Официальный сайт Ангарской газеты «ВРЕМЯ»

» » Юрий ЧЕРНЫХ: Разучились не делать, а думать

Юрий ЧЕРНЫХ: Разучились не делать, а думать

Собеседник
566
0
В этом году на ремонт дорог выделено более 133 миллионов рублей, 20 из них – средства муниципальной казны, остальное дали из федеральной по программе «Безопасные и качественные дороги». На эти деньги планируется привести в божеский вид 20 километров городских магистралей, 9 улиц. В прошлом году на ремонт ангарских дорог потратили почти 500 (!) миллионов рублей. А они всё равно сошли вместе со снегом. Почему ангарские дороги не могут пережить зиму?

Об этом мы поговорили с Юрием ЧЕРНЫХ, который точно знает, как отремонтировать дорогу так, чтобы она не развалилась на следующий год. Юрию Ивановичу 75 лет, больше половины из них он проектировал дороги. Сначала железнодорожные, а потом и городские в Оргстройпроекте.



Чтобы найти дорожные косяки, долго ходить не пришлось: улица Ленина, рядом с нашей редакцией, два колодца – один утоплен, другой выступает.

- Юрий Иванович, у вас, наверное, сердце кровью обливается, когда видите, как нынче ремонтируют дороги?

- Не то слово! Как сезон начинается, я всегда внимательно слежу за ремонтом. Руки чешутся самому взять и сделать. В своё время, когда мы дороги проектировали, а потом по нашим проектам их строили, они стояли годами, даже трещины не шли. А тут что? Год – средний срок службы новой дороги.

- Почему так происходит? Неужели правда разучились делать?

- Разучились думать. Вот вам пример. В 2015 году, когда были выборы губернатора, я сделал Сергею ЛЕВЧЕНКО наказ: если мы вас выберем, надо отремонтировать объездную дорогу до Большой Елани, она вся разбита. Левченко выбрали, и скоро мне пришёл ответ, что дорогу сделают, как только будет позволять среднесуточная температура. Не обманули, дорогу действительно привели в порядок. Красивая такая стала, все радовались! Но недолго. Зимой уже стало понятно, что ограждения на обочине не позволяют технике нормально убирать снег. В итоге коммунальные службы начистили там тоннели. Весной неубранный снег стаял в поры асфальта, и ночью, когда температура падала ниже ноля, разрывал его. Вконец разбили покрытие большегрузы, они по этой дороге возят уголь. У таких машин большая нагрузка на ось. В общем, уже весной по дороге было невозможно ездить – те же колдобины, что и были до ремонта. Работы выполняла подрядная организация «Стройдорхолдинг», они же выиграли муниципальные контракты в Ангарске в этом году, они же ремонтировали Декабристов в прошлом. Видели, что стало с этой улицей? Асфальт просел в нескольких местах, сейчас переделывают. В советские времена нас бы, наверное, расстреляли за такую халтуру. Звоню подрядчику, а они мне: ну так получилось, мы не виноваты, это тяжёлые машины разбили новую дорогу. А кто виноват? Проектировщики на то и нужны, чтобы продумывать все нюансы и строить с их учётом. Сначала надо понять, кто будет ездить по этой дороге – легковые или грузовые машины. Сколько их будет? Голова-то для чего дана?

- Но ведь делают-то по СНиПам?


- Да и с ними беда. Технический регламент к ремонту и строительству дорог у нас прописан один на всю страну. А страна большая и разная! Представляете, какие расхождения в климатических условиях, допустим, Краснодарского края и Сибири? Разве можно у нас, когда зимой минус 40 и летом плюс 40, класть такой же асфальт, как в Краснодаре, где температура ниже ноля не опускается и снега почти нет? Формально требования соблюдены: слой асфальта должен быть не меньше 7 сантиметров. Но ведь никто не запрещает делать больше, если ты хочешь, чтобы дорога не развалилась на следующий год. На Крымском мосту, например, покрытие двухслойное, толщиной 11 сантиметров. Это при том, что у них перепады температуры очень маленькие, хватило бы как раз 7.

- Ну так там и денег заложено столько, сколько нам и не снилось!

- Ангарску тоже денег выделяют не три копейки. Медвежью услугу нам оказывают торги. Там система какая – кто меньше предложил стоимость, тот и будет работать. А на чём он сэкономит? Привлечёт более дешёвую, соответственно, неквалифицированную рабочую силу. Использует асфальт более низкого качества, положит его меньшим слоем, не станет выравнивать полотно, не подготовит его должным способом. Это как с колбасой – не радуйтесь, что нашли дешевле. Просто вместо натурального мяса в ней 50% разных добавок. Не будет у нас хороших дорог, пока проектировщики вместо того, чтобы использовать современные технологии и думать над тем, как сделать лучше, думают над тем, как сделать дешевле.

- Какие ошибки дорожных рабочих в Ангарске вам больше всего бросаются в глаза?

- Про слишком тонкий слой асфальта я уже говорил, 7 сантиметров – слишком мало для наших климатических условий. Вторая самая распространённая ошибка – плохо утрамбовывают земляное полотно. Я как-то подошёл к рабочим, сказал им: у вас зачем здесь стоит каток? Утрамбуйте полотно, тогда асфальт не просядет, будет лучше держаться! А они мне: чего тебе, старик, надо? Иди отсюда! Не заставишь ведь работать, если они сами не хотят, а главное, не понимают, чем чревато плохо укатанное полотно. Ну и основание. Для Сибири его надо делать железобетонное, а они сыплют щебёнку. Вот и проваливается всё.

А если посмотреть на уже готовую дорогу, видно, что её как будто с закрытыми глазами делали. Люки то выступают на пять сантиметров, то, наоборот, проваливаются. По Коминтерна от Крупской до Ангарского проспекта 42 колодца. И ни один из них не сделан как положено. С ливнёвками то же самое. Понимаете, на каждом этапе ошибки!

Вот мы, когда проектировали дороги, лично потом контролировали их строительство. Плохо сделали – не принимаем работу! А сейчас кто контролирует? Выезжают специалисты администрации, которые и знать не знают, как надо строить и на что обращать внимание. Члены Общественной палаты – зачем они там? Проверять должны независимые профессионалы!

- Вы сами когда-нибудь обращались в администрацию, жаловались на плохое качество дорог?

- Пытался записаться на приём, не смог. Однажды писал В. ШУНОВОЙ (начальнику управления по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО. - Прим. автора), жаловался, что у нас межквартальный проезд в 17 микрорайоне, которым пользуются 7 домов, разбит в ноль. Дошло до того, что я, когда ремонтировал квартиру, собирал штукатурку и засыпал в ямы, чтобы хоть как-то машины могли проезжать. Потом на улице Коминтерна снимали старый асфальт, я его собирал в мешки и тоже ссыпал в эти ямы. Мне ответил специалист управления ДРОНОВ, что эта дорога принадлежит собственникам дома, соответственно, мы сами должны платить за её ремонт. Отвечаю: раз так, хорошо. Мы отремонтируем, но поставим бетонные блоки, чтобы никто, кроме жильцов нашего дома, там не смог ездить – ни «скорая», ни пожарная. Эта дорога ведь идёт ещё к 6 домам! Они быстро поняли, какую сморозили глупость, и отремонтировали проезд. Потому что он принадлежит не нам, а городу. Могут, когда хотят. Проблема в том, что хотят очень редко.

Ольга КНЯЗЕВА,
фото автора
Материал к публикации подготовил Администратор.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.