Ангарская газета «Время»



☎ 52-29-55 ✹✹✹ ВНИМАНИЕ! НАЧАЛАСЬ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ "ВРЕМЯ" НА 2-ое ПОЛУГОДИЕ 2019г. ☎ 52-29-55 ✹✹✹ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЦЕНЫ ПОДПИСКИ НА ГАЗЕТЫ: "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" и "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ" | ☎ 52-29-55
» » Евгений НОВИЦКИЙ: Сериалы отнимают наше время

Евгений НОВИЦКИЙ: Сериалы отнимают наше время

Фото: Анастасии ТЮЛЬПАНОВОЙ
Собеседник
158
0
На прошлой неделе в библиотеке № 3 имени Л.В. БЕСПРОЗВАННОГО состоялась встреча с 35-летним писателем Евгением НОВИЦКИМ. Евгений – автор шести книг, пять из которых – сборники рецензий на кинофильмы. А шестая – биография режиссёра Леонида ГАЙДАЯ, изданная в серии ЖЗЛ в 2017 году. О кино, и не только, мы поговорили с автором.

- Евгений, почему вы пишете только о кино?
- Я журналист, веду авторскую рубрику о кино в нескольких Интернет-изданиях, просто однажды решил собрать всё это в книги. Получились «100 культовых зарубежных фильмов», «50 культовых советских фильмов от «Александра НЕВСКОГО» до «Чучела», «Кино на каждый день», двухтомник «Мировое кино». Конечно, когда я начинал работать журналистом, писал и на другие темы, но постепенно ушёл только в эту. Если посчитать по книгам, посмотрел в общей сложности более 500 фильмов.

- Как успеваете?
- Это же самое простое, что может сделать любой человек, – посмотреть фильм. Пассивное занятие. Проще разве что сон. Даже чтобы книгу читать, нужно интеллектуальное усилие, а посмотреть кино – нет. Я в этом смысле просто обыватель, по вечерам смотрю. Но не больше одного в день.

- А зачем человеку читать рецензию на кино?
- Вопрос справедливый. Кино надо смотреть. Писать о кино – это всё равно, что танцевать об архитектуре. По рецензиям, пожалуй, вы можете только решить, стоит ли смотреть фильм. В них краткий пересказ сюжета, небольшой анализ, резюме.

- Книгу о Леониде Гайдае вам заказали?
- Нет! Я сам предложил и написал.

- Зачем? О нём, наверное, много всего написано…
- Все сведения, которые о нём были, разрозненные, я их собрал воедино. Книги в серии ЖЗЛ о нём не было. Была книга 2003 года «Гайдай Советского Союза», но, на мой взгляд, в ней много лишнего. А ведь это самый популярный режиссёр нашей страны, его фильмы всегда били все рекорды по просмотрам. На мой взгляд, это гениальный режиссёр, фильмы которого можно смотреть больше ста раз.

- В чём его феномен, на ваш взгляд?
- Это гений монтажа. Он знал, в какой последовательности расположить кадры, чтобы это цепляло любого человека. Он интуитивно чувствовал, как сделать смешно. У него не было никаких фокус-групп, которые, как у западных режиссеров, засекали время, сколько зритель не смеется. Он это просто чувствовал. Даже современные дети смотрят его фильмы!

- Есть мнение, что последние фильмы Гайдая стали хуже.
- Просто настало время, не подходящее для кино, – 90-е годы. Золотой век советского кинематографа – 60-е-70-е, именно в это время режиссёры сняли свои лучшие фильмы. Фильм Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода» в сравнении с его фильмами 60-х годов проигрывает, но в сравнении с другим перестроечным кино это всё равно, по-моему, номер один. Великое советское кино, на мой взгляд, погубили перестройка и гласность. Отменили цензуру, худсоветы, и наружу полезли безвкусица и пошлость.

- В критике мы не можем не опираться на опыт прошлого. На кого вы опираетесь в критике кинематографа?
- Я читаю иностранную критику, а наша, российская, долгое время была советской, там всё построено на идеологии. С приходом гласности стало преобладать пренебрежительное отношение ко всему. Поэтому у нас нет критической истории и авторитетов. Лучший критик современности, Денис ГОРЕЛОВ, публикуется в «Комсомольской правде». У него две книги - «Родина слоников» (о советском кино) и «Игра в пустяки» (о зарубежном). Вот его надо читать, независимо от того, любите вы кино или нет. Можно даже не смотреть ни один фильм из тех, о которых он пишет, но получить удовольствие от языка.

- Расскажите пошагово, как издать книгу?
- Написать и обратиться через Интернет в разные издательства. Разослать рукопись на их электронные адреса. Если ответят – значит, заинтересовались. Я пишу и романы, но они пока в издательствах отклика не находят.

- Какой тираж ваших книг?
- О фильмах – по тысяче экземпляров. Это стандарт для маленьких издательств. А в серии ЖЗЛ - 3,5 тысячи.

- Что бы вы посоветовали посмотреть из современных фильмов?
- Я опираюсь на один основной ориентир при выборе фильма, хоть современного, хоть старого, – имя режиссёра. В современном кинематографе хороших режиссеров не так много: Гаспар НОЭ, Михаэль ХАНЕКЕ, из русских таких в живых уже нет, но недавно были БАЛАБАНОВ, МУРАТОВА, Алексей ГЕРМАН-старший. Самый прогрессивный западный режиссёр в смысле массовости – ТАРАНТИНО, именно он снял самые интересные фильмы. Это Гайдай Соединённых Штатов. Можно даже проследить некоторые закономерности в их фильмах. Но Гайдай известен только в нашей стране, а Тарантино - во всём мире. У него тоже кино строится на монтаже, и ничего похожего больше нигде нет.

- Что вы думаете о популярном сейчас сериале «Чернобыль» компании НВО?
- На мой взгляд, отвратительный сериал. Деревянный. По декорациям и реквизиту всё сделано хорошо, воссоздан 1986 год, веришь, что это снято в СССР.

Но они ведь не понимают советских людей! Актеры играют жителей тоталитарного общества, произносят чеканные фразы, как будто в романе ОРУЭЛЛА «1984». Играют запуганных, затравленных.

Я убеждён, что создатели сериала даже не посмотрели советские фильмы 80-х годов. А это следовало обязательно сделать. Там видно, как советские люди жили в 80-е, это надо было перенести в «Чернобыль». А то, что касается фактов аварии и оформления, – это всё нормально сделано. На мой взгляд, есть более удачный фильм о Чернобыле Александра МИНДАДЗЕ «В субботу», он снят в 2011 году. Вот там смотришь и веришь.

- Почему сейчас сериалы стали популярнее фильмов?
- Это людям навязано. Продюсерам выгоднее снять сто серий в одних декорациях и с одними героями, чем снять сто хороших фильмов. Каналу выгоднее купить 100 серий и обеспечить себе рейтинг на сто дней вперед. Меня огорчает, что люди ведутся на это. Для меня фильм – это то, что можно посмотреть за один присест. То, что так не получается, я не смотрю. Лучший сериал в мире, на мой взгляд, - «Место встречи изменить нельзя». И он идёт, кстати, шесть часов, можно и зараз посмотреть. Люблю ещё британский сериал «Летающий цирк Монти Пайтон», это даже не сериал, а шоу, великолепный образец настоящего английского юмора. Юмор абсурда. И сделано это на фоне блестящего кинематографа.

А чаще всего мне жалко времени на 50 серий, я за это время могу 50 хороших фильмов посмотреть. И ещё претит то, что мне навязывают. Я хочу сам выбирать. Кроме того, сериалы неизбежно повторяют друг друга, а я люблю то, что уникально.

- Как вы относитесь к театру?
- Не люблю. Не могу смотреть на людей на сцене, не могу преодолеть эту условность.

- Что вы читаете?
- Люблю постмодернизм: СОРОКИНА, ПЕЛЕВИНА. Саша СОКОЛОВ, на мой взгляд, один из лучших из ныне живущих писателей. Самая большая трагедия русской литературы после смерти ПУШКИНА, на мой взгляд, - это то, что был уничтожен четвёртый роман Соколова. Он не стал его восстанавливать и вообще ушёл из литературы.

Материал к публикации подготовил Администратор сайта.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментарии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.