✹ СДАЕТСЯ В АРЕНДУ ✹ Складские и торговые помещения | Супермаркет «ПАЛЬМИРА» | 8-902-17-43-412, 8(3955)52-31-00 | Ул. К Маркса 34 ✹
77 лесных пожаров действует в Иркутской области

С начала пожароопасного периода на территории Иркутской области, по данным Иркутской базы авиационной охраны лесов, зарегистрировано 600 пожаров, общая площадь составила 81410,2 га.

6 июл 2020
84 0
Новая статистика

6 июл 2020
83 0
Карта распространения коронавирусной инфекции

6 июл 2020
99 0
Новая статистика

5 июл 2020
215 0
Новая статистика

4 июл 2020
426 0
Ай эм фром Ангарск

Как учить английский в 81 год

4 июл 2020
490 0
УДАЧА

Во время голосования по поправкам в Конституцию проводилась лотерея. Реклама обещала квартиры, машины, телевизоры, смартфоны, планшеты. И не обманула. В Ангарске уже есть трое победителей этой

4 июл 2020
514 0
ТРАГЕДИЯ

1 июля на опасной нижней тропе, ведущей от Листвянки в сторону Больших Котов, погибла 11-летняя девочка из Иркутска

4 июл 2020
555 0
Клубники будет много

Наконец-то, появились на рынках дары садов и огородов - свежие овощи, цветы и, конечно, ягода!

4 июл 2020
138 0
БЕЗ ТРАМВАЯ

В выходные дни, 4 и 5 июля, будет закрыто движение трамвая по маршруту № 6

4 июл 2020
469 0
» » Ирина МУРАШОВА, коррекционный психолог: Комиссия никогда не ошибается

Ирина МУРАШОВА, коррекционный психолог: Комиссия никогда не ошибается

Фото: предоставлено И.Ю. МУРАШОВОЙ
Собеседник
1 239
0
В конце ушедшего года кандидат психологических наук Иркутского государственного университета 52-летняя ангарчанка Ирина МУРАШОВА получила от Минобрнауки России ученое звание доцента по специальности «Коррекционная психология». Мы встретились с ней, чтобы задать несколько вопросов о детях с особыми образовательными потребностями.

- Ирина Юрьевна, почему вы занялись именно коррекционной психологией?
- Мой стаж работы в образовании 33 года. После окончания педучилища работала в детских садах Ангарска воспитателем. Стала замечать, что с каждым годом всё больше появляется детей с дефектами речи. А после того, как у моей собственной дочери выявилось горловое произношение звука «р», я пошла учиться в институт на дефектологический факультет. И не зря! Исправила дефект и дочери, и впоследствии сыну. Они и не помнят, что когда-то говорили неправильно. В целом в должности учителя-логопеда в Ангарске я проработала 17 лет.

- С чем связано увеличение нарушений речи у детей?
- Как ни странно, с научно-техническим прогрессом. Речевое развитие ребенка возможно только в живом общении на основе подражания окружающим. Та речь, которую дети слышат из динамиков гаджетов, является суррогатной, а значит, непригодной для имитации. Чтобы речевое развитие было правильным, ребёнок должен не только слышать живую речь, но и видеть, как двигаются органы артикуляционного (речевого) аппарата. Замечали, что младенец, который ещё не умеет говорить, внимательно смотрит на рот мамы? Это он обучается речи. Чтобы речь ребёнка была правильной, больше общайтесь с ним вживую. Да, функциональные дефекты звукопроизношения исправить можно в любом возрасте. Но это сложный процесс с долгим закреплением, отработкой навыков. И если звуки речи поставить взрослому, остается риск, что в стрессовой ситуации он может вернуться к привычному неправильному произношению.

- Вы работали не только в области логопедии, но и занимались другими нарушениями у детей. Их тоже в последнее время стало больше?
- Нет. На мой взгляд, увеличение наблюдается только в отклонениях в речевом развитии. Детей с умственной отсталостью (в том числе с синдромом Дауна), аутизмом, задержкой психического развития, нарушениями слуха, зрения примерно столько же, сколько было всегда. Просто в наше время улучшилась диагностика. Например, раньше реже диагностировали аутизм, в зависимости от психического статуса ребёнку могли поставить умственную отсталость или задержку психического развития. Стало практиковаться инклюзивное образование – когда в одном классе занимаются и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по программам, адаптированным по каждому типу, в частности и для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

- На ваш взгляд, инклюзивное образование – это хорошо? Или лучше особых детей учить отдельно, как раньше?
- Хорошо, если учить по правилам. Вместе могут учиться в условиях инклюзии только дети с сохранным интеллектом. А вот обучение детей с умственной отсталостью совместно со здоровыми нормативными актами не предусмотрено. Только в коррекционной школе или в отдельном коррекционном классе.

- Умственная отсталость и задержка психического развития – это разные явления?
- При задержке развития в условиях своевременной и систематической психолого-медико-педагогической коррекции есть возможности догнать сверстников. А умственная отсталость – это тотально, то есть навсегда. Однако ребёнок способен окончить коррекционную школу, а при легкой умственной отсталости даже освоить определенную профессию. При этом конкретика мышления, наивность, уязвимость останутся у него на всю жизнь. Именно поэтому такие люди нуждаются в постоянной поддержке со стороны семьи и общества.

- Распространены случаи, когда ребёнку диагностируют нарушение – задержку психического развития или умственную отсталость, а родители не желают это признавать и переводить ребёнка с общеобразовательной программы. Что вы посоветуете таким родителям?
- Я семь лет возглавляла в Ангарске психолого-медико-педагогическую комиссию, не понаслышке знаю о непринятии диагноза. У родителей всегда есть опасение, что комиссия ошиблась. Не признавая заключение комиссии, родители думают, что защищают своё дитя. Утверждаю, что комиссия никогда не ошибётся, любое сомнение всегда трактуется в пользу ребёнка. Если хотя бы один член комиссии считает, что у ребёнка не умственная отсталость, а задержка психического развития, то ребёнку будет поставлена задержка и будет дана возможность поучиться по более тяжелой программе. Если это умственная отсталость, то она никуда не уйдёт и впоследствии всё равно будет выявлена.

На реагировании родителей на диагноз ребёнка люди диссертации защищали. Одна из распространённых реакций – родители начинают винить себя в выявленных дефектах. Не стоит заниматься самоедством, причин существует много, и они не всегда связаны с асоциальным образом жизни. Это и генетика, и грипп в период беременности, и родовые травмы. Если и пытаться искать причину, то только для того, чтобы следующий ребенок родился здоровым. Лучший способ реагирования – прислушиваться к специалистам, а не заниматься самоугрызением.

- Некоторые патологии плода видны на раннем сроке беременности. Вы рекомендуете прерывать такую беременность или сохранять?
- На раннем сроке можно выявить некоторые наследственные, генетические заболевания, хромосомную аномалию. Одна из них синдром Дауна. Моё мнение: если о патологии узнали вовремя, то гуманнее по отношению не только к себе, но и ко всей семье, прервать такую беременность и потом попытаться родить здорового ребенка. Синдром Дауна - это всегда умственная отсталость и непродолжительная жизнь, в среднем до 30-40 лет.

- Самая болезненная сегодня тема – психология подростков. Они пробуют наркотики, сбегают из дома, кончают жизнь самоубийством. Как родителям вовремя предотвратить беду?
- Единственный известный всем и универсальный совет: больше общаться с подростком. Не отстраняться от него, жить его жизнью, ставить себя на его место. Но каждый случай - особенный. И если вы чувствуете трудности в общении с подростком, обязательно вовлекайте специалиста. Для начала хотя бы школьного психолога.

Материал к публикации подготовил Администратор сайта.
Совместно с интернет-порталом: «Poznan Live» - żywy portal Poznania.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Комментарии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.