летом 2007 года меня вызвала Елена КИРИЧЕНКО, тогдашний начальник отдела культуры, и сообщила, что контракт со мной… не продляют! Да и слава Богу, подумала я, потому что на тот момент уже была на пенсии. Да и домашние были против. Ведь я уходила на работу в 7 утра и приходила в 10 вечера. Вернулась в первую «художку». Но справедливости ради хочу добавить, что когда заболел мой Лёня (муж Любови Семеновной. - Прим. ред.), Елена Васильевна купила у меня керамики на 70 тысяч рублей.

- Сейчас вы продаете свои работы?

- В школе раньше преподавала живопись, рисунок, композицию. Потом настали трудные 90-е. Сын только что пришел из армии, дочь заканчивала школу. Их надо было одевать, кормить, учить. Денег нет, их просто не платят ни мне, ни мужу. Вспомнила, что в детстве увлекалась лепкой, хотела даже учиться на скульптора. Предложила Лёне лепить дымковские игрушки. Днем работала в школе, ночью дома лепила из глины. Налеплю, Лёня грузит их в коробки - и на АЭМЗ, где работал. В цехе, где закаляли металл, обжигал, потом шкурил, чтобы были гладенькие. Дальше я их расписывала, опять ночами. С готовыми ехала в Иркутск. До сих пор вспоминаю, как с огромными коробками в любую погоду шла через мост к «Интуристу». Там их сдавала. Уходили махом, только успевала возить. Вот так благодаря игрушкам мы и выкрутились в те трудные времена.


Керамику ангарчанки отличают острая характерность и внимание к деталям.

Сначала лепила «дымку», потом перешла на авторские, стала придумывать сама. Мы не обогатились. Тратили на нужды, а муж пытался копить. Потом эти накопления сгорели. В нашей стране не накопишь - сплошные кризисы.

Несколько лет назад у меня была выставка «Ветра Байкала». В соцсетях покупатель увидел фотографии этих работ и приехал специально в Ангарск из Китая, чтобы купить всю коллекцию разом. Предложили мне за нее хорошую сумму. Я продала. Деньги были нужны.

И вот уже лет шесть как не леплю. Лёня заболел, так меня как будто по рукам ударили. Муж умер в 2014 году. С тех пор так и лежит глина на кухне. Иногда достаю, разминаю, увлажняю, чтобы не засохла. Но лепить, нет, не лепится.

Еще у меня печки нет для обжига, это тоже сильно тормозит.

- Ценят ли в Ангарске творчество?


- Честно, нет. Мои работы в основном покупали иногородние. Посмотрят, что в Интернете керамика дорогая, и ко мне, так как я не знаю реальных цен на нее.

- Кем становятся ваши ученики?

- Наталья ДОВНИЧ сейчас преподает в иркутском политехе. Юлия БАРДИНА окончила отделение монументально-декоративного искусства изобразительного факультета того же политеха, сейчас выполняет огромные витражи в храмах. Алексей РЮТИН стал художником, его работы покупают даже за рубежом. Их очень много, газеты не хватит перечислять. Выпускники «художки» становятся в основном дизайнерами, архитекторами, проектировщиками. Моя дочь – дизайнер в Новосибирске.

- Приведете примеры культуры или бескультурья в нашем городе!

- Честно, никогда не сталкивалась ни с хамством, ни с каким-то бескультурьем. Это, наверное, как ты к людям, так и к тебе. Ну и сами посмотрите, разве могут ученики нашей школы хамить? Они здесь изучают искусство, во время лепки у всех такие одухотворенные лица. Заметила, что занятия с глиной очень успокаивают. Так что если у вас гиперактивный ребенок, попробуйте привести его к нам. Вдруг понравится?

- Никогда не хотелось выйти на большие формы? Стать скульптором, делать памятники?

- Для этого нужны условия. У меня их, к сожалению, нет. Ну и опять же если есть семья и дети, то забудь про какое-то свободное время, которое ты можешь провести с пользой для себя. Мужчинам в этом плане легче. Они не так эмоционально привязаны к детям, поэтому всегда служат какой-то великой цели. А женщина кто? Хранительница очага. Думаете, просто так я что ли по ночам лепила? Пока всех накормишь, уложишь, и только ночью можно было лепить. Я это называла ночными бдениями.

- Кто из мастеров керамики вас вдохновляет?


- В Ангарске я никого не знаю, так как в последние годы никуда не хожу. Я дикая, если честно. А в Иркутске уважаю Людмилу НАЗАРОВУ, директора художественного колледжа. Она очень хороший керамист.

- Глина лечит?

- Если бы я ее мазала регулярно на руки, то они бы у меня были как у девушки. Не зря же её продают в магазинах в виде различных масок. Для учеников глину я копаю за школой и смешиваю с песком, так как покупать специальную для лепки очень дорого. Очень редко её покупаем. Если же говорить образно, то после смерти мужа меня пока что глина не вылечила.

Мария СУХАНОВА,
фото Николая СТЕРНИНА
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.